Для продвижения конкурентоспособных товаров и перспективных технологий на отечественные и зарубежные рынки предусмотрено разработать региональную целевую программу развития инфраструктуры товарных рынков, организовать участие московских предприятий в зарубежных выставках, создать 4 торгово-промышленных центра в регионах, 4 фирменных магазина московских предприятий, организовать 7 выездных ярмарок товаров московских производителей в административных округах города, провести в сентябре 2002 года VIII Московскую промышленную выставку-ярмарку, приурочив ее к Дню города.
Предприятиям малого бизнеса, внесенным в Реестр субъектов малого предпринимательства, сохраняются льготы по аренде земли и нежилых помещений. Будет выполнен комплекс работ по созданию общегородской системы центров развития предпринимательства, развитию системы межрегиональных маркетинговых центров, совершенствованию информационного и консультационного обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства, расширению подготовки кадров для работы в малом бизнесе.
Развитие социальной сферы. Предусмотрено направить на развитие социальной сферы, обеспечение доступности и гарантированного качества базовых социальных услуг и социальную поддержку малодоходных групп населения города из городского бюджета средства в объеме 72,24 млрд.руб. и средства государственных внебюджетных социальных фондов в объеме 62,4 млрд.руб. На социальный комплекс города предусмотрено 40% средств городского бюджета.
Социальная поддержка населения с низкими доходами. Сохранить все основные виды адресной социальной поддержки, установленные городскими властями для малообеспеченного населения. Для перехода на предоставление социальной поддержки нуждающимся с учетом фактического среднедушевого дохода и прожиточного минимума разработать проект закона города Москвы "О государственной социальной помощи жителям Москвы".
Осуществить меры по увеличению адресной социальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей, улучшению работы по профилактике социального сиротства, приспособлению жилья и объектов городской инфраструктуры для инвалидов. На основе Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2002 год разработать аналогичные программы в административных округах и предусмотреть финансирование мероприятий с использованием средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов.
Приоритетными направлениями социальной политики в городе в 2002 году определить социальную поддержку семей с несовершеннолетними детьми, помощь студентам и молодежи, поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения, материальную поддержку и меры по реабилитации инвалидов.
Основные мероприятия | Число получающих помощь (тыс. чел.) | Общий объем расходов (млн. руб.) |
Адресные компенсационные выплаты на детей из городского бюджета | 200,9 | 250,2 |
Бесплатное питание, компенсации на питание школьникам | 989,6 | 1912,5 |
Материальная помощь ветеранам, инвалидам и участникам ВОВ | 218 | 48,3 |
Ежемесячные доплаты к пенсиям из городского бюджета | 1991 | 12576,5 |
Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение | 1823 | 3340 |
Социальная помощь и меры по реабилитации инвалидов | 185 | 275 |
В целях развития сети учреждений социальной защиты населения открыть: 2 комплексных центра социального обслуживания, 4 центра социальной помощи семье и детям, 65 разнопрофильных отделений в действующих центрах, 2 социальных приюта для детей и подростков, лечебно-реабилитационный корпус на территории детского дома-интерната N 15.
Создать условия для реализации наряду с городскими целевыми социальными программами благотворительной программы "Социально незащищенным детям Москвы - лечение и оздоровительный отдых". Создать Московский дом детских общественных организаций.
Выделить из городского бюджета 356 млн.руб. на приобретение 160 га земель в Московской области и развитие инфраструктуры в местах размещения коллективного садоводства для льготных категорий москвичей.
Здравоохранение. Приоритетным направлением деятельности городской системы здравоохранения в 2002 - 2004 гг. станет очередная диспансеризация населения города в целях ранней диагностики и выявления заболеваний, профилактики, лечения и реабилитации детей, подростков и молодежи, своевременного выявления сердечно-сосудистых и других опасных заболеваний.
Для реализации мероприятий, предусмотренных городской программой диспансеризации, привлекаются все амбулаторно-поликлинические учреждения, работающие в рамках бюджетно-страховой модели финансирования. Из бюджета города будут направлены необходимые ассигнования на эти мероприятия с учетом потребности дополнительного оснащения медицинских учреждений необходимым оборудованием и медикаментами.
