5.2.6. Разработку траншей на продольных уклонах до 15°, если нет поперечных косогоров, следует выполнять одноковшовым экскаватором сверху вниз. Работа на продольных уклонах от 15° до36° должна осуществляться с якорением экскаватора. Число якорей и метод их закрепления определяются расчетом.
5.2.7. Работа роторных экскаваторов разрешается на продольных уклонах до 36° при движении их сверху вниз. При уклонах от 36° до 45° применяется якорение экскаватора.
5.2.8. Работа бульдозера разрешается на продольных уклонах до 36°.
5.3. Особенности производства работ в мерзлых грунтах
5.3.1. Перед началом земляных работ в зимнее время должен быть удален снег с полосы будущей траншеи.
5.3.2. Во избежание заноса траншей снегом и смерзания отвала грунта при работе зимой разработка траншей в задел запрещается. Технологический задел между землеройной и изоляционно-укладочной колоннами должен быть не более суточной производительности укладочной колонны.
5.3.3. Устройство траншей на участках трассы с большой глубиной промерзания грунта и его крепостью, не превышающей 400 ударов плотномера ДорНИИ, целесообразно осуществлять роторными траншейными экскаваторами без откосников.
В других случаях разработку траншей ведут одноковшовыми экскаваторами с предварительным рыхлением мерзлого грунта.
Грунт необходимо рыхлить механическим или буровзрывным способами, при глубине промерзания более 0,4 м.
5.3.4. Основные параметры взрыва, полученные расчетным путем, подлежат уточнению опытным взрыванием.
5.3.5. При балластировке трубопровода большого диаметра железобетонными пригрузами разработку траншей на прямолинейных участках трассы с мерзлым грунтом крепостью до 400 ударов плотномера ДорНИИ ведут комбинированным способом в такой последовательности(схема: бульдозер + 2 роторных экскаватора + одноковшовый экскаватор):разрабатывают корытообразную выемку глубиной 0,6-0,7 м и шириной 6-7 м с предварительным рыхлением грунта стоечными рыхлителями или другими мощными рыхлителями с последующими уборкой его бульдозером. Затем вдоль одной из границ проектного профиля траншеи разрабатывают пионерную траншею шириной 1,8 м на глубину 2,2-2,4 м роторным траншейным экскаватором и засыпают ее бульдозером. Далее разрабатывают вторую траншею шириной 1,2 м той же глубины роторным экскаватором с оставлением целика между траншеями шириной 10-15 см. Эту траншею также засыпают бульдозером. Разрыхленный таким образом грунт убирают из траншеи одноковшовым экскаватором вместе с грунтовым целиком.
5.3.6. Комбинированный способ разработки траншеи может быть реализован и по другим схемам в зависимости от прочности грунтов. Например: а) бульдозер + роторный экскаватор + одноковшовый экскаватор + одноковшовый экскаватор; б) бульдозер + роторный экскаватор; в)бульдозер + одноковшовый экскаватор + роторный экскаватор.
5.4. Особенности производства работ в условиях болот
5.4.1. В зависимости от несущей способности болота разработку траншей осуществляют:
на болотах с несущей способностью более 0,01 МПа - болотными одноковшовыми экскаваторами или обычными одноковшовыми экскаваторами, установленными на перекидных щитах или сланях;
на болотах с несущей способностью менее 0,01 МПа - экскаваторами, установленными на понтонах или пеноволокушах.
5.4.2. При глубине торфяного слоя до 1 м с подстилающем основанием, имеющим высокую несущую способность, разработка траншеи осуществляется с предварительным удалением торфа бульдозером или экскаватором. При этом глубина траншеи должна быть на 0,15-0,2 м ниже проектной отметки. При использовании экскаватора для выторфовывания протяженность создаваемого фронта работ должна быть 40-50 м.
5.4.3. На болотах большой протяжённости с низкой несущей способностью траншею следует разрабатывать зимой, после предварительного промораживания.
5.4.4. На участках с глубоким промерзанием болота работы должны выполняться с предварительным рыхлением мёрзлого слоя.
5.4.5. При прокладке трубопровода через межболотные озера шириной до 50 м и глубиной до 1 м траншеи разрабатывают одновременно с двух противоположных берегов одноковшовыми экскаваторами с дамбы. Для этой цели с каждого берега устраивают пионерным способом (дамбы) насыпи, по которым перемещаются экскаваторы, разрабатывающие траншеи на дне озера. Дамба также используется для монтажа и укладки трубопровода.
5.4.6. На озерах шириной более 50 м или глубиной более 2 м траншеи на дне этих водоемов разрабатывают одноковшовыми экскаваторами, установленными на понтонах. При этом понтоны якорятся.
