Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2006 г. N 174/1121-4 "О Методических рекомендациях по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами ка стр. 2

- специалисты, привлекаемые из государственных органов и иных органов и учреждений для работы в КРС при избирательных комиссиях, откомандировываются в распоряжение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - на срок не менее пяти месяцев, в распоряжение иных избирательных комиссий - на срок не менее двух месяцев.

1.2. Организационные мероприятия по реализации контрольных функций

Избирательные комиссии выполняют контрольные функции во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями.
После назначения выборов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации необходимо:
- провести расширенное рабочее совещание с участием федерального инспектора в субъекте Российской Федерации, представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителей прокуратуры, суда, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, ведающих вопросами финансов, налогов, государственной регистрации юридических лиц, печати, телерадиовещания, связи, руководителя филиала Сбербанка России, руководителей организаций телерадиовещания и главных редакторов периодических печатных изданий, действующих на территории субъекта Российской Федерации, руководителей полиграфических предприятий, действующих на территории субъекта Российской Федерации. На совещании определить комплекс совместных мероприятий, обеспечивающий соблюдение участниками избирательного процесса законодательства о выборах, в том числе меры по контролю за финансированием избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- инициировать издание исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, определяющего задачи по оказанию содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнителей этих задач (примерная форма дана в приложении N 1);
- заключить соглашение о порядке взаимодействия избирательных комиссий и филиалов Сбербанка России (используя соглашение, данное в приложении 2);
- своевременно уточнить в территориальном управлении федерального казначейства (финансовом органе) реквизиты счета для перечисления в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, неизрасходованных средств, оставшихся на специальных избирательных счетах, а также избирательного залога в случаях, предусмотренных законодательством.
Наряду с этим избирательным комиссиям рекомендуется:
- определить и согласовать формы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства;
- организовать мониторинг агитационных материалов;
- определить членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях;
- провести рабочее совещание с участием кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений по финансовым вопросам.

1.3. Организация деятельности КРС

КРС создается избирательной комиссией из членов избирательной комиссии с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений на срок полномочий комиссии.
Для повышения эффективности деятельности, оперативного решения возникающих вопросов целесообразно включать в состав КРС руководителей и специалистов территориальных органов Центрального банка Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Сберегательного банка Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Избирательная комиссия после официального опубликования решения о назначении выборов (после формирования окружных, территориальных, муниципальных избирательных комиссий) направляет в соответствующие территориальные органы министерств и ведомств и организации запросы о направлении специалистов для работы в КРС с указанием сроков их откомандирования.
Руководство контрольно-ревизионной службой возлагается на заместителя председателя избирательной комиссии.
Положение о КРС утверждается избирательной комиссией.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КРС осуществляется избирательной комиссией, при которой эта служба создана.
Деятельность КРС в период избирательной кампании направлена на оказание содействия избирательной комиссии по следующим направлениям ее деятельности:
- контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов;
- выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании помимо избирательного фонда кандидата, избирательного объединения;
- проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений;
- организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- контроль за возвратом бюджетных средств;
- контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Деятельность КРС в период выборов осуществляется в соответствии с утверждаемым избирательной комиссией планом мероприятий. При этом создаются рабочие группы по вышеуказанным направлениям деятельности и распределяются обязанности членов КРС. Такими могут быть возглавляемые членами комиссии группы:
- по обработке сведений, получаемых от филиалов Сбербанка России;
- по организации проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- по проверке сведений о жертвователях;
- по проверке финансовых отчетов;
- по установлению фактов финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений помимо избирательного фонда; при этом целесообразно специализировать членов КРС этой группы на проверке оплаты услуг полиграфических предприятий, наружной рекламы, СМИ, проведения массовых мероприятий и других направлениях, связанных с выборами;
- по подготовке материалов, связанных с составлением протоколов об административных правонарушениях;
- другие.
Текущую работу по контролю за избирательными фондами в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации должен осуществлять специалист, исполняющий обязанности на штатной основе. При этом его необходимо ввести в состав КРС с целью обеспечения взаимодействия избирательной комиссии с филиалом Сбербанка России, проведения аналитической работы по направлениям деятельности КРС, участия в проверках расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение избирательной кампании нижестоящим избирательным комиссиям. Специалист должен владеть устойчивыми навыками применения программных средств ГАС "Выборы" (задачи "Контроль избирательных фондов").
Состав КРС по возможности должен быть стабильным на протяжении всего периода полномочий избирательной комиссии.
Срок исполнения обязанностей в КРС привлеченными специалистами прекращается только после того, как соответствующая избирательная комиссия сдаст отчет о расходовании бюджетных средств на выборы.
Руководителю КРС целесообразно иметь информацию о соблюдении в отношении указанных специалистов требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона в части сохранения за ними установленных должностных окладов и иных выплат по основному месту работы.
После окончания избирательной кампании желательно продолжать взаимодействие со специалистами - членами КРС, практикуя проведение семинаров, совещаний КРС и в период между выборами.
Специалистам, привлеченным в состав КРС, может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательным комиссиям, при которых создаются КРС, целесообразно заблаговременно предусмотреть указанные средства в смете расходов на подготовку и проведение выборов.
 

2. Контроль за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений

2.1. Особенности формирования избирательных фондов

Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств. Граждане и юридические лица вправе оказывать кандидатам, избирательным объединениям материальную поддержку при условии ее обязательной компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Пожертвования граждан и юридических лиц вносятся в избирательные фонды добровольно. Пожертвования граждан и юридических лиц в избирательные фонды в счет погашения задолженности за других граждан и юридических лиц не допускаются и в случае выявления признаются неправомерными.
При исчислении допустимых законом размеров пожертвований (перечислений) в избирательные фонды и предельных расходов средств фондов в ходе проведения региональных избирательных кампаний следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Однако при изменении регионального законодательства целесообразно отказываться от исчисления размеров пожертвований и расходов исходя из минимального размера оплаты труда и устанавливать предельный размер расходов избирательных фондов в абсолютных величинах, а размер пожертвований и перечислений в избирательный фонд - соответственно в долях или в процентах от этих величин.

2.2. Специальный избирательный счет, порядок его открытия и ведения

Кандидат, избирательное объединение обязаны создать собственный избирательный фонд, денежные средства которого аккумулируются на специальном избирательном счете. Порядок открытия, ведения и закрытия этих счетов (далее - Порядок) устанавливается при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Банка России в субъекте Российской Федерации.
Специальный избирательный счет открывается в филиале Сбербанка России, а при его отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение определяют кредитную организацию, в которой открываются специальные избирательные счета, по согласованию с соответствующей комиссией.