Для сохранения устойчивости городской системы бесплатного и льготного лекарственного обеспечения граждан объем бюджетных средств, направляемых на эти цели, увеличить по сравнению с прошлым годом по закупкам медикаментов для нужд учреждений на 44,8%; на льготный отпуск лекарств населению - на 21%.
Выделить необходимые ассигнования на развитие учреждений, оказывающих кардиологическую помощь, развитие трансплантологии, расширение производства инсулина, закупку комплектов рентгенодиагностических систем, изготавливаемых ГП "Московский институт теплотехники" и другими отечественными производителями. Предусмотрено осуществлять первоочередное бюджетное финансирование городских программ по борьбе с туберкулезом (251,1 млн.руб.) и АНТИ-ВИЧ/СПИД (129,5 млн.руб.).
В целях улучшения медицинского обслуживания предусмотрено открыть поликлинику в Марьинском парке, боксированный корпус для городской клинической инфекционной больницы N 2,2 хосписа, станцию "Скорой медицинской помощи" по Институтскому переулку, ряд других объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, за счет привлеченных средств ввести в эксплуатацию 3 поликлиники, новый хирургический корпус городской клинической онкологической больницы N 62.
Будет продолжена работа по строительству лечебно-диагностических корпусов ГКБ им.С.П.Боткина, ГКБ N 36 и ЦНИИ гастроэнтерологии, многопрофильной больницы в пос. Отрадное и других объектов, а также подготовка задела для строительства поликлиник и других медицинских учреждений в районах комплексной застройки. В г.Зеленограде продолжится строительство пристройки к городской больнице N 3, стоматологической поликлиники и родильного дома.
Начнутся новое строительство двух подстанций "Скорой помощи" и реконструкция двух корпусов НИИ СП им.Н.В.Склифосовского.
Образование. Организация досуга, отдыха, детского и юношеского спорта. Начать реализацию программы модернизации московского образования ("Столичное образование - 3") на основе максимальной мобилизации внутренних ресурсов в сфере образования, оптимизации его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов, стимулирования обновления образования, более активного привлечения внешних ресурсов и развертывания системы широкого социального партнерства в сфере образования.
Обеспечить реализацию установленных на 2002 год Правительством Москвы заданий целевых программ по строительству и реконструкции общеобразовательных школ в центральной части города и развитию материально технической базы системы образования г.Москвы по оснащению образовательных учреждений города учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой и по развитию кадетского образования в Москве. Провести капитальный ремонт учреждений подведомственных Московскому комитету образования в объеме 1,19 млрд. руб.
Основные мероприятия | Бюджет | Привлеченные средства | |
Строительство детских дошкольных учреждений | 8 учр. | 4 учр. | |
строительство школ и блоков начальных Классов - всего | 11 школ, 3 БНК | 5 школ, 2 БНК | |
Бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками | 480 млн. руб. | ||
Оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул | 400 тыс. чел. 941,4 млн. рублей | ||
Оказание помощи вузам города | 400 млн. руб. | ||
Выплаты именных стипендий и дотаций остро нуждающимся студентам | 40,5 тыс. студентам 110 млн. руб. |
В 2002 году привлечь для работы в учреждениях системы образования и здравоохранения города 4,2 тыс.чел. из числа выпускников городских вузов и колледжей, в том числе: 700 педагогов для работы в школах; 550 врачей и 3 тыс. медицинских работников среднего звена для улучшения медицинского обслуживания населения.
Для организации досуга и предупреждения правонарушений среди подростков направить в необходимых объемах средства на содержание 125 муниципальных учреждений по работе с детьми по месту жительства и на финансирование городской программы "Молодежь Москвы". В целях поддержки молодых московских семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направить не менее 100 тыс. кв. метров жилья.
Для развития физкультурно-оздоровительной работы создать 12 спортивных школ, продолжить расширение сети оздоровительных групп и спортивных секций в общеобразовательных школах. Организовать проведение в Москве в июне 2002 года Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России.
