9. При сварке обечаек и приварке днищ к обечайкам должны применяться стыковые швы с полным проплавлением.
Допускается применять угловые и тавровые швы при приварке штуцеров и фланцев.
Допускается применять нахлесточные сварные швы для приварки укрепляющих колец и опорных элементов.
10. Наружные сварные швы резервуаров должны быть расположены так, чтобы обеспечить возможность их визуального осмотра и контроля качества неразрушающим методом (ультразвуковым, радиографическим и другим), а также устранения в них дефектов.
11. Сварные швы резервуаров не должны перекрываться опорами. Допускается местное перекрытие опорами сварных швов на общей длине не более 0,35 Dн (Dн - наружный диаметр резервуара) при условии, что перекрываемые участки швов по всей длине проконтролированы радиографическим или ультразвуковым методами.
Перекрытие мест пересечения швов не допускается.
12. При сварке стыковых соединений элементов разной толщины необходимо предусмотреть плавный переход от одного элемента к другому постепенным утонением элемента, имеющего большую толщину. Угол скоса элементов разной толщины должен быть не более 20°.
Допускается выполнять сварку стыковых швов без предварительного утонения более толстого элемента, если разность в толщинах соединяемых элементов не превышает 30% от толщины более тонкого элемента, но не более 5 мм; при этом форма шва должна обеспечивать плавный переход от толстого элемента к тонкому.
13. Размерные и прочностные характеристики и свойства сварных соединений, температурные условия производства сварочных работ по ГОСТ 1561 и ОСТ 32.48.
IV. Арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства
14. Для управления работой и обеспечения безопасной эксплуатации резервуаров, в зависимости от назначения, резервуары или трубопроводы, подводящие и отводящие из резервуаров рабочую среду, должны быть оборудованы:
запорной или запорно-регулирующей арматурой;
манометрами;
предохранительными устройствами.
15. Запорная и (или) запорно-регулирующая арматура должна устанавливаться на штуцерах, непосредственно присоединенных к резервуару, или на трубопроводах, подводящих и отводящих из резервуара рабочую среду. В случае последовательного соединения нескольких резервуаров необходимость установки такой арматуры между ними определяет разработчик.
16. Арматура должна иметь следующую маркировку:
наименование и (или) товарный знак изготовителя;
условное давление, МПа (допускается указывать рабочее давление и допустимую температуру);
условный проход;
направление потока среды;
марку материала корпуса.
17. На маховике запорной арматуры должно быть указано направление его вращения при открывании и закрывании арматуры.
18. Арматуру, имеющую маркировку по ГОСТ 4666, но не имеющую паспорта, допускается применять после проверки марки материала, проведения ревизии арматуры и испытания. Данные должны быть записаны в паспорт резервуара.
19. Предохранительные клапаны должны быть изготовлены по чертежам, утвержденным соответствующим департаментом МПС России, а их пропускная способность определена по ГОСТ 12.2.085.
Порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных клапанов в зависимости от условий эксплуатации должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.
20. Давление срабатывания предохранительных клапанов должно быть проверено на стендах.
Для главных воздушных резервуаров давление срабатывания должно быть на 0,1 МПа (1,0 кгс/кв. см) выше допускаемого рабочего давления.
21. Предохранительные устройства должны быть размещены в местах, доступных для технического обслуживания. Установка запорной арматуры между резервуаром и предохранительным устройством, а также за ним не допускается. Рабочая среда, выходящая из предохранительных устройств, должна отводиться в безопасное место.
22. Установленные на подвижном составе предохранительные клапаны должны быть опломбированы.
При пломбировании должны быть ясные оттиски: на одной стороне пломбы - название железной дороги и год, на другой - сокращенное обозначение депо (предприятия) и месяц проверки. Например, первая плашка - Октябрьская ж.д. 1997; вторая плашка - TЧ-7/VII.
23. Требования, обязательные при сертификации, должны быть особо оговорены в технической документации на резервуар.
