Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 25 октября 2012 г. N ЕП/26374

Резолютивная часть решения оглашена "11" октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" октября 2012 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России Петрусенко Е.Ю.;
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Суворовой А.А.,
и.о. начальника правового отдела Айнутдинова Р.Ф. (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 1-14-76/77-12 по признакам нарушения СОАО "ВСК" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
основанием для возбуждения дела N 1-14-76/77-12 послужило поступившее в Московское УФАС России заявление от ОСАО "Ингосстрах" (далее также - Заявитель) с жалобой на действия участника размещения торгов СОАО "ВСК".
Из содержания заявления следует, что заказчиком - ОАО "МГТС" на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://mgts.ru/company/competitions/opened/reestrovyinomertorgov15/ было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования (реестровый номер торгов 15), а также была размещена конкурсная документация по лоту N 1 конкурса на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении транспортных средств, владельцем которых является ОАО "МГТС".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 11.03.2011 N 3 конкурсная комиссия ОАО "МГТС" приняла решение признать победителем конкурса СОАО "ВСК", предложившего наименьшую цену контракта - 911 171,20 рублей.
Заявитель отмечает, что в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, и страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Страховые тарифы согласно ст. 9 Закона об ОСАГО состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. При этом, базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Заявитель считает, что ОАО "МГТС" в процессе организации и проведения конкурса разместило на сайте всю необходимую информацию (базовый тариф, коэффициенты КТ, КМ, КО, КЕМ) для осуществления правильного расчета размера страховой премии и цены контракта (разъяснение положений конкурсной документации от 14.02.2011).
В связи с чем Заявитель полагает, что страховые компании-участники конкурса должны были предложить в конкурсных заявках равные цены исполнения контракта, рассчитанные в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 (далее - постановление).
В тоже время, Заявитель отмечает, что предложенная им цена контракта в размере 1 059 249,70 является ценой контракта, рассчитанной с соблюдением положений действующего законодательства РФ.
С учетом изложенного, Заявитель считает, что со стороны страховых компаний - участников конкурса, имеет место факт нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, выразившийся в неправильном расчете цены контракта и порядка расчета страховой премии, установленной Постановлением, что привело к уменьшению цены контракта, повлекшее получение СОАО "ВСК" незаконного конкурентного преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг.
В качестве заинтересованного лица для участия в деле было привлечено ОАО "МГТС", которым были представлены документы и сведения.
Рассмотрев материалы дела и пояснения заинтересованного лица, выслушав объяснения ответчика Комиссия установила следующее.
Заказчиком - ОАО "МГТС", размещены сведения о всех транспортных средствах, с указанием всей необходимой информации для расчета страховой премии.
Согласно расчету, произведенному Комиссией, в соответствии с тарифами, действующими на момент проведения открытого конкурса, страховая премия составила 1 059 249 (один миллион пятьдесят девять тысяч двести сорок девять) рублей 70 копеек. Указанный расчет совпадает с ценовым предложением заявителя - ОСАО "Ингосстрах".
В соответствии с информационной картой открытого конкурса на право заключения договоров страхования Лот N 1 договора на обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств значимость критерия "Качество услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС" составляет 20%, значимость критерия "цена" - 80% среди всех оцениваемых критериев.
На конкурс было подано семь заявок, среди которых заявки ОСАО "Ингосстрах" и СОАО "ВСК".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 3 от 11.03.2011 (далее - Протокол) заявке СОАО "ВСК" присвоен первый номер.
По рейтингу по качеству услуги страхования ОСАО "Ингосстрах" и СОАО "ВСК" получили 20 баллов, такие же баллы были присвоены еще двум страховым компаниям.
Следовательно, четыре страховые компании набрали максимальное количество балов по критерию "качество". Поскольку заявки участников размещения заказа оценивались по двум параметрам (цена и качество), то предложение с наименьшей ценой контракта, рассчитанной в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", предоставляет одному из указанных участников необоснованные преимущества перед своими конкурентами.
По рейтингу "цена" СОАО "ВСК" получило 17.16 балов с ценовым предложением в размере 911 171,2 руб., ОСАО "Ингосстрах" - 6.95 балов с ценовым предложением в размере 1 059 249,7 руб.
Таким образом, в результате оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе именно цена контракта, предложенная ниже, чем конкурентами, позволила СОАО "ВСК" стать победителем открытого конкурса.
Исходя из сведений, изложенных в письме СОАО "ВСК" (исх. N 5461 от 23.05.2012), СОАО "ВСК" не оспаривает неправильное установление цены контракта, тем самым и расчет страховой премии, одновременно указывая на то, что сотрудником компании не были приняты во внимание разъяснения ОАО "МГТС", опубликованные в день публикации конкурса.
Позднее СОАО "ВСК" письмом (исх. N 00-08-25/922 от 25.07.2012) были представлены дополнения, указывающие на нарушение со стороны ОАО "МГТС" ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) с указанием на то, что с даты опубликования изменений к конкурсной документации (14.02.2011) до вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (03.03.2011) прошло 17 дней, когда ч. 3 ст. 24 Закона о госзакупках предусмотрен срок не менее чем двадцать дней.
Комиссия не может согласиться с доводами СОАО "ВСК".
Из сведений, представленных письмом ОАО "МГТС" (вх. N 21159 от 02.08.2012), следует, что 10.02.2011 в адрес ОАО "МГТС" поступил запрос от ЗАО "СК "Транснефть" с просьбой дать разъяснения по конкурсной документации лот N 1: сообщить количество страховых случаев (ДТП) в течение последнего года.
На момент подготовки ответа была подана только одна заявка ЗАО "СК "Транснефть", поэтому разъяснения в письменной форме были направлены только данной страховой компании. Письменные разъяснения не изменяли суть конкурсной документации.
СОАО "ВСК" подало заявку на участие в конкурсе 03.03.2011 (в день вскрытия конвертов), т.е. уже после доведения до всех заинтересованных лиц разъяснений посредством их публичного опубликования, а именно когда была дополнена информация по транспортным средствам данными о классе на начало годового срока страхования и наличии страховых случаев (ДТП) в течение последнего года страхования. Представленные ОАО "МГТС" сведения соответствуют материалам делам.
Таким образом, СОАО "ВСК" располагало необходимым и достаточным временем, имела возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страховой премии, но оно не приняло зависящие от него меры по его соблюдению.
В связи с чем Комиссия не может согласиться с доводами СОАО "ВСК" о том, что действия ОАО "МГТС" не позволили СОАО "ВСК" осуществить расчет страховой премии в установленном законодательством РФ порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Входящие в состав страховых тарифов коэффициенты устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц по месту регистрации транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (часть 2 статьи 9).
В силу части 2 статьи 6 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования утверждены Постановлением.
Размер суммы страховой премии определяется в соответствии с указанным выше Постановлением как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент страховых тарифов (коэффициент бонуса - малуса - КБМ), который зависит от текущего класса и наличия страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
Согласно пунктам 2, 3, 4 раздела 3 Постановления для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.
Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
Следовательно, СОАО "ВСК" не применило поправочные коэффициенты, зависящие от наличия или отсутствия страховых выплат, соответствующие коэффициенты классов транспортных средств.