Программа Правительства столицы на 2002 г. (утв. постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2001 г. N 1171-ПП)
I. Предварительные итоги выполнения Программы за 2001 год
Правительство Москвы обеспечило согласованную работу комплексов городского управления, департаментов, комитетов, префектур административных округов по сохранению устойчивости всех секторов экономики, развитию городского хозяйства и социальной сферы, созданию условий для роста реальных доходов населения,
Все основные показатели и задания Программы на 2001 г. выполняются.
Показатели | 11 мес. 2001 г. в % к 11 мес. 2000 г. |
Объем промышленной продукции | 107,8 |
Объем работ по договорам строительного подряда | 101 |
Среднемесячная заработная плата (январь - октябрь 2001 г.) | 6252 рублей |
Товарооборот | 108,3 |
Доходы бюджета г.Москвы | 127 |
С учетом изменений внешнеэкономической конъюнктуры и активизации политики проникновения зарубежных фирм на отечественный рынок осуществлялась система мер по поддержке московских производителей высококачественной, импортозамещающей продукции, расширению спроса на такую продукцию, развитию товаропроводящей, в том числе фирменной сети для ее реализации в городе и других регионах. Последовательно проводились мероприятия по устранению причин, препятствующих дальнейшему развитию в городе малого и среднего предпринимательства.
Это позволило сохранить устойчивую ситуацию на рынке труда и уменьшить число безработных с 34,8 до 32,4 тыс.чел. по сравнению с началом 2001 года.
В целях повышения уровня жизни и платежеспособного спроса населения взаимоувязано решались вопросы повышения оплаты труда, увеличения городских доплат пенсионерам и выплат другим группам граждан с низкими семейными доходами. Оплата труда работающих по сравнению с прошлым годом увеличилась в промышленности города в 1,5 раза, в здравоохранении и учреждениях культуры - в 1,55 раза, в образовании - 1,62 раза.
В 2001 году четырежды повышался размер городских доплат к пенсиям, дифференцированные доплаты получали 1,84 млн. пенсионеров. На эти цели из бюджета города в 2001 году направлено свыше 9 млрд. рублей. Общий объем доплат увеличился по сравнению с предыдущим годом на 88%. Вместе с тем, четверть населения города имеет еще денежные доходы ниже прожиточного минимума.
Выполнены мероприятия программы по жилищному строительству, развитию образования, улучшению медицинского и социального обслуживания, оздоровлению экологии города.
Мероприятия Программы на 2001 год | Задание | Выполнение |
Ввод в эксплуатацию общей площади в жилых домах | 3500 тыс.кв.м | 4013 тыс.кв.м |
Строительство школ | 17 | 17 |
Строительство детских дошкольных учреждений | 13 | 14 |
Медицинская помощь москвичам в объеме государственных гарантий (средства городского бюджета и ФОМС) | 20,7 млрд.руб. | 23,9 млрд.руб. |
Финансирование мероприятий по оздоровлению окружающей среды | 2,4 млрд.руб. | 5,7 млрд.руб. |
Своевременно и в установленных объемах были созданы необходимые запасы продовольственных и топливно-энергетических ресурсов, выполнялись мероприятия по обеспечению устойчивой работы городских инженерных систем. Введены в эксплуатацию электроподстанции "Куркино" и "Битца", дополнительные мощности на Кузьминском водопроводном узле. Отремонтировано 11,6 млн.кв.м. дорожных покрытий, 2,2 млн.кв.м. кровель, 1,2 млн.кв.м. фасадов.
Выполнены задания по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Построено 80 км инженерных коммуникаций, 341 тыс.кв.м. дорог. Открыты крупные транспортные развязки на Волоколамском шоссе с улицей Свободы и на пересечении улиц Нижняя Масловка и Новая Башиловка. Сдан в эксплуатацию Киевский пешеходный мост. Завершена реконструкция Звенигородского шоссе с устройством пешеходных переходов. Введены в эксплуатацию участки внутригородской кольцевой магистрали от Ленинского до Волгоградского проспекта, от 2-го Красногвардейского проезда до Звенирогодского шоссе, с комплексом крупных инженерных сооружений и развязок, которые позволят заметно снизить транспортные нагрузки на Садовое кольцо и нормализовать движение на ряде "вылетных" магистралей города.
Открыто движение поездов на участке Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена от станции "Улица академика Янгеля" до станции "Аннино".
В рамках реализации программы гаражного строительства сданы в эксплуатацию гаражи-стоянки общей вместимостью 70 тыс. машиномест.
Вместе с тем, в сложных условиях предстоящего периода, связанных с усилением воздействия негативных внешнеэкономических факторов и сокращением собственной доходной базы городского бюджета, требуется дальнейшая концентрация сил и средств на решении узловых проблем, повышение инициативы и ответственности на всех уровнях управления за опережающее движение города по пути реформ, обеспечение устойчивого и динамичного развития отраслей экономики и социальной сферы.