24. Специализированные предприятия и организации по вопросам расчета, проектирования, изготовления, испытания и ремонта воздушных резервуаров подвижного состава железных дорог Российской Федерации:
Специализация | Организация | Адрес, телефон |
1 | 2 | 3 |
1. Резервуары воздушные тепловозов магистраль- ных, маневровых, про- мышленных: проектирова- ние, расчеты на проч- ность, контроль, метал- ловедение, техническое диагностирование, опре- деление остаточного ресурса, сертификацион- ные испытания | Научно-исследова- тельский институт тепловозов и путевых машин (ВНИТИ) | 140402, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, 410 т. 30-3-14 |
2. Резервуары путевых машин: проектирование, расчеты на прочность, контроль | Центральное конст- рукторское бюро тяжелых путевых машин (ЦКБпутьмаш) | 107014, г. Москва, 3-я Сокольническая ул., д. 5 т. 268-72-58 |
3. Резервуары подвижно- го состава: проектиро- вание, расчеты на прочность, контроль, металловедение, сварка, техническое диагности - рование, эксплуатация, сертификационные испытания | Всероссийский науч- но-исследовательский институт железнодо- рожного транспорта (ВНИИЖТ МПС) | 129851, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., 10 т. 287-31-51 |
4. Резервуары путевых машин: изготовление, контроль, эксплуатация, коррозия | Проектно-технологи- ческое конструктор- ское бюро Департа- мента пути и соору- жений (ПТКБ ЦП) | 125299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, 6 т. 159-20-84 |
5. Резервуары тягового подвижного состава: техническая документа- ция и технологическое оборудование для теку- щего ремонта тягового подвижного состава в локомотивном депо | Проектно-конструк- торское бюро Депар- тамента локомотивно- го хозяйства (ПКБ ЦТ) | 107066, г. Москва, Ольховский пер., 205 т. 262-73-62 |
6. Резервуары вагонные: надзор, эксплуатация, контроль | Проектно-конструк- торское бюро Депар- тамента вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) | 109316, г. Москва, Волгоградский пр., 23 т. 171-79-98 |
7. Резервуары тягового подвижного состава и вагонные: ремонт | ЗАО "Желдорреммаш" | 107228, г. Москва, ул. Ново-Рязанская, 12 т. 262-27-49 |
ЗАО "Вагонреммаш" | 111024, г. Москва, ул. Энтузиастов, 4 т. 262-48-47 | |
8. Резервуары вагонов, в том числе специаль- ных, и моторвагонного подвижного состава: проектирование и расчеты на прочность | Центральное конст- рукторское бюро транспортного маши- ностроения (ЦКБ ТМ) | 170030, г. Тверь, Петербургское шос- се, 45 в т. (0822) 55-91-23 |
9. Резервуары моторва- гонного подвижного сос- тава: проектирование, расчеты на прочность, контроль, металловеде- ние, техническое диагностирование | ОАО "Демиховский машиностроительный завод" | 142632, г. Орехово- Зуево т. 12-72-00; 15-64-01 |
10. Резервуары вагонов, в том числе специаль- ных; проектирование, расчеты на прочность, сертификация | Государственный научно-исследова- тельский институт вагоностроения (ГосНИИВ) | 103848, г. Москва, ул. Пушкинская, 11 т. 292-02-47 |
11. Резервуары электро- возов постоянного и пе- ременного тока: проек- тирование, расчеты на прочность, контроль, металловедение, сварка, техническое диагности- рование, определение остаточного ресурса | Всероссийский науч- но-исследовательский и проектно-конструк- торский институт электровозостроения (ОАО ВЭлНИИ) | 346413, г. Новочер- касск т. (863-52) 9-25-21 |
Приложение 2 Формы учета освидетельствования, испытания и ремонта резервуаров, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств
Приложение 2
к Правилам надзора
за воздушными резервуарами
подвижного состава железных
дорог Российской Федерации
от 4 августа 1998 г. N ЦТ-ЦВ-ЦП-581
ФОРМЫ
УЧЕТА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, ИСПЫТАНИЯ
И РЕМОНТА РЕЗЕРВУАРОВ, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
ПРИБОРОВ И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
Форма 1 ТКУ-6 Книга освидетельствования, ремонта и промывки главного воздушного резервуара, принадлежащего локомотиву, моторвагонному подвижному составу
Форма 1
ТКУ-6
КНИГА
освидетельствования, ремонта и промывки главного
воздушного резервуара, регистрационный N ___________,