Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. N 523 "Об утверждении методических документов" стр. 45

- лесопользователь;
- основание для включения в план ("Обоснование", декларация, объявление режима чрезвычайной ситуации).
21. План мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, направляется на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства. К плану мероприятий прилагается "Обоснование проведения мер по локализации и ликвидации очага вредных организмов" (далее "Обоснование").
22. "Обоснование" составляется в соответствии с требованиями раздела "Подготовка "Обоснований проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов" данных Рекомендаций.
23. Планы и "Обоснование" представляются в Федеральное агентство лесного хозяйства для рассмотрения не позднее 15 ноября года, предшествующего проведению мер по локализации и ликвидации очагов. "Обоснование" представляется в 2-х экземплярах и на электронном носителе.

3. Подготовка "Обоснований проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов"

24. "Обоснование" составляется и оформляется в соответствии с типовым документом (приложение 6).
25. "Обоснование" составляется для очагов вредных организмов с учетом следующих особенностей:
- если очаг является комплексным, и фенология развития вредителей совпадает - составляется одно "Обоснование" с подробным описанием состава комплекса и численности популяций по всем видам вредителей;
- если, в связи с особенностями биологии вредителя, требуется двукратная обработка насаждений (например, для американской белой бабочки) - составляется одно "Обоснование" с указанием двух ориентировочных сроков обработки;
- если в одном лесном участке насаждения повреждаются двумя (или более) видами вредителей, развивающихся на одной породе, но с разной фенологией развития - составляются два (или более) "Обоснований", отдельно для каждого вида насекомых;
- если на территории одного лесного участка с мозаичным расположением лиственных и хвойных древостоев одновременно действуют очаги листогрызущих и хвоегрызущих вредителей со схожей фенологией развития, и планируется использование одного препарата - составляется одно "Обоснование" с подробным описанием лесного участка, размещения лиственных и хвойных насаждений по площади, состояния популяций вредителей и насаждений.
26. "Обоснование" составляется лесничествами, на территории которых планируется проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, утверждается уполномоченными органами и согласовывается с главами органов местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологической безопасности населения" (N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года).
27. В "Обосновании" указывается характеристика района предполагаемых работ, приводятся особенности погодных условий, характеризуются водные объекты, располагающиеся на территории обрабатываемого участка или в непосредственной близости от него (размеры, хозяйственное значение для района).
28. Лесорастительная зона и лесной район указываются в соответствии с перечнем, утвержденным приказом МПР Российской Федерации от 28 марта 2007 года N 68, лесозащитный район и зона лесопатологической угрозы - в соответствии с утвержденным лесозащитным районированием. Целевое назначение лесов, категории защитных лесов и виды использования лесов указываются в соответствии со статьями 10, 25 и 102 ЛК.
29. В "Обосновании" приводится краткая таксационная характеристика насаждений, планируемых под обработку, оценивается санитарное и лесопатологическое состояние насаждений, анализируется динамика состояния. Заполняются таблицы 1.4-1.6 приложения 6, дается текстовое объяснение к ним. Характеризуют условия произрастания пород, указывается происхождение лесов, перечисляются отрицательные факторы, влияющие на леса и сила их влияния.
В очагах хвое- и листогрызущих вредителей лесопатологическое обследование насаждений с целью определения его санитарного состояния проводится после восстановления листвы или хвои (для весенней группы вредителей - в конце вегетационного периода, для летней и осенней - на следующий год).
30. К "Обоснованию" прикладывается карта-схема с нанесенными на нее границами очагов и рабочих участков, аэродромами, населенными пунктами, водными объектами, ЛЭП.
31. В "Обосновании" приводится характеристика популяции вредителя (вредного организма), против которого намечено проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов. Заполняются таблицы 2.1 - 2.4 приложения 6 с пояснениями и дополнениями к ним.
При описании состояния популяции отражается хозяйственное значение вредителя для конкретного региона, частота вспышек его массового размножения, площади истребительных мероприятий, проводимых за последние 5 лет.
