Следует отметить низкий образовательный уровень участников преступлений: 39,5 процента от общего числа участников преступлений, совершенных в 2005 году, имели только начальное образование.
Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии, совершающих правонарушения, что значительно усугубляет криминогенную ситуацию в подростковой среде. Так, в 2005 году число лиц этой категории, доставленных в органы внутренних дел за различные правонарушения возросло на 27,4 процента, а состоящих на учете - 29,8 процента.
Не учащиеся и не работающие подростки с отрицательными поведенческими установками и низкой мотивацией к учебе и работе не конкурентоспособны на рынке труда.
Анализ причин отклонения от учебы и работы и совершения преступлений свидетельствует о том, что данная категория несовершеннолетних и молодежи нуждается в особых условиях обучения, воспитания, трудовой занятости.
Для создания таких условий требуется единая система социальной адаптации несовершеннолетних, совершивших правонарушения, на базе постоянной трудовой занятости с обеспечением организованного досуга, летнего отдыха и оздоровления с элементами спортивной и трудовой занятости, получения общего среднего образования, необходимых трудовых навыков, профессии и опыта современных производственных отношений, осуществления индивидуальной и групповой воспитательной, психологической и психотерапевтической помощи подросткам по коррекции их поведения, взаимодействия с семьей несовершеннолетних в целях воздействия на среду проживания, условий для временного проживания несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и находящихся в социально опасном положении.
Поэтому трудоустройство и социальную адаптацию несовершеннолетних, имеющих устойчивый криминогенный характер поведения, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и возвратившихся из пенитенциарных и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, целесообразнее и в десятки раз экономически выгоднее осуществлять на базе постоянных специализированных рабочих мест, так как минимальный ущерб, причиняемый одним фактом совершенного несовершеннолетним преступления, составляет от 440 до 510 тысяч рублей в год в зависимости от тяжести совершенного преступления.
Только уменьшение количества преступлений без учета снижения числа противоправных деяний, совершенных лицами, ранее судимыми, а также сокращения числа лиц, употребляющих наркотические вещества, ежегодно сэкономит 22,5 миллиона рублей.
Содержание одного учащегося в Сланцевской специальной общеобразовательной школе закрытого типа составляет 177 тысяч рублей в год.
Анализ криминогенной обстановки на территории области показывает, что необходима консолидация усилий органов власти Ленинградской области, правоохранительных органов, органов власти муниципальных образований, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и иными противоправными действиями. Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих росту числа правонарушений на территории Ленинградской области. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности на приоритетных направлениях комплексного решения задачи профилактики правонарушений.
Реализация Программы позволит создать действенный механизм предупреждения правонарушений путем привлечения всех слоев населения к обеспечению комплекса мероприятий по противодействию бытовой преступности, созданию условий, способствующих формированию активной жизненной позиции, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с населением, прежде всего с несовершеннолетними и молодежью. Программа предусматривает комплекс мер, направленных на создание условий для обеспечения занятости лиц, прибывших из мест лишения свободы, развития инфраструктуры системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи на базе постоянной занятости, обеспечения системы организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Реализация мероприятий, направленных на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, позволит стабилизировать обстановку с незаконным потреблением наркотиков, обеспечить функционирование всех субъектов профилактики распространения незаконного потребления наркотиков.
В основу раздела Программы, касающегося ресурсного обеспечения приоритетных направлений деятельности органов правопорядка, положен принцип технизации, который предусматривает повышение уровня работы органов правопорядка за счет модернизации технических средств без увеличения штатной численности сотрудников милиции.
При разработке Программы учтены предложения Министерства внутренних дел Российской Федерации по разработке базовой системы профилактики правонарушений в субъекте Российской Федерации, а также положения Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561.
1.2. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
укрепление законности и правопорядка на территории Ленинградской области;
повышение уровня безопасности граждан на территории Ленинградской области;
снижение масштабов незаконного потребления наркотических средств, сокращение уровня преступности и правонарушений, связанных с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Программой предусматривается решение следующих задач:
снижение уровня преступности на территории Ленинградской области;
воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, ресоциализацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
совершенствование нормативно-правовой базы Ленинградской области по профилактике правонарушений;
вовлечение в предупреждение правонарушений организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;
повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
организация системы ранней диагностики химической зависимости представителей групп риска и лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с обеспечением здоровья и жизни людей.
2. Сроки реализации Программы
Срок действия Программы: 2007-2009 годы.
3. Система мероприятий Программы
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач на всех стадиях реализации Программы. План реализации мероприятий Программы приведен в приложении 1 и содержит следующие разделы:
Раздел 1. Организационные мероприятия по выполнению Программы
Создание межведомственных комиссий по профилактике правонарушений в Ленинградской области, в муниципальных районах (городских округах), что позволит организовать работу по профилактике правонарушений; проведение ревизии действующей системы профилактики правонарушений; внесение корректив в механизм привлечения институтов общества, необходимых для повышения результативности профилактики правонарушений; осуществление анализа правоустанавливающих документов субъектов профилактики, определение сферы их компетенции и ответственности.
Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение профилактики правонарушений
Разработка нормативных правовых актов Ленинградской области в сфере обеспечения профилактики правонарушений; организация привлечения населения к обеспечению правопорядка на территории региона; внесение изменений в нормативные правовые акты Ленинградской области в целях установления ответственности за противоправные деяния среди подростков и молодежи. Создание нормативно-правовой базы позволит решить вопрос привлечения населения к обеспечению правопорядка и безопасности на территории Ленинградской области, ужесточить нормы административного права, направленные на пресечение правонарушений среди молодежи.
Раздел 3. Профилактика правонарушений в масштабах Ленинградской области
Организация привлечения населения к охране общественного порядка; принятие мер по укомплектованию милиции общественной безопасности; проведение специальных операций сотрудниками милиции. Организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, поддержка молодежных поисковых отрядов, организация спортивно-массовой работы, поддержка народного творчества в рамках региональных целевых программ "Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2005-2010 годы", "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы"; обеспечение досуговой деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни.
Реализация мероприятий в рамках действующих региональных целевых программ обеспечит:
открытие в муниципальных образованиях не менее 10 военно-спортивных клубов и центров с общим количеством занимающихся не менее 300 человек;
издание методической и иной информационной литературы, брошюр, газет (тому подобного) за три года в количестве не менее 10 тысяч экземпляров;
вовлечение в культурную и творческую деятельность более 15 тысяч человек;
обеспечение участие молодежи в мероприятиях, проводимых в соответствии с Программой, в количестве не менее 50 тысяч человек;
увеличение количества проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий согласно календарному плану на пять процентов.
Раздел 4. Комплексные мероприятия по противодействию терроризму
Проведение обследования объектов социальной значимости на территории муниципальных районов, организация оповещения населения об угрозе террористических актов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" реализация мероприятий позволит совершенствовать нормативные правовые акты Ленинградской области в части определения полномочий антитеррористических комиссий региона и муниципальных образований.
Проведение обследований социально значимых и потенциально опасных объектов на территории области имеет целью предотвратить проведение крупномасштабных террористических актов, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки на территории Ленинградской области.
Своевременное оповещение населения по каналам средств массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) об угрозах террористического характера имеет задачу своевременной эвакуации, недопущения паники, недопущения гибели гражданского населения.