В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1) ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2014, N 11, ст. 1092, N 26 (ч. 1), ст. 3377, ст. 3386, N 30 (ч. 1), ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997, N 29 (ч. 1), ст. 4350, ст. 4359), и пунктом 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3431, 2012, N 46, ст. 6339), приказываю:
утвердить прилагаемый методический документ по обеспечению санитарной безопасности в лесах.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства | И.В. Валентик |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2015 г.
Регистрационный N 40084
Методический документ по обеспечению санитарной безопасности в лесах (утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 июня 2015 г. N 182)
I. Общие положения
1. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия по защите лесов (далее - лесозащитные мероприятия):
- лесопатологическое обследование (далее - ЛПО);
- по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (далее - ЛЛО);
- санитарно-оздоровительные (далее - СОМ).
2. Лесозащитные мероприятия обеспечиваются уполномоченными органами в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1) ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2014, N 11, ст. 1092, N 26 (ч. 1), ст. 3377, ст. 3386, N 30 (ч. 1), ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3937, N 29 (ч. 1), ст. 4350, ст. 4359) (далее - уполномоченный орган, Лесной кодекс соответственно).
3. Выполнение лесозащитных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса.
II. Лесопатологическое обследование
4. ЛПО проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, планирования и обоснования лесозащитных мероприятий.
5. В процессе ЛПО производятся:
определение границ повреждений леса;
учет численности вредителей и распространения болезней;
оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения (поражения) вредными организмами) состояния лесов.
6. В зависимости от задач и сроков проведения ЛПО подразделяются на оперативные и текущие:
проверка информации о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов, оценка состояния популяций вредных организмов до начала истребительных мероприятий (далее - оперативные обследования);
инвентаризация (оценка состояния, площадей, границ) очагов вредных организмов; выборочные обследования лесных насаждений (далее - насаждения) для выявления потенциальных очагов вредителей и болезней леса, в том числе обследование лесов, подлежащих облесению, на зараженность вредителями и болезнями; обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами (далее - текущие обследования).
7. ЛПО осуществляются наземным и дистанционным способами.
8. В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3431; 2012, N 46, ст. 6339) (далее - Правила санитарной безопасности), граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом уполномоченные органы.
9. Информация направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных: фамилия, имя, отчество (при наличии) и телефон) (далее - листок сигнализации).
10. Учет и хранение листков сигнализации осуществляются уполномоченными органами. Листки сигнализации хранятся не менее 5 лет.
11. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защите лесов проводятся в 30-дневный срок с момента получения информации. Если проверку невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или переход вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация используется для планирования текущих обследований.
12. Кроме информации, содержащейся в листках сигнализации, объемы текущих обследований подтверждаются результатами государственного лесопатологического мониторинга текущего года.
13. Плановые объемы ЛПО включаются в лесной план и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков). Изменения объемов ЛПО вносятся в лесохозяйственный регламент в порядке, установленном пунктами 8-14 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 (зарегистрирован Минюстом России 21.05.2012, регистрационный N 24269).
14. Планирование ЛПО проводится по их видам (текущие и оперативные) и способам (наземные и дистанционные).
15. Проведение ЛПО включает в себя этап подготовительных работ, на котором рассматриваются материалы на предстоящий объект обследования (таксационные описания, сведения о предыдущей санитарной и лесопатологической обстановке, картографический материал).
16. Таксационные характеристики участков леса, в которых предполагается проведение ЛПО, заблаговременно вносятся в карточки лесопатологической таксации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Методическому документу).
17. Качественная характеристика насаждения определяется по соотношению насаждений разных категорий состояния, по комплексу признаков, доле или запасу сухостоя и валежа, а также по характеру его распределения в насаждении (далее - санитарное состояние насаждений).
18. Для определения состояния дерева используются следующие категории состояния: 1 - здоровые (без признаков ослабления), 2 - ослабленные, 3 - сильно ослабленные, 4 - усыхающие, 5 - свежий сухостой, 6 - старый сухостой. Оценка производится по комплексу визуальных признаков (густоте и цвету кроны, наличию и доле усохших ветвей в кроне). Отдельно фиксируется объем (в кубометрах) ветровала, бурелома, снеговала и снеголома.
19. Степень ослабления насаждения на выделе в целом или каждой древесной породы определяется как средневзвешенная величина оценок распределения запаса деревьев разных категорий состояния (далее - категория состояния насаждений). Если значение средневзвешенной величины не превышает 1,5 - насаждение относится к здоровым; 2,5 - к ослабленным; 3,5 - к сильно ослабленным; 4,5 - к усыхающим; более 4,5 - к погибшим.
20. Распределение по категориям состояния насаждений осуществляется для каждой породы древостоя.
21. Предельно малой нормой захламленности, валежа (ветровала, бурелома, снеговала и снеголома), подлежащей выявлению при ЛПО, является величина, вдвое превышающая естественный отпад, но не менее 5 куб. м/га в зоне сильной лесопатологической угрозы, не менее 10 куб. м/га в зоне средней и слабой лесопатологических угроз.
22. При обнаружении несоответствий таксационному описанию, лесохозяйственному регламенту, проекту освоения лесов осуществляется таксация по данному участку леса в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2012, регистрационный N 23413).
23. При затруднениях в глазомерном распределении деревьев каждой породы по категориям состояния насаждений оценка уточняется путем ленточного перечета 30-50 деревьев или закладкой реласкопических площадок равномерно по площади участка.
В случаях, когда требуются уточненные данные, закладываются временные пробные площади. На пробных площадях учитывается не менее 100 деревьев главной породы.
Фиксация размера пробной площади и постановка столбов в этом случае не требуются.
Информация о перечете деревьев заносится в ведомость перечета деревьев (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Методическому документу).
24. Глазомерная и инструментальная лесопатологическая таксация проводятся в объемах, обеспечивающих достоверную оценку доли (в % от общего количества деревьев на лесном участке) или запаса древесины деревьев категорий состояния "усыхающие", "свежий сухостой", "старый сухостой" по главной лесообразующей породе. Допустимая погрешность определения доли (в % от общего количества деревьев на лесном участке) или запаса древесины деревьев категорий состояния "усыхающие", "свежий сухостой", "старый сухостой" по главной лесообразующей породе для зоны сильной лесопатологической угрозы составляет +/- 20%, для зоны средней лесопатологической угрозы - +/- 25%, для зоны слабой лесопатологической угрозы - +/- 30%.
25. С целью определения степени нарушения устойчивости насаждения определяются: суммарный объем сухостоя и внелесосечной захламленности ветровала, бурелома, снеголома и другие (далее - общий отпад) и доля или запас деревьев, усохших в текущем году (далее - текущий отпад). К текущему отпаду относят деревья категорий "усыхающие" и "свежий сухостой", а также свежий ветровал и бурелом.
26. Насаждения с наличием текущего отпада разделяются на три степени нарушенности:
слабая - с наличием текущего отпада до 10%;
средняя - с наличием текущего отпада 10 - 30%;
сильная - более 30%.