СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (с Изменением N 1) стр. 21

с кабелями связи - 0,15 м;
с кабелями радиотрансляционных сетей - 0,25 м.
15.20 Кабель в траншее следует укладывать "змейкой" для обеспечения запаса длины, необходимого для компенсации возможных деформаций грунта.
15.21 Для обеспечения сохранности кабеля следует прокладывать сигнально-поисковую ленту в траншее поверх кабеля связи.
15.22 В случае необходимости дополнительной защиты кабеля от механических повреждений следует предусматривать прокладку кабеля в железобетонных лотках, хризотилцементных, полимерных или стальных трубах.
15.23 Допускается прокладка кабеля связи путем его подвески на одних опорах с ВЛ. Подвеска кабеля связи допускается только на опорах габарита 35 кВ и выше.
Для подвески должен применяться кабель ВОЛС, встроенный в грозотрос.
Опоры ВЛ, на которые подвешивается кабель, и их закрепление в грунте должны быть рассчитаны с учетом возникающих при этом дополнительных нагрузок.

16 Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородных газов

16.1 Проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования сжиженных углеводородных газов фракций C3 и C4 и их смесей, нестабильного бензина и нестабильного конденсата (далее - СУГ), следует выполнять в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистральным газопроводам, а также настоящего раздела, за исключением требований, приведенных в 6.1, 6.4, 6.5, 7.16, 7.17, 8.2.4-8.2.6.
При проектировании указанных трубопроводов следует также руководствоваться нормами технологического проектирования трубопроводов СУГ и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
16.2 Трубопроводы для транспортирования СУГ (далее - трубопроводы) должны быть категории I независимо от их диаметра и вида прокладки, за исключением участков, которые должны предусматриваться категорией В:
переходы через железные дороги общей сети, автомобильные дороги общего пользования категорий I и II и водные судоходные преграды с примыкающими к этим переходам по обеим сторонам участками длиной не менее значений, приведенных в таблице 20;
трубопроводы в пределах территории НПС, ПС, в том числе внутри зданий;
трубопроводы на участках по 16.6;
трубопроводы на участках, где в соответствии с примечаниями к таблице 20 настоящими нормами допускается сокращать нормативные расстояния.
Таблица 20
Объекты, здания и сооружения
Минимальное расстояние, м, до оси трубопроводов номинальным диаметром DN
до 150 вклю-
чительно
свыше 150 
до 300 вклю-
чительно
свыше 300 
до 400 вклю-
чительно
1 Города и поселения городского типа
2000
3000
5000
2 Сельские поселения, коллективные сады с садовыми домиками, дачные поселки, отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, тепличные комбинаты и хозяйства, птицефабрики, молокозаводы, карьеры разработки полезных ископаемых, индивидуальные гаражи и открытые стоянки (более 20 автомобилей), отдельно стоящие здания с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, вокзалы и т.д.), жилые двухэтажные здания и выше;
1000
2000
3000
железнодорожные станции, аэропорты, морские и речные порты и пристани, гидроэлектростанции, гидротехнические сооружения морского и речного транспорта;
1000
2000
3000
железные дороги общей сети и автомобильные дороги общего пользования категории I;
1000
2000
3000
мосты железных дорог общей сети, автомобильных дорог общего пользования категорий I и II;
1000
2000
3000
склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов с объемом хранения более 1000 м3;
1000
2000
3000
автозаправочные станции, наливные станции и железнодорожные эстакады;
1000
2000
3000
мачты (башни) и сооружения многоканальной радиорелейной линии связи;
1000
2000
3000
телевизионные башни, территории НС, КС, НПС и ПС магистральных трубопроводов;
1000
2000
3000
открытые распределительные устройства напряжением 35, 110, 220 кВ электроподстанций других потребителей.
1000
2000
3000
3 Отдельно стоящие жилые дома не выше двух этажей, кладбища (действующие), сельскохозяйственные фермы, полевые станы;
300
500
800
реки с шириной зеркала в межень 25 м и более, судоходные реки, каналы, озера и другие водоемы, имеющие питьевое и рыбохозяйственное значение;
300
500
800
очистные сооружения, водопроводные и канализационные насосные станции с постоянным присутствием обслуживающего персонала;
300
500
800
автомобильные дороги общего пользования категорий II, III;
300
500
800
мосты железных дорог промышленных предприятий, автомобильных дорог общего пользования категории III и автомобильных дорог категорий IV, V с пролетом свыше 20 м.