II.
Программа Правительства Москвы на 2002 год разработана в целях взаимоувязанного решения задач, предусмотренных на этот период 80 утвержденными городскими целевыми среднесрочными и долгосрочными программами, а также Генеральным планом развития Москвы, финансирование которых будет обеспечиваться в соответствии с законом "О бюджете города Москвы на 2002 год" из средств городского бюджета, целевых бюджетных фондов и из других финансовых источников.
Мероприятия и задания Программы определены на основе обязательств городских властей перед москвичами и мер, предложенных Президентом России и Правительством Российской Федерации, по модернизации экономики и государственного управления, развитию социальной и экономической инициативы граждан.
Приоритеты социально-экономической политики Правительства Москвы в 2002 году
- Модернизация экономики, поддержка производства конкурентоспособных товаров и услуг, эффективных научных разработок и технологий.
- Создание условий для роста реальных доходов населения, более высокого уровня потребления и сокращения числа московских семей, в которых среднедушевые доходы ниже прожиточного уровня. Обеспечение доступности и необходимого качества медицинского обслуживания, образования и других базовых социальных услуг.
- Реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве в целях постепенного сокращения бюджетного дотирования отрасли при сохранении адресной поддержки семей с низким уровнем доходов.
- Создание благоприятной экономической среды, дебюрократизация экономики, обеспечение равных условий конкуренции.
- Устранение причин, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
- Наращивание объемов реконструкции жилищного фонда и расширение строительства жилья за счет личных сбережений граждан. Перебазирование в этих целях предприятий из центральной части города на свободные территории с созданием для них современной производственной базы.
- Комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, торговых и гостиничных сетей города.
- Развитие социального, экономического партнерства и инициативы граждан. Формирование бюджетно-финансовой системы местного самоуправления.
- Обеспечение перехода на казначейское исполнение городского бюджета, укрепление дисциплины платежей и расходования бюджетных средств.
- Улучшение экологической обстановки, усиление безопасности и правопорядка.
III.
В целях решения приоритетных задач предусматривается осуществлять комплексные мероприятия по следующим направлениям:
Доходы работающих. Занятость. В целях создания условий для более высокого уровня потребления работающих и членов их семей предусмотрено в 2002 году осуществить меры, обеспечивающие опережающий рост оплаты труда, по сравнению с ростом потребительских цен. В среднем по городу заработная плата увеличится по сравнению с предыдущим годом на 25,4%, среднедушевые денежные доходы - на 19%. Число семей, в которых среднедушевые доходы меньше прожиточного минимума, уменьшится на 12-15%.
С 1 января 2002 года вступает в силу закон г. Москвы "О городском минимуме оплаты труда", в соответствии с которым минимальная сумма выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени с учетом доплат и других поощрительных выплат, будет устанавливаться при принятии коллективных договоров, за исключением организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета.
Для подведомственных бюджетных организаций Правительство Москвы установило минимум оплаты труда в размере 1100 рублей - с 1 января и 1270 рублей - с 1 сентября 2002 года. Это позволит с учетом сохранения размеров действовавших в 2001 году городских доплат повысить среднюю зарплату в учреждениях социальной сферы в 1,48-1,52 раза и приблизить ее к зарплате работающих в промышленности города.
В городе продолжается рост спроса на рабочую силу. На предприятиях и в организациях к концу 2001 года имелось более 180 тыс. свободных рабочих мест, что в 5,5 раза превышало число зарегистрированных безработных. Однако только 15% составляли вакансии с размером заработной платы на среднегородском или более высоком уровне.
Основные мероприятия по обеспечению занятости | Показатели |
Создание новых рабочих мест | 39,4 тыс.мест |
Трудоустройство граждан | 160 тыс.чел. |
Профессиональное обучение | 28 тыс.чел. |
Профориентация, профконсультирование | 100 тыс.чел. |
Общественные и временные работы | 52,5 тыс.чел. |
Численность зарегистрированных безработных от экономически активного населения города | не выше 0,8% на конец года |
Сформировавшийся в Москве в предыдущие годы более развитый, чем в других регионах, рынок труда позволяет эффективно использовать трудовой потенциал города, своевременно предлагать работодателям квалифицированные трудовые ресурсы, а гражданам, имеющим необходимую подготовку, высокооплачиваемые рабочие места.
Основной целевой задачей политики занятости в 2002 году является формирование в городе цивилизованного рынка труда, учитывающего интересы работников и работодателей, а также перспективные потребности экономики города на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечения сбалансированных со спросом предложений на высококвалифицированные трудовые ресурсы, эффективной социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий граждан, не имеющих работы.
На финансирование мероприятий программы занятости из федерального бюджета будет направлено в 2002 году 1530 млн.руб. В бюджете города также предусмотрены средства на финансирование мероприятий в области трудовых отношений, содержание Трудового арбитражного суда, для разрешения коллективных трудовых споров и Московского городского центра условий и охраны труда.
В соответствии с законом г.Москвы "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" разработана и будет осуществляться в 2002 году программа дополнительных мер по регулированию миграционных потоков и сокращению нелегальной миграции. Организован в порядке эксперимента миграционный учет на Рижском железнодорожном вокзале, прорабатывается вопрос об организации такого учета на Курском и Павелецком вокзалах, установлена общегородская квота (до 43 тыс. человек) на привлечение и использование иностранной рабочей силы. В соответствии с законом защита интересов граждан, проживающих в Москве, будет обеспечиваться путем предоставления им права первоочередного устройства на вакантные рабочие места.
Промышленность, наука, малый бизнес. Реализовать мероприятия, предусмотренные Комплексной программой промышленной деятельности на 2001 - 2003 годы, в целях повышения технического уровня производства, расширения выпуска пользующейся спросом высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, роста оплаты труда работников и увеличения поступлений налоговых платежей в городской бюджет. Предусмотреть меры по расширению поддержки базовых отраслей, оборонных предприятий, развитию ТЭОС, выводу и перебазированию предприятий и их финансовому оздоровлению.
Продолжится комплексный анализ производств и технологий промышленных предприятий с целью оптимизации производственных мощностей, выявления предприятий, не отвечающих требованиям развития города, и их реструктуризации.
Бюджетные ресурсы будут направлены на реализацию, утвержденных Правительством Москвы, Комплексной целевой программы освоения производства высокоэффективного оборудования и машин для жилищно-коммунального хозяйства, Целевой программы развития ТЭОС "Особая экономическая зона "Зеленоград", Программы технического развития организаций хлебопекарной и макаронной отраслей г.Москвы, программ "Продовольственный холод", "Химическая безопасность Москвы" и др. Для нужд города расширяется производство пассажирских автобусов "Московит-6222" и мусоросортировочных комплексов на ОАО "Станкоагрегат".
Основные мероприятия | |
Бюджетная поддержка промышленного комплекса | 2352,6 млн.руб. |
в том числе: | |
лимит бюджетного кредитования | 1664,5 млн.руб. |
прием ведомственного жилья и объектов коммунально-бытового назначения на баланс города | 4409 тыс.кв.м |
разработка и внедрение перспективных проектов и технологий | 644,9 млн.руб. |
Темпы роста промышленного производства в базовых отраслях | 5% |
Малое предпринимательство | |
Финансовая поддержка, в том числе: | 908 млн.руб. |
бюджетная поддержка | 608 млн.руб. |
привлечение средств из внебюджетных источников на инвестиционную поддержку малого предпринимательства | 300 млн.руб. |
Из общего объема финансовой поддержки обеспечение оборудованием через механизмы лизинга | 148 млн.руб. |
Создание новых рабочих мест | 12 тысяч мест |
Средства на селективную поддержку предприятий и организации промышленного комплекса города предусмотрено выделять в виде бюджетного кредита, а также в форме субсидий, в том числе для погашения части процентной платы за банковский кредит, самостоятельно привлекаемый предприятиями.
В целях удовлетворения потребностей москвичей предусмотрено наращивание выпуска всех основных видов пищевой продукции. Будет расширено производство улучшенных сортов хлебобулочных изделий лечебно-профилактического и диетического ассортимента. Расширится ассортимент детских продуктов, обогащенных витаминами. Предусмотрены меры по расширению производства потребительских товаров для покупателей с малым и средним достатком, в том числе швейных, трикотажных и обувных изделий, а также мебельной продукции.
На основе 6 соглашений, заключенных с федеральными агентствами Оборонно-промышленного комплекса страны, предусмотрены меры по обеспечению оптимальной загрузки московских научно-производственных объединений и предприятий, выпускающих оборонную продукцию, а также расширение применения технологий двойного назначения для производства городского автотранспорта, вычислительной, аудио- и видеотехники, медицинского оборудования и другой высокотехнологичной продукции. В целях привлечения инвестиций и расширения экспортных возможностей оборонных предприятий Москвы будет проведен третий Международный форум "Высокие технологии оборонного комплекса". Силами ученых города продолжится создание нового поколения лекарственных препаратов для терапии и лечения онкологических заболеваний, освоение первого в России генно-инженерного инсулина, реализация программы создания городского экологически чистого монорельсового транспорта и др.
В рамках концепции перехода Москвы к информационному обществу приступить к осуществлению проекта "Последняя миля", предусматривающего расширение состава информационных услуг населению и улучшение их качества. Предусмотреть строительство сетей "Последняя миля", включая строительство Московского городского телекоммуникационного порта, и их подключение к волоконно-оптическим сетям.
По итогам законченных НИОКР намечено внедрить в серийное производство озонаторные установки большой мощности, обеспечивающие существенное сокращение операций по хлорированию воды на городских водозаборных станциях, оснастить современной авторефрижераторной техникой транспортные предприятия города, создать транспортные средства для монорельса.