RS-232: (англ. Recommended Standard 232), стандарт, описывающий интерфейс для последовательной передачи данных, поддерживающий асинхронную связь
RS-485: (англ. Recommended Standard 485), стандарт передачи данных по двухпроводному полудуплексному многоточечному последовательному симметричному каналу связи
SAS: (англ. Serial Attached SCSI), последовательный интерфейс для подключения устройств хранения данных, ориентированный на многопоточный доступ и решение задач, требующих высокой скорости выполнения
SATA: (англ. Serial Advanced Technology Attachment), последовательный интерфейс для подключения устройств хранения данных, ориентированный на решение задач, связанных с большими объемами информации
SOAP: (англ. Simple Object Access Protocol), простой протокол доступа к объектам;
HTTP: (англ. HyperText Transfer Protocol), протокол передачи гипертекста
UMTS: (англ. Universal Mobile Telecommunications System), универсальная мобильная телекоммуникационная система
USB: (англ. Universal Serial Bus), универсальная последовательная шина
WGS-84: (англ. World Geodetic System 1984), всемирная система геодезических параметров Земли 1984 года
XML: (англ. eXtensible Markup Language), расширяемый язык разметки
5 Общие положения
5.1 Эксплуатация искусственных сооружений (ИССО) автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной и эксплуатационной документации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.2 В соответствии с ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:
- обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла;
- организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;
- проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
- своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги;
- своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами;
- обеспечения доступности информации о допустимых весовых и габаритных параметрах транспортных средств, а также возможных остаточных рисках ухудшения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и возникновении угрозы безопасности на отдельных ее участках для потребителей транспортных услуг и третьих лиц;
- защиты участков автомобильных дорог от снежных или песчаных заносов, предупреждения образования на покрытии снежной корки и гололеда, облегчения уборки снежно-ледяных отложений и ликвидации зимней скользкости дорожных покрытий с применением противогололедных материалов;
- введения допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств для обеспечения сохранности эксплуатируемых автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;
- введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.
5.3 Основными задачами, решаемыми в целях поддержания требуемого состояния автомобильных дорог являются:
- мониторинг транспортно-эксплуатационного и технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного и технического состояния автомобильных дорог требованиям, установленным правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, повышение эксплуатационной надежности искусственных сооружений, обеспечение сохранности автомобильных дорог и повышение уровня безопасности дорожного движения;
- обеспечение целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, включая проектно-изыскательские работы;
- повышение качества работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, включая проектно-изыскательские работы.
5.4 При решении указанных задач организация мониторинга и оценка технического состояния автомобильных дорог и ИССО проводится в соответствии с ГОСТ 33161, [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7].
5.5 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния ИССО автомобильных дорог проводится в соответствии с [8] с учетом требований ГОСТ 33220 к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования, рекомендаций ГОСТ 33178 по выбору критериев оценки и нормируемых параметров потребительских свойств ИССО, а также правил, установленных в [9].
5.6 Автоматизация процесса мониторинга состояния ИССО автомобильных дорог осуществляется путем создания и эксплуатации автоматизированной системы, которая при создании ИТС включается в ее состав в качестве подсистемы контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений автомобильных дорог (ПСК ИССО).
5.7 ПСК ИССО создается как средство оперативного обнаружения на ранней стадии негативных изменений состояния искусственных сооружений (их элементов) и состояния прилегающих к участкам автомобильных дорог геомассивов для обеспечения своевременной информационной поддержки реализации мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к переходу объектов мониторинга в ограниченно работоспособное или аварийное состояние, и обеспечению требуемой пропускной способности и безопасной эксплуатации ИССО автомобильных дорог.
5.8 Объектами автоматизированного мониторинга ПСК ИССО являются дорожные (мостовые) сооружения, сооружения инженерной защиты автомобильных дорог (подпорные, удерживающие стены и др.) и прилегающие (подстилающие) геомассивы, для автоматизированного контроля состояния которых в состав ПСК ИССО включаются соответствующие аппаратно-программные комплексы.
5.9 Объектами автоматизированного мониторинга ПСК ИССО могут являться следующие ИССО автомобильных дорог:
- мосты с большими пролетами (стальные мосты с пролетами длиной более 100 м, железобетонные с пролетами более 80 м), мосты большой высоты (высота опор более 40 м), мосты со сложными конструктивными решениями и особенностями (мосты висячих или вантовых систем);
- мосты, эксплуатируемые в сложных инженерно-геологических, сейсмических или климатических условиях по СП 11-105 Часть I;
- мосты после строительства, реконструкции, модернизации или ремонта, осуществленных с использованием новых технологий, конструкций и материалов;
- мосты, эксплуатируемые в аварийном состоянии, вызванном чрезвычайными обстоятельствами в период ликвидации аварийных ситуаций;
- мосты, техническое состояние которых по результатам оценки по [4] признано "неудовлетворительным", "непригодным для нормальной эксплуатации (предаварийным)" и "аварийным" (бальная оценка "2" и ниже), в случае необходимости установления причин возникновения и динамики развития дефектов, разработки прогноза их развития;
- подпорные стены и удерживающие сооружения на основе сложных или новых конструктивно-технологических решений;
- подпорные стены и удерживающие сооружения после ремонта или реконструкции, осуществленных с использованием новых технологий, конструкций и материалов;
- оползневые и оползнеопасные склоны или откосы, в том числе, на которых прогнозируется ухудшение инженерно-геологических условий в период строительства и (или) эксплуатации автомобильной дороги.
5.10 Целесообразность оснащения ИССО автомобильных дорог средствами ПСК ИССО определяется, как правило, на стадии проектирования ИССО, исходя из категории автомобильной дороги и инженерно-геологических условий ее расположения.
Кроме того, организация автоматизированного мониторинга ИССО автомобильных дорог с использованием средств ПСК ИССО может осуществляться по решениям приемочных комиссий, требованиям проектных, эксплуатационных организаций и организаций, выполняющих работы по обследованию, а также в связи с выполнением научно-исследовательских и опытных работ, когда решение вопросов, связанных с эксплуатацией сооружения, не может быть получено только расчетным путем, по данным обследований и испытаний.
Примечания.
1 При принятии решения об оснащении средствами автоматизированного мониторинга дорожных сооружений, защитных сооружений и прилегающих к участкам автомобильных дорог геомассивов учитываются количество и особенность местоположения объектов и дислокация организаций, ответственных на их эксплуатацию, вид, сложность, технический уровень, военно-стратегическое и социально-экономическое значение сооружений, техническое состояние и продолжительность их эксплуатации, инженерно-геологические, сейсмические и климатические условия расположения.
2 В качестве объектов, подлежащих оснащению средствами автоматизированного мониторинга, рекомендуется рассматривать расположенные на автомобильных дорогах категорий IA и IБ по ГОСТ 33382.
5.11 При принятии решения об оснащении объектов средствами ПСК ИССО на предпроектном этапе ее создания или создания нового аппаратно-программного комплекса объектового уровня и включения его в состав существующей ПСК ИССО разрабатывается программа мониторинга конкретного объекта, которая является основой формирования технического задания на создание ПСК ИССО или аппаратно-программного комплекса объектового уровня в ее составе.
Программа мониторинга, как правило, включает:
- цели и задачи мониторинга; описание объекта мониторинга, условий его расположения (природные и климатические условия района размещения, сведения об окружающей обстановке) и текущего состояния (результаты проведенных обследований);
- требования/рекомендации по методам, технологиям и средствам мониторинга, расположению точек контроля и контролируемым параметрам и точности их определения, составу и техническим характеристикам средств измерительной техники, диапазонам измерения;