32. Описываются качественные показатели популяции. К качественным показателям относятся:
- летное колено;
- половой индекс;
- доля диапаузирующих особей;
- доля больных и зараженных паразитоидами особей;
- масса куколок самцов и самок;
- расчетная плодовитость самок.
33. Количественные и качественные показатели приводятся по данным контрольных учетов вредителей, проведенных при лесопатологических обследованиях осенью года, предшествующего проектируемым мерам по локализации и ликвидации очагов. Приводится средняя, минимальная и максимальная численности.
34. В случае проведения работ в комплексных очагах вредителей леса (вредных организмов) или в очагах вредителей, развивающихся в древостоях разного породного состава на территории одного лесного участка, дается характеристика каждого вида вредителей.
35. При составлении прогноза состояния популяции указывается фаза градации популяции (фаза вспышки) на следующий год, ожидаемая численность и зараженность болезнями и энтомофагами. Отмечаются возможные особенности этологии (поведения) насекомых (например, увеличение миграционной активности, устойчивость к болезням и пр.). Указывается номер очага, под которым он числится в базе данных "Лесопатологический мониторинг". База данных "Лесопатологический мониторинг" ведется региональными центрами защиты леса. Сведения из этой базы данных предоставляются в соответствии с разделом 6 "Руководства по организации и ведению лесопатологического мониторинга".
36. При необходимости площадь очага подразделяется на рабочие участки. Деление на рабочие участки производится в случаях:
- если лесные участки, запланированные под обработку, изолированы друг от друга (например, колочные леса, очаги в кедрачах, расположенных по водоразделам и др.);
- если для обработки большого по площади очага используется несколько аэродромов;
- если обрабатываемые насаждения расположены на участках со сложным рельефом различной крутизны и направления склонов;
- если обрабатываемые насаждения неоднородны по составу, полноте и высоте;
- если обрабатываемые насаждения неоднородны по степени заселенности вредителем;
- если существует необходимость в установке очередности обработки насаждений.
37. Площадь и размещение рабочих участков указываются в таблице 1.1 приложения 6. Рабочие участки выделяются на карте-схеме, для каждого из них указывается направление рабочих полетов (гонов) или движения наземных аппаратов.
38. В качестве границ участка используются квартальные просеки, визиры, противопожарные разрывы, дороги и другие естественные или искусственные рубежи. В условиях рельефа границами участков служат гребни и крутые изгибы хребтов, долины и т.п.
Если на намеченной к обработке территории имеются линии связи и электропередач, направление гонов на рабочих участках должно совпадать с направлением линейных объектов.
39. В качестве прогноза повреждения насаждений на следующий год приводится:
- ожидаемое объедание насаждений по материалам осеннего учета зимующего запаса вредителя;
- суммарное ожидаемое объедание с учетом повреждений, нанесенных в предыдущие годы.
Раздел должен заканчиваться четким обоснованием необходимости проведения мер по локализации и ликвидации очагов.
40. В разделе "Технологические требования к проведению работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов" приводится обоснование выбора способа проведения работ (технологии обработок), типа летательного или наземного аппарата, подробные характеристики препарата и его препаративной формы, сроков обработки.
41. Способ проведения работ и необходимое количество механизмов для локализации и ликвидации очагов вредных организмов выбирают с учетом орографии местности, размера обрабатываемых участков, их расположения, развитости дорожной сети, доступности для наземных машин (если обработка ведется наземным способом) и предельно допустимой продолжительности работ.
42. Основным способом применения химических и биологических пестицидов при производстве авиационных работ является опрыскивание, при наземных работах - опрыскивание и аэрозольная обработка.
43. Места расположения аэродромов, посадочных площадок и объемы работ по их оборудованию определяются органами государственной власти в соответствии с Воздушным законодательством Российской Федерации.
44. Препарат для обработки насаждений выбирают из числа разрешенных к применению в лесах на территории Российской Федерации в соответствии со "Списком пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации", действительным на конкретный год. Применение пестицидов, не включенных в Список или с просроченной государственной регистрацией, запрещено.
45. По количеству рабочей жидкости, расходуемой на единицу обрабатываемой площади, опрыскивание подразделяется на малообъемное (МО - 20-40 л/га) и ультрамалообъемное (УМО - 1-3 л/га).