300
500
800
4 Железные дороги промышленных предприятий, автомобильные дороги общего пользования категорий IV, V;
150
200
300
территории промежуточных НС данного трубопровода;
150
200
300
отдельно стоящие нежилые и подсобные строения, пункты обогрева ремонтных бригад, вертодромы и посадочные площадки без базирования на них вертолетов, мачты (башни) и сооружения технологической связи трубопроводов (кроме мачт, указанных в поз.8 настоящей таблицы), гаражи и открытые стоянки менее 20 автомобилей.
150
200
300
5 Устья нефтяных, газовых и артезианских скважин, находящихся в процессе бурения и эксплуатации
75
100
150
6 Специальные предприятия, сооружения, площадки, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ, карьеры полезных ископаемых с применением при добыче взрывных работ, склады сжиженных газов
По согласованию с органами
Государственного надзора и заинтересованными организациями
7 Воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод, в том числе в стесненных условиях трассы, опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их трубопроводом
В соответствии с [3] и разделом 9 настоящего свода правил
8 Мачты малоканальной необслуживаемой радиосвязи трубопроводов
15
15
15
9 Вдольтрассовый проезд
15
15
15
Примечания
1 При соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение указанных в поз.1, 2 расстояний при условии выполнения следующих технических решений:
прокладки трубопровода в защитном кожухе - не более чем на 50%;
уменьшения нормативного расстояния между запорной арматурой в два раза (до 5 км) - не более чем на 20%; в четыре раза - не более чем на 30%;
содержания в перекачиваемых СУГ менее 10% пропановых и других низкотемпературных фракций - не более чем на 50%.
Во всех перечисленных выше случаях должны быть предусмотрены средства автоматизированного отключения этих участков трубопроводов при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года их диагностирование неразрушающими методами контроля.
Коэффициент надежности по ответственности этих участков трубопроводов допускается принимать равным 1,21, а коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления 1,15.
2 На болотах типа III допускается сокращение расстояний до 5 м по поз.9 с учетом совместной прокладки в одной насыпи труб и кабеля связи.
3 Минимальные расстояния от оси трубопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке должны приниматься с коэффициентами: 1 - для поз.1, 2, 5, 8 и 9; 1,5 - для поз.3, 4 настоящей таблицы.
4 Трубопроводы СУГ должны располагаться за пределами границ поверхностей взлета и заходов на посадку к аэродромам.
5 Примечания 1-3 к таблице 4 распространяются также на настоящую таблицу.
6 Исключен
7 Исключен
8 При проектировании пересечений новых или реконструируемых автомобильных дорог общего пользования с действующими трубопроводами необходимо предусматривать обустройство пересекаемых трубопроводов в соответствии с требованиями 10.3.
Таблица 20.
16.3 Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от диаметра трубопровода, степени ответственности объекта и его протяженности, рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых СУГ, в том числе, температуры кипения, с целью обеспечения безопасности этих объектов, но не менее значений, указанных в таблице 20.
16.4 Глубину заложения трубопровода до верха трубы следует принимать не менее 1,5 м.
16.5 В случае одновременного строительства нескольких трубопроводов номинальным диаметром до DN 150 включительно допускается их укладка в одной траншее на расстоянии не менее 0,5 м друг от друга. При этом расстояние между объектом и ближайшим к нему трубопроводом устанавливается как для трубопровода номинальным диаметром DN 150.
16.6 Участки трубопроводов, прокладываемые на местности, расположенной на одинаковых отметках или выше населенных пунктов, зданий и сооружений, указанных в поз.1-4 таблицы 20, относятся к категории В в пределах проекции объекта на трубопровод и примыкающих к проекции с обеих сторон участков длиною, равной соответствующим минимальным расстояниям, указанным в таблице 20.
Вдоль этих участков должны предусматриваться канавы для отвода СУГ в безопасное место в случае разлива, если отсутствуют естественные преграды, предотвращающие растекание аварийного пролива СУГ в сторону защищаемых объектов.
16.7 Запорную арматуру, предусматриваемую к установке на трубопроводах в соответствии с 8.2.1, следует размещать непосредственно у границ участка категории I.
16.8 В качестве линейной запорной арматуры необходимо предусматривать арматуру бессальниковой конструкции, предназначенную для бесколодезной установки.
16.9 Запорная арматура должна быть стальной и предназначаться для соединения с трубопроводами при помощи сварки.
