┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Почти 34% опрошенных респондентов выразили неудовлетворенность существующими источниками информации и информационно-справочными службами.
таблица 2
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Источник информации │ Часто называемые недостатки │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Телефонные информационно-справочные│1. Сложность с дозвоном до диспет-│
│службы (включая справочные службы│чера. │
│такие, как авиасправка, железнодо-│2. Не работают в выходные и празд-│
│рожная справка и проч.) │ничные дни. │
│ │3. Способны обрабатывать только│
│ │элементарные запросы. │
│ │4. Информация получается только в│
│ │голосовом виде. │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Интернет │1. Наличие требования к уровню│
│ │компьютерной грамотности пользова-│
│ │теля. │
│ │2. Поиск нужной информации затруд-│
│ │нен присутствием избыточного коли-│
│ │чества информации. │
│ │3. Наличие большого объема недосто-│
│ │верной информации. │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Печатные издания │Быстрое устаревание размещаемой в│
│ │них информации. │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
Более 37% респондентов высказались за расширение спектра услуг, предоставляемых в справочных объектах ГИСС, в т.ч. организация приема жилищно-коммунальных платежей, возможность снятия денег с банковской карты, организация доступа в Интернет, получение юридической консультации, копирование документов, оплата услуг операторов связи.
Анализ потребностей малых предприятий показал, что справочная информация является важной частью, обеспечивающей успешную деятельность малых предприятий. Более половины малых предприятий при ведении своей хозяйственной деятельности заинтересованы в получении информационно-справочных услуг.
Вместе с этим малым предприятиям необходимо получение дополнительных услуг в местах "шаговой доступности".
Проведенные маркетинговые исследования позволили:
- выделить наиболее важные характеристики справочно-информационной услуги: шаговая доступность, быстрота и качество оказываемых услуг;
- выявить потребность малых предприятий, москвичей и гостей столицы к тематическим разделам: поиск товаров и услуг, трудоустройство и занятость, медицина, туризм, информация о товарах и их потребительских свойствах, справки из ЕИРЦ и других городских служб, милиции, ГАИ, законодательство города Москвы, градостроительные планы городских органов управления;
- определить перечень дополнительных услуг: оплата жилищно-коммунальных платежей, совершение покупок в электронных магазинах, бронирование и заказ билетов, возможность снятия наличных с банковской карты, получение юридической консультации, доступ в Интернет, к средствам связи (факсу, электронной почте), копировально-множительной технике, оплата услуг операторов связи.
4. Мировой опыт организации городских информационно-справочных систем
В настоящее время столицы развитых стран и крупные города не обходятся без системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе и его истории, функционировании органов городского управления, жизнедеятельности города. В отдельных случаях доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание пунктов распространения (киосков) справочной информации в бумажном виде (буклеты, проспекты). Как правило, одновременно с этим операторы киоска имеют доступ к базам данных, позволяющим предоставлять расширенный объем информации. Такие информационные киоски для туристов существуют в Вене, Париже, Праге, Берлине и других городах.
В большинстве крупных городов, создававших или обновлявших свои информационно-справочные системы в течение последних десяти лет, информационно-справочная служба строится на основе различных вариантов систем с удаленным доступом к централизованным информационным ресурсам. При таком подходе посредником между пользователем и системой является оператор или дружественный диалоговый интерфейс программы доступа. В целях повышения доступности к информационным ресурсам в таких системах, как правило, используется самый широкий набор инструментов, обеспечивающих доступ к информации (персональные компьютеры, киоски, телефоны, расположенные в людных местах).
Существуют и информационно-справочные системы позволяющие осуществлять отдельные операции и регистрационные действия.
Оказываемые государственными службами справочно-информационные услуги должны быть доступны всем и, может быть, даже в большей степени малоимущим слоям населения. Поэтому в странах с низким процентом оснащенности населения современными средствами коммуникаций особенно актуальна задача формирования инфраструктуры городских информационных служб, размещение общедоступных справочных терминалов.
Изучение опыта крупных городов стран СНГ и России по организации доступа к информационно-справочным ресурсам показывает, что все такие системы носят частный, фрагментарный или узко прикладной характер и пока еще не претендуют на создание единой информационно-справочной системы, ориентированной на широкий круг пользователей.
5. Назначение и краткая характеристика городской информационно-справочной системы
Городская информационно-справочная система (ГИСС) создана в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 680 "О концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы", от 15 октября 1996 г. N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы", от 7 июня 2000 г. N 418 "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы" и от 25 декабря 2001 г. N 1176-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 г. N 418 "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы".
