Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.9.015-2016 "Рекомендации по организации автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений автомобильных дорог в составе интеллектуальных транспортных систем" (рекомендован распоряжением Фе стр. 4

- критериальные значения контролируемых параметров для ранжирования состояний объекта мониторинга;
- порядок (алгоритмы) сбора, хранения, анализа, оценки и передачи информации о результатах мониторинга;
- рекомендации по монтажу технических средств на объекте мониторинга.
Примечания.
1 Программа мониторинга разрабатывается специализированной организацией совместно с организацией-разработчиком ПСК ИССО и (или) организацией-разработчиком нового аппаратно-программного комплекса объектового уровня ПСК ИССО.
2 Программа мониторинга эксплуатируемых ИССО, как правило, должна быть взаимоувязана с программой строительного мониторинга.

6 Структура подсистемы контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений и ее место в архитектуре ИТС

6.1 Общие положения по выполнению обоснования ИТС и рекомендации по структуре и элементам подсистем ИТС, а также рекомендации по актуализации банка подсистем ИТС, применяемых на сети федеральных автомобильных дорог - по [10].
6.1 В рамках схемы построения доменной архитектуры интеллектуальной транспортной системы ПСК ИССО по ГОСТ Р ИСО 14813-1 принадлежит сервисной группе "Управление обслуживанием транспортной инфраструктуры" сервисного домена "Управление дорожным движением и действия по отношению к его участникам".
Кроме того, использование результатов функционирования ПСК ИССО возможно и в других сервисных доменах и группах ИТС (рисунок 1).
2129 × 1365 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Сервисные домены, группы и сервисы применения результатов функционирования ПСК ИССО
6.2 Реализация функций ПСК ИССО в обобщенной функциональной архитектуре ИТС может быть использована при достижении следующих целей управления ИТС:
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- обеспечение номинальной пропускной способности;
- оптимизация транспортного процесса;
- поддержание заданного уровня содержания дорожного полотна и элементов дорожной инфраструктуры;
- предоставление различных сервисных услуг пользователям транспортной системы.
Роль и место ПСК ИССО в обобщенной схеме функциональной архитектуры ИТС по ГОСТ Р 56294 показаны на рисунке 2.
6.3 ПСК ИССО в рамках физической архитектуры ИТС по ГОСТ Р 56294 является инструментальной подсистемой (исполнительным элементом) комплексной подсистемы "Управление состоянием дорог" и предназначена для решения прикладной задачи контроля состояния искусственных сооружений в обеспечение следующих функций указанной комплексной подсистемы ИТС:
- оперативного реагирования служб содержания дорог на ухудшение эксплуатационных параметров дорожного полотна в целях обеспечения безопасности дорожного движения и номинальной пропускной способности;
- поддержания заданного уровня содержания дорожного полотна и элементов дорожной инфраструктуры.
Место ПСК ИССО в физической архитектуре ИТС по ГОСТ Р 56294 показано на рисунке 3.
1587 × 1897 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 2 - Роль и место ПСК ИССО в функциональной архитектуре ИТС
2017 × 1269 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 3 - Роль и место ПСК ИССО в физической архитектуре ИТС
6.4 Основу технической реализации процессов автоматизированного мониторинга состояния ИССО автомобильных дорог составляют аппаратно-программные комплексы объектового и эксплуатационного уровней - технические и программные средства ПСК ИССО, размещаемые на объектах контроля и в организациях, ответственных за эксплуатацию ИССО.
Структура ПСК ИССО представлена на рисунке 4. Рекомендации по структуре и составу технических средств объектового и эксплуатационного уровней приведены в разделах 8 и 9 настоящего ОДМ.
2072 × 1873 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 4 - Структура ПСК ИССО
6.5 ПСК ИССО может функционировать как в составе ИТС различного уровня, так и автономно. Решение о включении ПСК ИССО в состав ИТС принимается заказчиком ИТС.

7 Требования к функциям, автоматизируемым средствами подсистемы контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений

7.1 В рамках ИТС для реализации задачи контроля состояния искусственных сооружений автомобильных дорог основными функциями, подлежащими автоматизации средствами ПСК ИССО, являются:
- сбор, специализированная обработка и анализ данных от средств измерений (датчиков различной физической природы), установленных на ИССО;
- ввод, обобщение, систематизация и обработка данных о результатах проведенных осмотров и диагностических измерений;
- контроль значений параметров технико-эксплуатационного состояния ИССО и доведение до оперативных (аварийных) служб информации о выходе этих параметров за установленные критериальные значения при возникновении аварийных (нештатных) ситуаций на ИССО;
- прогноз (прогнозное моделирование) изменения параметров технико-эксплуатационного состояния ИССО;
- накопление информации с целью ее использования для ретроспективного анализа (реконструкции) событий в целях выявления причин возникновения аварийных (нештатных) ситуаций на ИССО;
- информационное взаимодействие со смежными и внешними автоматизированными системами с целью обеспечения решения комплексных задач транспортного комплекса;
- информирование (предупреждение) органов власти, хозяйствующих субъектов и населения о невозможности (ограничениях) использования ИССО автомобильных дорог и вариантах объездов (при функционировании в рамках ИТС).
Примечание - Критериальные значения, как правило, представляют собой набор числовых данных, определяющих допустимые значения (верхнюю и нижнюю границы) контролируемых параметров для конкретного вида состояния (статуса сообщения) объекта мониторинга.
7.4 Для автоматизации функций, указанных в 7.1, ПСК ИССО должна обеспечивать:
- проведение измерений (вычислений), сбор и регистрацию данных о результатах измерений (вычислений) контролируемых параметров состояния ИССО;
- формирование и передачу (прием) мониторинговой информации о результатах измерений (вычислений) контролируемых параметров состояния ИССО, включая предупреждения о выходе этих параметров за установленные критериальные значения;
- накопление мониторинговой информации, автоматизированный ввод и накопление другой информации об ИССО и их состоянии (по результатам обследований с использованием средств, не входящих в ПСК ИССО);
- специализированную (в том числе статистическую) обработку мониторинговой и другой информации для оценки текущего технико-эксплуатационного состояния ИССО и прогнозирования изменений этого состояния;