Применение фланцевой арматуры допускается только для подключения трубопроводов к оборудованию, а также к устройствам, используемым при производстве ремонтных работ.
Затворы запорной арматуры должны соответствовать классу герметичности А по ГОСТ 9544.
16.10 Расстояние между линейной запорной арматурой, устанавливаемой на трубопроводе, должно быть не более 10 км.
16.11 Линейная запорная арматура, а также запорная арматура, устанавливаемая у границ участков категории В, должна иметь дистанционное управление в соответствии с нормами технологического проектирования.
При этом для участков, оговоренных в 16.6, должно предусматриваться автоматизированное отключение запорной арматуры в случае утечки СУГ.
Методы обнаружения утечек регламентируются нормами технологического проектирования.
16.12 При параллельной прокладке трубопроводов узлы линейной запорной арматуры должны располагаться со смещением относительно друг друга не менее чем на 50 м.
16.13 Каждый узел запорной арматуры должен иметь обвязку трубопроводами номинальным диаметром  100-150, обеспечивающую возможность перепуска и перекачки СУГ из одного участка в другой и подключения инвентарного устройства утилизации.
16.14 Не допускается для трубопроводов сжиженных углеводородных газов устройство колодцев для сбора продукта из футляров, предусматриваемых на переходах через железные и автомобильные дороги.
16.15 Трубопроводы номинальным диаметром DN 150 и более должны оснащаться узлами приема и пуска очистных устройств. Места расположения этих узлов устанавливаются в проектной документации в зависимости от конкретного профиля трассы трубопровода, но не более 100 км друг от друга.
При параллельной прокладке трубопроводов узлы приема и пуска СОД на соседних трубопроводах должны быть смещены относительно друг друга на 150 м. Освобождение от СУГ камер пуска и приема средств очистки и диагностики проводится в соответствии с нормами технологического проектирования.
16.16 Все элементы трубопроводов, оснащенных узлами приема и пуска очистных устройств, должны быть равнопроходными.
16.17 Пункты дистанционного управления, оснащенные запорными органами узлов приема и пуска очистных устройств, должны размещаться за пределами границы, определяемой радиусом, равным расстояниям, указанным в поз.3 таблицы 20 (для узла пуска - в направлении движения очистного устройства, для узла приема - в направлении, противоположном движению очистного устройства).
16.18 Насосные станции, размещенные на расстоянии менее 2000 м от зданий и сооружений, должны располагаться на более низких отметках по отношению к этим объектам.
16.19 Головные насосные станции следует располагать на площадках заводов-поставщиков, используя емкости, системы энерго- и водоснабжения и другие вспомогательные службы этих предприятий.
16.20 Промежуточные насосные станции должны располагаться на специально отведенных территориях с учетом требований норм технологического проектирования. Размещать насосные станции перед переходами через реки с шириной в межень свыше 200 м не допускается.
16.21 Минимальное расстояние от насосной станции до населенных пунктов, отдельных зданий и сооружений следует принимать по таблице 20 как для трубопровода, к которому относится насосная станция.
16.22 Запорная арматура на отводах от насосов к всасывающим и нагнетательным коллекторам должна предусматриваться с дистанционным управлением и размещаться: для оперативной работы - внутри здания насосной станции, для аварийных отключений - снаружи, на расстоянии не менее 3 м и не более 50 м от стены здания насосной станции.
16.23 Факел для сжигания газов при продувке резервуаров, насосов и трубопроводов насосной станции должен иметь высоту не менее 10 м и располагаться от ближайшего здания, сооружения, машины или аппарата насосной станции на расстоянии, устанавливаемом исходя из допустимого воздействия теплового потока на эти объекты, но не менее 60 м.
16.24 Трубопроводы насосных станций в пределах промышленных площадок следует прокладывать надземно на отдельно стоящих опорах или эстакадах. При этом всасывающие трубопроводы необходимо прокладывать с уклоном к насосам, а нагнетательные - от насосов. На трубопроводах не должно быть изгибов в вертикальной плоскости, препятствующих свободному стоку продукта.
16.25 Узлы подключения трубопровода к промежуточным насосным станциям должны оборудоваться дистанционно управляемой арматурой для отключения насосных от трубопровода без прекращения его работы.
16.26 Минимальное давление в любой точке трубопровода (с целью предотвращения образования двухфазного потока) должно быть выше упругости паров продукта на 0,5 МПа.
16.27 Необходимость установки опознавательных столбиков (знаков) и их оформление на переходах трубопроводов через железные дороги общей сети решается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.