5.5. Отсыпка дамб (насыпей) на болотах
5.5.1. Насыпи на болотах I и II типов(глубиной до 2 м) устраивают, после удаления торфа на полосе прокладки трубопровода на всю глубину. На болотах III типа (без сплавин) насыпи сооружают без выторфовывания. В этом случае торфяная масса выдавливается весом насыпаемого минерального грунта. На болотах III типа с толщиной сплавины до0,5 м насыпи отсыпают непосредственно на сплавину с погружением ее на дно. При толщине сплавины более 0,5 м целесообразно устройство в ее теле двух продольных прорезей на расстоянии, равном ширине основания насыпи, на которую отсыпается минеральный грунт, с погружением ее на дно болота.
Прорези разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с пеноволокуш или взрывным способом.
5.5.2. Отсыпку насыпи следует выполнять в таком порядке: первый слой на 25-30 см выше уровня болота отсыпают пионерным способом самосвалами, разгружающими материал отсыпки на берегу болота, затем бульдозерами его сдвигают в сторону наращивания насыпи. Отсыпку можно вести с одной или с двух сторон болота. После отсыпки первого слоя на полную длину насыпи сооружают второй слой до проектной отметки низа трубы с последующим уплотнением. Третий слой до проектной отметки насыпают после полной осадки насыпи.
5.5.3. На залитых водой болотах II и III типов большой протяженности (более 200 м) при наличии в основании болот хорошо дренированных гравийно-песчаных, песчаных или супесчаных грунтов целесообразно насыпь устраивать посредством намыва гидромеханизированным способом, при наличии вблизи трассы достаточных объемов воды для этих целей.
5.5.4. Для намыва таких насыпей следует применять без эстакадный продольно-встречный способ гидронамыва, который должен осуществляться специальными подразделениями. Насыпи намывают участками шириной до 35 м и протяженностью 200-350 м, так называемыми «картами намыва". Для образования "карты намыва" по ее контуру устраивают грунтовые валики или устанавливают сборно-разборные деревянные щиты, задерживающие намытый грунт на "карте намыва".
Гидросмесь (пульпу) на намываемую площадку подают торцевым или рассредоточенным способом с низких инвентарных опор. Для отвода воды в конце карты намыва устраивают пруды-отстойники и водоотводные канавы. Грунтовые насыпи под трубопроводы следует намывать с запасом на осадку.
5.6. Особенности производства работ в песчаных грунтах и на орошаемых землях
5.6.1. Траншеи в песчаных грунтах должны разрабатываться с большими откосами бульдозерами, скреперами, одноковшовыми экскаваторами.
Неглубокие траншеи (до 1,2 м- в сыпучих грунтах и до 1,5 м - во влажных) допускается разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом.
При устройстве глубоких траншей в сыпучих песках должен применяться комбинированный способ разработки грунта. Верхний слой грунта (глубиной до 1,0 м) разрабатывается бульдозерами, а остальная часть до проектной отметки - одноковшовыми экскаваторами.
Разработку траншей в плотных, закрепленных растительностью и влажных песчаных грунтах следует производить роторными экскаваторами, снабженными откосообразователями, формирующими стенки с откосами от дна траншеи.
В местах кривых вставок трубопровода при работе в закрепленных несыпучих песчаных грунтах траншеи должны разрабатываться одноковшовыми экскаваторами.
5.6.2. Прокладку трубопроводов на поливных землях рекомендуется выполнять в период, когда не производится орошение земель. После засыпки трубопровода следует восстанавливать поливные борозды.
5.6.3. При пересечении оросительных каналов необходимо устраивать водопропуск на время производства работ.
5.6.4. В немерзлых грунтах траншеи глубиной до 1,0-1,2 м для трубопроводов малых диаметров целесообразно разрабатывать плужными канавокопателями.
5.6.5. При многониточной прокладке трубопроводов в общей траншее широкие траншеи следует, как правило, разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом.
5.6.6. Во влажных песках разработку траншеи следует вести роторным экскаватором с откосниками или разрабатывать верхний слой бульдозерами с последующей доработкой траншеи одноковшовым или роторным экскаватором до проектной глубины.
5.7. Засыпка трубопровода
5.7.1. До начала работ по засыпке уложенного трубопровода в любых грунтах необходимо:
проверить проектное положение трубопровода и плотное его прилегание к дну траншеи;
проверить качество и в случае необходимости отремонтировать изоляционное покрытие;
провести предусматриваемые проектом работы по предохранению изоляционного покрытия от механического повреждения;
устроить подъезды для доставки грунта для подсыпки и присыпки;
получить письменное разрешение на засыпку уложенного трубопровода;
выдать наряд-задание на производство работ машинисту.
5.7.2. Засыпать траншею следует непосредственно после укладочных работ (после балластировки трубопровода или закрепления его анкерными устройствами).
5.7.3. При засыпке трубопровода необходимо обеспечить:
сохранность труб и изоляции;