Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2006 г. N 174/1121-4 "О Методических рекомендациях по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами ка стр. 3

Кандидат открывает специальный избирательный счет своего избирательного фонда в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении до представления документов для регистрации этой избирательной комиссией, а избирательное объединение - в период после заверения списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам до регистрации списка кандидатов.
Для открытия специального избирательного счета кандидат, избирательное объединение представляют в филиал Сбербанка России следующие документы:
- обращение по форме, предусмотренной Порядком;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- паспорт или заменяющий его документ кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам), уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати (для кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения);
- нотариально удостоверенную доверенность (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения).
Разрешение на открытие специального избирательного счета дает избирательная комиссия либо этим правом наделяется ее председатель. В разрешении указывается конкретный филиал Сбербанка России и его адрес.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется и заверяется в соответствии с указанием Банка России от 21 июня 2003 года N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (в редакции указания Банка России от 25 марта 2004 года N 1403-У).
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует в пределах полномочий, предоставленных кандидатом, избирательным объединением и оформленных нотариально удостоверенной доверенностью (примерная форма дана в приложении N 3). Избирательной комиссии целесообразно иметь копию этой доверенности.
Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения оформляется, как правило, до момента открытия специального избирательного счета и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда. В случае назначения (замены) уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения в ходе избирательной кампании расходы по оформлению доверенности осуществляются за счет средств соответствующего избирательного фонда.
При открытии счета между кандидатом, избирательным объединением и банком заключается договор о специальном избирательном счете.
В случае открытия счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения договор заключается от имени кандидата, избирательного объединения.
После представления документов банк незамедлительно (в тот же день) открывает специальный избирательный счет.
Реквизиты открытого специального избирательного счета представляются кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию в установленный ею срок.
В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует обобщать сведения о расходовании средств избирательных фондов такого кандидата и информировать соответствующие избирательные комиссии.
После регистрации кандидата, списка кандидатов продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.
Если кандидат в нарушение положения пункта 9 статьи 32 Федерального закона одновременно выдвинут в нескольких избирательных округах на одних и тех же выборах, он может быть зарегистрирован только по одному из этих округов. В этом случае избирательные комиссии избирательных округов, где этот кандидат не был зарегистрирован, осуществляют контроль за тем, чтобы он представил итоговый финансовый отчет.
При изменении кандидатом, зарегистрированным кандидатом избирательного округа в случае, предусмотренном законодательством, избирательная комиссия осуществляет контроль за:
- возвратом бюджетных средств, выделенных зарегистрированному кандидату избирательной комиссией;
- закрытием специального избирательного счета;
- представлением итогового финансового отчета.
Кроме того, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в Порядке предусматривает следующее:
- прекращение расходных операций банком, а также их возобновление в случаях, предусмотренных законодательством;
- зачисление на специальный избирательный счет только средств, направленных до дня голосования;
- прекращение (возобновление) финансовых операций банком только по письменному указанию избирательной комиссии.
Специальные избирательные счета закрываются кандидатами, избирательными объединениями до представления ими итоговых финансовых отчетов. При этом процедура закрытия специальных избирательных счетов должна контролироваться соответствующими избирательными комиссиями, что необходимо прежде всего в отношении специальных избирательных счетов тех кандидатов, по которым предполагается осуществление возврата избирательного залога в их избирательный фонд.

2.3. Получение и проверка сведений по избирательным фондам, передача их в средства массовой информации для опубликования

Филиал Сбербанка России - держатель специального избирательного счета обязан предоставлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (в электронном виде либо на бумажном носителе). Для передачи в электронном виде используется система "Клиент - Сбербанк". В случае открытия специального избирательного счета в другой кредитной организации сведения предоставляются на бумажном носителе.
Периодичность представления филиалом Сбербанка России (другой кредитной организацией) сведений по избирательным фондам на региональных выборах устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации, а форма (формат) представления сведений - нормативным актом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по согласованию с филиалом Сбербанка России (другой кредитной организацией).
Избирательная комиссия проверяет полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах в несколько этапов.
На первом этапе проверяется соответствие формы (формата) полученных сведений формам (формату), установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе "Клиент - Сбербанк".
Далее каждый платеж подлежит проверке на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки* об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона; для гражданина - фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, информации о гражданстве.
Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обязательные для жертвователей-граждан.
В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, банковских реквизитов, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, пожертвование признается поступившим от анонимного жертвователя. В соответствии с Федеральным законом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании и подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов пожертвования в соответствии с законом подлежат возврату жертвователю. При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение положений закона, устанавливающих перечень жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. Если запрет нарушен, то избирательная комиссия письменно уведомляет об этом кандидата, избирательное объединение, которые обязаны возвратить средства жертвователю.
Сведения о каждом жертвователе - юридическом лице направляются в уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц для проверки их достоверности (примерная форма представления дана в приложении N 4). В настоящее время такими органами являются Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба и их территориальные органы. В Федеральной регистрационной службе и ее территориальных органах подлежат проверке жертвователи - юридические лица с целью определения их принадлежности к благотворительным организациям и религиозным объединениям. В перечень юридических лиц, направляемых на проверку в органы Федеральной регистрационной службы, следует включать только те из них, в отношении которых такая проверка является очевидной (в соответствии со статьей 54 ГК России название некоммерческой организации должно содержать указание на характер его деятельности).
При этом рекомендуется проведение предварительной проверки сведений о жертвователе - юридическом лице с использованием доступа к сайту Федеральной налоговой службы в сети Интернет, содержащему открытые и общедоступные сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для получения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ избирательной комиссией заявка направляется в Федеральную налоговую службу по форме, приведенной в приложении N 5.
Представления на проведение проверки жертвователей - юридических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем юридическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в ЕГРЮЛ, проверки сведений, доступ к которым ограничен (банковские реквизиты), необходимости уточнений отдельных сведений.
Порядок предоставления данных с использованием сети Интернет установлен приказом Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 года N САЭ-3-09/7@ "Об утверждении порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В случае необходимости проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования гражданином избирательная комиссия направляет сведения о нем в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (примерная форма дана в приложении N 6). В настоящее время такими органами являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и территориальные органы внутренних дел.
При этом рекомендуется проведение предварительной проверки сведений о жертвователях - физических лицах с использованием данных Регистра избирателей, участников референдума.
Представления на проведение проверки жертвователей - физических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем физическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение этим органом результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в Регистре избирателей, участников референдума, необходимости уточнений отдельных сведений.
Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования должна быть возвращена жертвователю кандидатом, избирательным объединением.
Внесение (перечисление) в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, установленных законом средств, не относящихся к добровольным пожертвованиям, характеризуется следующими особенностями:
- при внесении собственных средств в избирательный фонд кандидатом в платежном документе указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного лица и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, в избирательный фонд этого кандидата в платежном документе указывается наименование избирательного объединения и делается запись "Средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата";
- при перечислении средств избирательной комиссией в платежном документе делается запись "Средства избирательной комиссии";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения и делается запись "Собственные средства избирательного объединения".
Избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка. В случае необходимости избирательная комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений.