Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2001 г. N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" стр. 3

Программа Правительства столицы на 2002 г. (утв. постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2001 г. N 1171-ПП)

I. Предварительные итоги выполнения Программы за 2001 год

Правительство Москвы обеспечило согласованную работу комплексов городского управления, департаментов, комитетов, префектур административных округов по сохранению устойчивости всех секторов экономики, развитию городского хозяйства и социальной сферы, созданию условий для роста реальных доходов населения,
Все основные показатели и задания Программы на 2001 г. выполняются.
Показатели
11 мес. 2001 г. в % к 11 мес. 2000 г.
Объем промышленной продукции
107,8
Объем работ по договорам строительного подряда
101
Среднемесячная заработная плата (январь - октябрь 2001 г.)
6252 рублей
Товарооборот
108,3
Доходы бюджета г.Москвы
127
С учетом изменений внешнеэкономической конъюнктуры и активизации политики проникновения зарубежных фирм на отечественный рынок осуществлялась система мер по поддержке московских производителей высококачественной, импортозамещающей продукции, расширению спроса на такую продукцию, развитию товаропроводящей, в том числе фирменной сети для ее реализации в городе и других регионах. Последовательно проводились мероприятия по устранению причин, препятствующих дальнейшему развитию в городе малого и среднего предпринимательства.
Это позволило сохранить устойчивую ситуацию на рынке труда и уменьшить число безработных с 34,8 до 32,4 тыс.чел. по сравнению с началом 2001 года.
В целях повышения уровня жизни и платежеспособного спроса населения взаимоувязано решались вопросы повышения оплаты труда, увеличения городских доплат пенсионерам и выплат другим группам граждан с низкими семейными доходами. Оплата труда работающих по сравнению с прошлым годом увеличилась в промышленности города в 1,5 раза, в здравоохранении и учреждениях культуры - в 1,55 раза, в образовании - 1,62 раза.
В 2001 году четырежды повышался размер городских доплат к пенсиям, дифференцированные доплаты получали 1,84 млн. пенсионеров. На эти цели из бюджета города в 2001 году направлено свыше 9 млрд. рублей. Общий объем доплат увеличился по сравнению с предыдущим годом на 88%. Вместе с тем, четверть населения города имеет еще денежные доходы ниже прожиточного минимума.
Выполнены мероприятия программы по жилищному строительству, развитию образования, улучшению медицинского и социального обслуживания, оздоровлению экологии города.
Мероприятия Программы на 2001 год
Задание
Выполнение
Ввод в эксплуатацию общей площади в жилых домах
3500 тыс.кв.м
4013 тыс.кв.м
Строительство школ
17
17
Строительство детских дошкольных учреждений
13
14
Медицинская помощь москвичам в объеме государственных гарантий (средства городского бюджета и ФОМС)
20,7 млрд.руб.
23,9 млрд.руб.
Финансирование мероприятий по оздоровлению окружающей среды
2,4 млрд.руб.
5,7 млрд.руб.
Своевременно и в установленных объемах были созданы необходимые запасы продовольственных и топливно-энергетических ресурсов, выполнялись мероприятия по обеспечению устойчивой работы городских инженерных систем. Введены в эксплуатацию электроподстанции "Куркино" и "Битца", дополнительные мощности на Кузьминском водопроводном узле. Отремонтировано 11,6 млн.кв.м. дорожных покрытий, 2,2 млн.кв.м. кровель, 1,2 млн.кв.м. фасадов.
Выполнены задания по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Построено 80 км инженерных коммуникаций, 341 тыс.кв.м. дорог. Открыты крупные транспортные развязки на Волоколамском шоссе с улицей Свободы и на пересечении улиц Нижняя Масловка и Новая Башиловка. Сдан в эксплуатацию Киевский пешеходный мост. Завершена реконструкция Звенигородского шоссе с устройством пешеходных переходов. Введены в эксплуатацию участки внутригородской кольцевой магистрали от Ленинского до Волгоградского проспекта, от 2-го Красногвардейского проезда до Звенирогодского шоссе, с комплексом крупных инженерных сооружений и развязок, которые позволят заметно снизить транспортные нагрузки на Садовое кольцо и нормализовать движение на ряде "вылетных" магистралей города.
Открыто движение поездов на участке Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена от станции "Улица академика Янгеля" до станции "Аннино".
В рамках реализации программы гаражного строительства сданы в эксплуатацию гаражи-стоянки общей вместимостью 70 тыс. машиномест.
Вместе с тем, в сложных условиях предстоящего периода, связанных с усилением воздействия негативных внешнеэкономических факторов и сокращением собственной доходной базы городского бюджета, требуется дальнейшая концентрация сил и средств на решении узловых проблем, повышение инициативы и ответственности на всех уровнях управления за опережающее движение города по пути реформ, обеспечение устойчивого и динамичного развития отраслей экономики и социальной сферы.

II.

Программа Правительства Москвы на 2002 год разработана в целях взаимоувязанного решения задач, предусмотренных на этот период 80 утвержденными городскими целевыми среднесрочными и долгосрочными программами, а также Генеральным планом развития Москвы, финансирование которых будет обеспечиваться в соответствии с законом "О бюджете города Москвы на 2002 год" из средств городского бюджета, целевых бюджетных фондов и из других финансовых источников.
Мероприятия и задания Программы определены на основе обязательств городских властей перед москвичами и мер, предложенных Президентом России и Правительством Российской Федерации, по модернизации экономики и государственного управления, развитию социальной и экономической инициативы граждан.

Приоритеты социально-экономической политики Правительства Москвы в 2002 году

- Модернизация экономики, поддержка производства конкурентоспособных товаров и услуг, эффективных научных разработок и технологий.
- Создание условий для роста реальных доходов населения, более высокого уровня потребления и сокращения числа московских семей, в которых среднедушевые доходы ниже прожиточного уровня. Обеспечение доступности и необходимого качества медицинского обслуживания, образования и других базовых социальных услуг.
- Реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве в целях постепенного сокращения бюджетного дотирования отрасли при сохранении адресной поддержки семей с низким уровнем доходов.
- Создание благоприятной экономической среды, дебюрократизация экономики, обеспечение равных условий конкуренции.
- Устранение причин, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
- Наращивание объемов реконструкции жилищного фонда и расширение строительства жилья за счет личных сбережений граждан. Перебазирование в этих целях предприятий из центральной части города на свободные территории с созданием для них современной производственной базы.
- Комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, торговых и гостиничных сетей города.
- Развитие социального, экономического партнерства и инициативы граждан. Формирование бюджетно-финансовой системы местного самоуправления.
- Обеспечение перехода на казначейское исполнение городского бюджета, укрепление дисциплины платежей и расходования бюджетных средств.
- Улучшение экологической обстановки, усиление безопасности и правопорядка.

III.

В целях решения приоритетных задач предусматривается осуществлять комплексные мероприятия по следующим направлениям:
Доходы работающих. Занятость. В целях создания условий для более высокого уровня потребления работающих и членов их семей предусмотрено в 2002 году осуществить меры, обеспечивающие опережающий рост оплаты труда, по сравнению с ростом потребительских цен. В среднем по городу заработная плата увеличится по сравнению с предыдущим годом на 25,4%, среднедушевые денежные доходы - на 19%. Число семей, в которых среднедушевые доходы меньше прожиточного минимума, уменьшится на 12-15%.
С 1 января 2002 года вступает в силу закон г. Москвы "О городском минимуме оплаты труда", в соответствии с которым минимальная сумма выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени с учетом доплат и других поощрительных выплат, будет устанавливаться при принятии коллективных договоров, за исключением организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета.
Для подведомственных бюджетных организаций Правительство Москвы установило минимум оплаты труда в размере 1100 рублей - с 1 января и 1270 рублей - с 1 сентября 2002 года. Это позволит с учетом сохранения размеров действовавших в 2001 году городских доплат повысить среднюю зарплату в учреждениях социальной сферы в 1,48-1,52 раза и приблизить ее к зарплате работающих в промышленности города.
В городе продолжается рост спроса на рабочую силу. На предприятиях и в организациях к концу 2001 года имелось более 180 тыс. свободных рабочих мест, что в 5,5 раза превышало число зарегистрированных безработных. Однако только 15% составляли вакансии с размером заработной платы на среднегородском или более высоком уровне.
Основные мероприятия по обеспечению занятости
Показатели
Создание новых рабочих мест
39,4 тыс.мест
Трудоустройство граждан
160 тыс.чел.
Профессиональное обучение
28 тыс.чел.
Профориентация, профконсультирование
100 тыс.чел.
Общественные и временные работы
52,5 тыс.чел.
Численность зарегистрированных безработных от экономически активного населения города
не выше 0,8% на конец года
Сформировавшийся в Москве в предыдущие годы более развитый, чем в других регионах, рынок труда позволяет эффективно использовать трудовой потенциал города, своевременно предлагать работодателям квалифицированные трудовые ресурсы, а гражданам, имеющим необходимую подготовку, высокооплачиваемые рабочие места.
Основной целевой задачей политики занятости в 2002 году является формирование в городе цивилизованного рынка труда, учитывающего интересы работников и работодателей, а также перспективные потребности экономики города на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечения сбалансированных со спросом предложений на высококвалифицированные трудовые ресурсы, эффективной социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий граждан, не имеющих работы.
На финансирование мероприятий программы занятости из федерального бюджета будет направлено в 2002 году 1530 млн.руб. В бюджете города также предусмотрены средства на финансирование мероприятий в области трудовых отношений, содержание Трудового арбитражного суда, для разрешения коллективных трудовых споров и Московского городского центра условий и охраны труда.
В соответствии с законом г.Москвы "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" разработана и будет осуществляться в 2002 году программа дополнительных мер по регулированию миграционных потоков и сокращению нелегальной миграции. Организован в порядке эксперимента миграционный учет на Рижском железнодорожном вокзале, прорабатывается вопрос об организации такого учета на Курском и Павелецком вокзалах, установлена общегородская квота (до 43 тыс. человек) на привлечение и использование иностранной рабочей силы. В соответствии с законом защита интересов граждан, проживающих в Москве, будет обеспечиваться путем предоставления им права первоочередного устройства на вакантные рабочие места.
Промышленность, наука, малый бизнес. Реализовать мероприятия, предусмотренные Комплексной программой промышленной деятельности на 2001 - 2003 годы, в целях повышения технического уровня производства, расширения выпуска пользующейся спросом высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, роста оплаты труда работников и увеличения поступлений налоговых платежей в городской бюджет. Предусмотреть меры по расширению поддержки базовых отраслей, оборонных предприятий, развитию ТЭОС, выводу и перебазированию предприятий и их финансовому оздоровлению.
Продолжится комплексный анализ производств и технологий промышленных предприятий с целью оптимизации производственных мощностей, выявления предприятий, не отвечающих требованиям развития города, и их реструктуризации.
Бюджетные ресурсы будут направлены на реализацию, утвержденных Правительством Москвы, Комплексной целевой программы освоения производства высокоэффективного оборудования и машин для жилищно-коммунального хозяйства, Целевой программы развития ТЭОС "Особая экономическая зона "Зеленоград", Программы технического развития организаций хлебопекарной и макаронной отраслей г.Москвы, программ "Продовольственный холод", "Химическая безопасность Москвы" и др. Для нужд города расширяется производство пассажирских автобусов "Московит-6222" и мусоросортировочных комплексов на ОАО "Станкоагрегат".
Основные мероприятия
Бюджетная поддержка промышленного комплекса
2352,6 млн.руб.
в том числе:
лимит бюджетного кредитования
1664,5 млн.руб.
прием ведомственного жилья и объектов коммунально-бытового назначения на баланс города
4409 тыс.кв.м
разработка и внедрение перспективных проектов и технологий
644,9 млн.руб.
Темпы роста промышленного производства в базовых отраслях
5%
Малое предпринимательство
Финансовая поддержка, в том числе:
908 млн.руб.
бюджетная поддержка
608 млн.руб.
привлечение средств из внебюджетных источников на инвестиционную поддержку малого предпринимательства
300 млн.руб.
Из общего объема финансовой поддержки обеспечение оборудованием через механизмы лизинга
148 млн.руб.
Создание новых рабочих мест
12 тысяч мест
Средства на селективную поддержку предприятий и организации промышленного комплекса города предусмотрено выделять в виде бюджетного кредита, а также в форме субсидий, в том числе для погашения части процентной платы за банковский кредит, самостоятельно привлекаемый предприятиями.
В целях удовлетворения потребностей москвичей предусмотрено наращивание выпуска всех основных видов пищевой продукции. Будет расширено производство улучшенных сортов хлебобулочных изделий лечебно-профилактического и диетического ассортимента. Расширится ассортимент детских продуктов, обогащенных витаминами. Предусмотрены меры по расширению производства потребительских товаров для покупателей с малым и средним достатком, в том числе швейных, трикотажных и обувных изделий, а также мебельной продукции.
На основе 6 соглашений, заключенных с федеральными агентствами Оборонно-промышленного комплекса страны, предусмотрены меры по обеспечению оптимальной загрузки московских научно-производственных объединений и предприятий, выпускающих оборонную продукцию, а также расширение применения технологий двойного назначения для производства городского автотранспорта, вычислительной, аудио- и видеотехники, медицинского оборудования и другой высокотехнологичной продукции. В целях привлечения инвестиций и расширения экспортных возможностей оборонных предприятий Москвы будет проведен третий Международный форум "Высокие технологии оборонного комплекса". Силами ученых города продолжится создание нового поколения лекарственных препаратов для терапии и лечения онкологических заболеваний, освоение первого в России генно-инженерного инсулина, реализация программы создания городского экологически чистого монорельсового транспорта и др.
В рамках концепции перехода Москвы к информационному обществу приступить к осуществлению проекта "Последняя миля", предусматривающего расширение состава информационных услуг населению и улучшение их качества. Предусмотреть строительство сетей "Последняя миля", включая строительство Московского городского телекоммуникационного порта, и их подключение к волоконно-оптическим сетям.
По итогам законченных НИОКР намечено внедрить в серийное производство озонаторные установки большой мощности, обеспечивающие существенное сокращение операций по хлорированию воды на городских водозаборных станциях, оснастить современной авторефрижераторной техникой транспортные предприятия города, создать транспортные средства для монорельса.