46. Обоснованием для выбора препарата и его препаративной формы являются:
- биологические особенности вредных организмов;
- свойства препарата;
- фаза градации популяции вредителя;
- категория защитности и вид использования лесов;
- санитарные условия его использования;
- имеющийся практический опыт применения конкретного препарата;
- минимальное воздействие на окружающую природную среду;
- возможность применения в конкретных условиях.
47. Норму расхода препарата устанавливают на основании регламентов, указанных в "Списке пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации" в зависимости от вида вредителя, фазы развития вспышки и иных конкретных условий. При этом принимают во внимание, что в фазе нарастания численности вредитель отличается повышенной устойчивостью к пестицидам. По скрыто живущим фазам вредителей, обитающих в побегах, шишках, раскрывающихся почках и т.п., применяются препараты системного действия.
48. Применение биологических препаратов проводится при температурах воздуха не менее +18°С. Оптимальный срок применения биопрепаратов определяется характером и интенсивностью питания личинок и гусениц, погодными условиями и другими факторами, которые учитываются в "Обосновании".
49. Использование химических пестицидов планируется:
- при невозможности достижения требуемой технической эффективности обработок насаждений или их лесозащитного эффекта с помощью биологических препаратов (например, при сохраняющейся угрозе сильного повреждения после применения биопрепаратов);
- в случае обработки очагов вредителей, развивающихся в одном лесном участке на разных породах и имеющих схожую фенологию, при невозможности использования одного биологического препарата против обоих видов.
50. В "Обосновании" указываются сроки проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (декада и месяц). Обработки планируются в тот период, когда вредный организм находится в наиболее уязвимой для действия препарата стадии развития.
51. Предпочтительными для борьбы с большинством вредителей леса являются обработки очагов по личинкам (гусеницам) младших (первого-третьего) возрастов, в очагах болезней - начальные стадии развития болезни или сроки массового спороношения гриба-возбудителя. Начало обработки следует приурочивать ко времени массового отрождения личинок (гусениц).
52. Против вредителей, гусеницы которых зимуют в подстилке, почках, завертках листьев или паутинных гнездах (сосновый и сибирский коконопряды, златогузка, ивовая волнянка и др.) обработки назначают после выхода гусениц с мест зимовок и начала их питания в кронах или в период отрождения их из яиц.
53. В случаях, когда гусеницы 1-2 возрастов развиваются за счет подроста, подлеска, мужских соцветий (например, шелкопряд-монашенка), применяются наземные или авиационные обработки гусениц старшего возраста, интенсивно питающихся хвоей в основном пологе насаждения.
54. В очагах вредителей, имеющих 2-3-летнюю генерацию, мероприятия по локализации и ликвидации очагов могут проводиться в позднелетний и осенний период при благоприятных погодных условиях и сохранении высокой активности питания гусениц.
55. В комплексных очагах срок проведения обработок назначают с учетом биологических особенностей развития каждого из них, выбирают период, когда большинство личинок всех видов находятся в младших возрастах. При значительном расхождении сроков развития вредителей в комплексном очаге планируют повторные обработки насаждений.
56. Использование препаратов кишечного действия в лиственных древостоях назначают после распускания листьев; листовая поверхность в момент обработок должна обеспечивать попадание на нее достаточного количества пестицида. В дубовых насаждениях оптимальным считается период, когда средняя величина листовой пластины достигает половины своей величины.
57. При использовании химических пестицидов контактного действия обработку насаждений планируют в сжатые и ранние сроки для обеспечения высокой смертности вредителя, наиболее полной защиты насаждений от повреждений, снижения отрицательного воздействия препаратов на полезную энтомофауну.
58. Обработка насаждений против майского хруща осуществляется в период дополнительного питания жуков в годы лета наиболее многочисленного колена. Необходимость проведения мер по локализации и ликвидации очагов определяют по степени угрозы молоднякам со стороны личинок (приложение 7). Под обработку назначают насаждения дуба, березы и других лиственных пород, находящихся в границах очага и прилегающие к нему в радиусе 300-400 м. Если находящихся внутри очага лиственных насаждений нет или их недостаточно для развития жуков, окружающие насаждения обрабатывают на глубину до 1 км. Если очаг хруща окружают хвойные насаждения, под обработку назначают лиственные насаждения, расположенные на расстоянии 2 - 3 км от очага и имеющие в своем составе преимущественно березу и дуб.
Обработку насаждений против майского хруща следует проводить в начале массового появления жуков на кормовых породах, когда соотношение самцов и самок приблизится к единице. Работы должны быть закончены до начала откладки яиц, в течение 5 - 10 дней с момента начала питания жуков.
59. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов соснового подкорного клопа планируются в чистых разреженных культурах 8 - 25-летнего возраста, произрастающих в сухих условиях. Обработки осуществляются с использованием системных инсектицидов, разрешенных для применения в лесном хозяйстве. Опрыскивание планируют на июль-начало августа в период интенсивного перемещения инсектицида с пластическими веществами из кроны в ствол к местам питания клопа. Обработки проводятся в летные годы клопа, когда в популяции преобладают молодые личинки, менее устойчивые к воздействию инсектицидов.
60. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредителей плодов и семян планируются на семенных участках и плантациях хвойных пород. Используются системные химические препараты в период лета вредителей и откладки ими яиц.
61. В "Обосновании" описываются карантинные мероприятия, намеченные на период проведения работ по локализации и ликвидации очагов. К карантинным мероприятиям относятся:
- оповещение населения в СМИ;
- установка предупреждающих аншлагов в лесах;
- ограничение пребывания людей в лесу.
62. В "Обосновании" приводится информация о весенних контрольных учетах (места, объемы, способы и сроки их проведения).
63. В "Обосновании" излогается методика проведения учетов технической эффективности мероприятий, места пунктов учета, объемы работ, описанные в разделе 5 настоящего Руководства.
64. Организация и выполнение карантинных мероприятий, контрольных лесопатологических обследований и учетов технической эффективности осуществляется уполномоченными органами, если иное не оговорено в данном Руководстве.
65. К "Обоснованию" прикладывается смета на проведение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Затраты на проведение обработок насаждений складываются из:
- стоимости препарата;
- стоимости аренды аппаратов.
66. Стоимость препарата и аренды аппаратов (в расчете на гектар) определяют, как среднюю из 2-3 прайс-листов, полученных от фирм, занимающихся этими видами деятельности.
67. Стоимость обработки 1 га насаждений определяется, как частное от деления стоимости обработок на обрабатываемую площадь. В случае двукратной обработки одного и того же участка, площадь обработанных насаждений не удваивается, суммируются только затраты на проведение работ.
68. Стоимость работ, рассчитанная в "Обосновании", является ориентировочной ценой при проведении торгов, относится к конфиденциальным сведениям и не может быть разглашена.
69. Затраты уполномоченных органов на проведении работ по локализации и ликвидации очагов включают:
- затраты на проведение контрольных лесопатологических обследований насаждений в очагах вредных организмов;
- затраты на проведение карантинных мероприятий;
- затраты на проведение учетов технической эффективности мер по локализации и ликвидации очагов.
70. Данная смета составляется на отдельном листе, подписывается руководителем лесничества и прикладывается к плану работ. Затраты уполномоченных органов на проведении работ по локализации и ликвидации очагов не выносятся на конкурсные торги.
4. Проведение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов
4.1. Заключение контракта
71. Заказчиками на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (далее - Заказчики) выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и роизводства которых передано в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
72. Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).