Продолжить за счет бюджетных средств реконструкцию спортивного комплекса "Чайка", завершить строительство плавательного бассейна в Восточном административном округе, начать строительство 2 плавательных бассейнов в Юго-Западном и Центральном административных районах.
За счет привлеченных средств завершить строительство 3 плавательных бассейнов в Северо-Западном, Северном административных округах и г.Зеленограде, крытого катка на Профсоюзной улице, теннисного корта на Чоботовской улице в Западном административном округе; ввести в эксплуатацию 6 ВМХ-велодромов; начать строительство крытого конькобежного центра в Крылатском, 7 сооружений из легких металлических конструкций для дворовых территорий, а также 3 физкультурно-оздоровительных комплексов в Центральном, Восточном и Северо-Восточном административных округах.
Создание условий для дальнейшего развития культуры, туризма. Разработать и начать реализацию среднесрочной целевой комплексной программы поддержки культуры и искусства города Москвы. Продолжить работы по реконструкции музея-заповедника "Коломенское", библиотеки-читальни им.Тургенева, фондохранилища Дарвиновского музея, развитию Московского зоопарка и других объектов. За счет дополнительных средств - завершить строительство Московского Международного Дома музыки, продолжить реконструкцию Московского академического музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
На поддержание и осуществление ремонтно-реставрационных работ на памятниках и монументах города направить 50 млн.руб., на завершение первого этапа модернизации публичных библиотек - 31,8 млн. руб., на организацию бесплатных посещений музеев, выставочных залов и театров города учащимися - 13,4 млн.руб.
Предусмотреть меры по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства и преобразованию самостоятельно хозяйствующих кинотеатров в единую структуру под управлением ГУП "Московское кино".
Реализовать меры государственной поддержки дальнейшего развития туристической деятельности в городе. Организовать в мае 2002 года Международную туристическую биржу в Гостином Дворе. Создать Туристский информационный центр г.Москвы с сетью бюро, интегрированных в единую информационную сеть. Значительно расширить информационную деятельность и выпуск рекламной продукции, ярко раскрывающей исторические и архитектурные ценности, традиции и достижения Москвы, ее возрастающую привлекательность для российских и иностранных туристов. Обеспечить дальнейшее развитие выставочной деятельности в Москве.
Разработать программу мероприятий по реализации Концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". Реализовать комплексные мероприятия по продвижению кандидатуры России в качестве организатора Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010" в городе Москве.
Приоритеты инвестиционной деятельности. В целях эффективного использования городских инвестиционных ресурсов обеспечить их концентрацию на вводных объектах и создании необходимого задела на предстоящий период по следующим приоритетным направлениям:
- комплексная застройка территорий города, строительство жилья для решения общегородских социальных задач;
- комплексная реконструкция районов пятиэтажной и ветхой застройки;
- реализация программы реконструкции центра Москвы;
- дорожно-мостовое строительство, охрана окружающей среды.
На реализацию заданий Адресной инвестиционной программы в 2002 году направить средства из бюджета города в объеме 37,5 млрд. руб. и 19,35 млрд. руб. за счет привлечения дополнительных источников финансирования. Продолжить реализацию заданий инвестиционной программы по жилищному строительству с использованием конкурсного отбора для выполнения соответствующего городского заказа. Обеспечить формирование адресного перечня программы на основе решений городской конкурсной комиссии по инвестированию строительства и реконструкции жилых объектов с их опубликованием на официальном Интернет-сайте Правительства Москвы.
Обеспечить бюджетное финансирование строительства жилья, в том числе для бюджетных организаций для выполнения социальных программ в объеме 230,7 тыс.кв.м и для переселения жителей из сносимых домов по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого фонда в объеме 200 тыс.кв.м. Обеспечить состав квартир, строящихся для городских нужд, как по номенклатуре, так и по площади в целях максимального удовлетворения потребностей граждан и предоставления жилья в соответствии с действующими нормативами.
Принять меры к сокращению коммерческого жилищного строительства в связи с сокращением земельных ресурсов города и требуемыми значительными бюджетными затратами на инженерное и социальное обустройство этого строительства. Приступить в 2002 году к решению этой задачи путем определения инвесторов по жилищному строительству на отведенных для этого участках на основе конкурсного отбора для реализации максимально эффективных коммерческих проектов.
Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов - всего | 4200 тыс.кв.м |
в том числе: | |
Строительство жилья для решения общегородских социальных задач, в том числе для бюджетных организаций, направляемого для выполнения социальных жилищных программ | 430,7 тыс.кв.м |
из них за счет: | |
- городского бюджета | 236,7 тыс.кв.м |
- инвестиционных контрактов, | 194 тыс.кв.м |
в том числе за счет средств целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда | 40 тыс.кв.м |
Строительство жилья для переселения граждан по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилфонда за счет: | 900 тыс.кв.м |
- городского бюджета | 200 тыс.кв.м |
- инвестиционных контрактов | 700 тыс.кв.м |
Представление безвозмездных субсидий гражданам на строительство или приобретение жилища | 1120 млн. руб. |
Из общего объема ввода жилья - для предоставления молодым семьям | не менее 100 тыс.кв.м |
Реализовать меры по опережающему инженерному обеспечению строительства объектов жилищного и социального назначения на среднесрочный период, а также по дальнейшему развитию и реабилитации промышленных зон с последующим размещением на них жилищного строительства.
Освободить не менее 40 га на территории исторического центра города на основе перебазирования предприятий из центральной части на свободные территории с повышением их производственного потенциала, улучшением условий труда, использованием новых технологий и расширением числа рабочих мест с достойной оплатой труда.
Продолжить работы по созданию 2 очереди центрального ядра мини-метро и инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе скоростная транспортная система "Шереметьево - Центр города", перекладка железнодорожной ветки ММДЦ "Москва-Сити".
В целях упрощения и ускорения разрешительных процедур для зарубежных инвесторов завершить создание специализированного органа, наделенного функциями регистрации и согласования инвестиционных проектов с иностранным участием.
Дорожное и транспортное строительство. В целях снижения транспортных нагрузок и нормализации пассажирских и грузовых перевозок на ряде городских территорий открыть рабочее движение на участке 3-го транспортного кольца от Звенигородского шоссе до Беговой улицы и участке от Волгоградского проспекта до Нижегородской улицы, продолжить строительство Лефортовских тоннелей.
Ввести в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена от станции "Аннино" до станции "Бульвар Дмитрия Донского". Развернуть строительство первой очереди монорельсовой транспортной системы от станции метро "Тимирязевская" до Всероссийского выставочного центра. Продолжить строительство метромоста станции метро "Воробьевы горы". За счет привлеченных средств продолжить строительство легкого метро в Бутово.
Ввести автобусный парк в Чертанове на 430 машиномест, продолжить строительство автобусного парка в г.Зеленограде, троллейбусных парков в Ново-Косино и Митино. Приобрести 243 автобуса, 25 троллейбусов и 10 трамвайных вагонов. Осуществить программу модернизации 50 трамваев и разработать предложения по последующей модернизации троллейбусного парка города на основе производственной кооперации ремонтных предприятий Мосгортранса.
Городское хозяйство. Осуществить внедрение экономически обоснованных механизмов дальнейшего реформирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающих постепенное сокращение бюджетного дотирования при сохранении адресной поддержки семей с низким уровнем доходов. Проводить в этих целях поэтапную работу по следующим приоритетным направлениям:
- формирование рынка на услуги по эксплуатации жилищного фонда, на котором главными инвесторами должны стать объединения собственников жилья (ТСЖ), обладающие необходимыми финансовыми ресурсами, на основе аккумуляции платежей населения и дотаций из городского бюджета;
- организация системной работы среди москвичей по разъяснению целей и экономических механизмов дальнейшего реформирования ЖКХ и массовое привлечение населения к управлению жилищным фондом через ТСЖ и другие объединения граждан;
- обеспечение эффективного контроля за обоснованностью тарифов на жилищно-коммунальные услуги и их пересмотр с учетом инфляционного удорожания не чаще одного раза в полугодие, с возможным изменением этой периодичности только в случае пересмотра тарифов на федеральном уровне;