ГИСС была создана для обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы.
Для оперативного управления проектом и осуществления прав собственности на основные средства системы в качества управляющей компании Правительства Москвы постановлениями Правительства Москвы от 15 октября 1996 г. N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы" и от 3 июня 1997 г. N 411 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15.10.96 N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы" создано открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба" (ОАО "ГИСС"). Собственником 100% акций ОАО "ГИСС" является Правительство Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
ОАО "Городская информационно-справочная служба" является оператором ИКЦ ГИСС.
6. Текущее состояние развития городской информационно-справочной системы
В рамках реализации первого этапа Концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы были проведены следующие работы: создано открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба", проведены маркетинговые исследования рынка, выполнены научно-исследовательские и опытно конструкторские работы по созданию программно-информационной и коммуникационной составляющей ГИСС, проведены работы по подбору и выделению 158 земельных участков для размещения объектов городской информационно-справочной системы, заключено 49 договоров аренды земельных участков, оформлено 69 комплектов исходно-разрешительной документации, разработаны и согласованы типовые проекты справочных киосков и справочно-информационных центров, построено 15 и начато строительство 26 объектов ГИСС.
В Северном административном округе введен в эксплуатацию экспериментальный участок системы. Организован бесплатный электронный доступ пользователей к адресно-справочной информации и перечню городских организаций и предприятий.
7. Направления дальнейшего развития городской информационно-справочной системы
В ходе разработки концепции и на основании проведенных исследований в качестве основного принято следующее направление развития ГИСС:
7.1. В качестве точки доступа к системе используются многофункциональные интерактивные терминалы.
7.2. ГИСС предоставляет пользователям доступ к услугам, оказываемым оператором МЭМ и операторами информационных систем, не интегрированных с МЭМ.
7.3. ГИСС является саморазвивающейся системой, предоставляет широкий спектр как информационно-справочных, так и дополнительных услуг, формирующихся в процессе развития.
7.4. Для обработки сложных запросов и простоты предоставления услуг используется интерактивная аудиовизуальная связь с оператором ЕСС через многофункциональный интерактивный терминал.
7.5. В справочных объектах ГИСС размещаются малые предприятия и иные структуры для организации и развития дополнительного сервиса (банковские, страховые, туристические, юридические, консалтинговые, риэлтерские услуги, интернет-кафе и салоны связи, продажа книг, билетов, газет и журналов, копировально-множительные услуги).
8. Цели и задачи развития городской информационно-справочной системы
Целью развития городской информационно-справочной системы является удовлетворение потребностей в справочно-информационном обслуживании широкого круга москвичей, гостей столицы и малых предприятий (пользователей ГИСС), а также содействие развитию имиджевой составляющей облика города Москвы как ведущего мирового мегаполиса.
Основными задачами ГИСС являются:
- создание сети справочных объектов в "шаговой доступности" для жителей города и гостей столицы;
- создание комфортной среды для развития и поддержки бизнеса малых предприятий: поиск партнеров, развитие сотрудничества, заключение контрактов, размещение и распространение рекламных материалов, банковское, юридическое и страховое обслуживания;
- организация доступа к информационным услугам, оказываемым оператором МЭМ и операторами информационных систем;
- развитие информационно-справочной инфраструктуры города в интересах массового пользователя и создание центров общественного доступа к информационным ресурсам, формируемым в рамках реализации Городской целевой программы "Электронная Москва".
9. Структура городской информационно-справочной системы
Основными структурными элементами ГИСС являются: информационно-коммуникационный центр, справочно-информационный центр, справочный киоск, многофункциональный интерактивный терминал.
9.1. Информационно-коммуникационный центр обеспечивает:
9.1.1. Взаимодействие с Оператором Метасистемы "Электронная Москва".
9.1.2. Взаимодействие с иными поставщиками информационных услуг, в т.ч. СИОМП.
9.1.3. Объединение справочных объектов ГИСС в единую информационно-коммуникационную сеть.
9.1.4. Ведение учета и обработки информации, контроль и разграничение доступа к информационным ресурсам.
9.1.5. Централизованное администрирование, управление и мониторинг многофункциональных интерактивных терминалов.
9.1.6. Обеспечение взаимодействия системы защиты информации ГИСС с аналогичными системами, создаваемыми в рамках проекта "Электронная Москва".