Реализация каждого из вариантов связана с необходимостью проведения ряда организационных мероприятий.
1. Определение нового учредителя (смена учредителя) ЦБС. Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения. Учредителем ЦБС могут стать администрация муниципального района или орган культуры муниципального района, при условии, если ему делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены соответственно в уставе органа культуры.
2. Разработка новой редакции устава ЦБС, в которой необходимо отразить:
- нового учредителя (точное наименование);
- стратегические цели и задачи ЦБС, ее роль в решении вопросов межпоселенческого значения;
- субъекта, определяющего структуру ЦБС и распределение функций центральной библиотеки и филиалов ЦБС (учредитель, орган культуры или руководитель ЦБС, в том числе с правом самостоятельно заключать договоры с поселениями);
- условия финансирования ЦБС (полное и прямое бюджетное финансирование или на других условиях);
- четкое разграничение объектов имущества: библиотечные фонды, другие активы, оборудование, недвижимое имущество (в том числе земля).
3. Подготовка проекта правового акта об учреждении ЦБС (постановление (распоряжение) главы администрации, приказ органа управления культурой). Если ЦБС учреждается как межпоселенческая организация, то необходимы постановления всех представительных органов местного самоуправления, которые приняли решение об участии в такой организации.
4. Регистрация ЦБС как юридического лица в установленном законом порядке.
Важнейшее условие обеспечения деятельности ЦБС в условиях реформы местного самоуправления - выстраивание системы договорных отношений между ЦБС как юридическим лицом и ее учредителями, а также с муниципальными образованиями и пользователями библиотек.
В связи с вышеизложенным, уместно рассмотреть примерный вариант обеспечения деятельности межпоселенческой библиотечной системы.
В результате создания новых муниципальных образований входившие ранее в систему ЦБС филиалы условно отошли к ведению трех сельских поселений. Штатный персонал филиалов предусматривает одного-трех сотрудников, количество обслуживаемого населения неоднородно по структуре потребительского спроса. Очевидно, что кадровый ресурс не позволяет производить все виды библиотечных услуг в поселении, а также с учетом небольшого объема запросов на специализированную литературу - нет смысла комплектовать филиал широким ассортиментом литературы и периодики.
Таким образом, для создания качественной библиотечной услуги, а так же с учетом экономии финансовых средств, необходимо и достаточно закрепить за одной из библиотек, обладающей наиболее мощными кадровыми, информационными и иными ресурсами, статус центральной библиотеки. Функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального района. Прежде всего, комплектование и обработка библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание каталогов и автоматизированных баз данных, оказание методической помощи. Библиотеки-филиалы будут оказывать услуги по книговыдаче.
Тем самым библиотечная система сохраняется по соображениям экономичности и целостности единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах муниципального района.
Учреждение межпоселенческой (централизованной) библиотечной системы требует проведения следующих организационных мероприятий:
1) провести смену учредителя ЦБС;
2) внести изменения в устав ЦБС;
3) закрепить учреждение ЦБС соответствующим документом учредителя;
4) перерегистрировать ЦБС как юридическое лицо в установленном законом порядке.
В построении системы договорных взаимоотношений межпоселенческой библиотеки с администрациями муниципальных образований следует учесть формы собственности на объекты недвижимого имущества, например:
- филиалы группы А (расположены в поселениях в помещениях, принадлежащих администрации поселения, и используются на условиях оперативного управления);
- филиалы группы Б (расположены в поселениях в помещениях, принадлежащих фермерским хозяйствам, и используются на условиях договора аренды);
- филиалы группы В (расположены в поселениях в помещениях школ и используются на условиях договора пользования).
Таким образом, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и Концепцией реформирования бюджетного процесса, ЦБС как юридическое лицо, обеспечивающее функцию библиотечного обслуживания, должна заключить соответствующие договоры с администрацией сельских поселений:
- для обеспечения деятельности филиалов группы А - на право оперативного управления имуществом;
- для обеспечения деятельности филиалов групп Б и В - на право пользования и с другими собственниками договоры аренды.
Только после заключения договоров, закрепляющих право использования имущества, переданного ЦБС, наступает право оплачивать коммунальные услуги. Также ЦБС обеспечивает заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Эти договоры становятся основанием для расходных обязательств муниципального района*(12), либо возможны варианты выстраивания возможных финансовых взаимоотношений:
- Финансирование может быть отдано поселением муниципальному району в составе субвенции на основании делегирования части полномочий. Муниципальный район, в свою очередь, должен предусмотреть соответствующие расходы в смете ЦБС и перечислять средства в составе общего финансирования.
- Финансирование может происходить согласно договору напрямую от поселения к ЦБС.
Выплата заработной платы может производиться:
- Из средств муниципального района как сотрудникам центральной библиотеки, так и сотрудникам библиотек-филиалов. В таком случае ФОТ должен быть предусмотрен в полном объеме в бюджете муниципального района и, соответственно, в смете ЦБС при условии делегирования поселением муниципальному району части своих полномочий, оформленных в надлежащем порядке.
- Из средств поселений сотрудникам филиалов. В таком случае ФОТ должен быть предусмотрен в бюджете поселения. Средства на оплату труда должны быть перечислены юридическому лицу - ЦБС.
- Из средств поселений на сотрудников филиалов и частично на содержание специалистов ЦБС. ФОТ должен быть предусмотрен в бюджете поселений. Аналогично, средства должны быть перечислены юридическому лицу по договору.
При условии использования варианта оплаты поселениями услуг центральной библиотеки на основании договора, необходимо внести договор в реестр расходных обязательств поселения. Принимая решение о делегировании полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, необходимо принять нормативный правовой акт о делегировании отдельной части полномочий по библиотечному обслуживанию.
Комплектование книжного фонда (в том числе периодики) может производиться:
- за счет средств муниципального района (расходы должны быть предусмотрены в бюджете муниципального района и в смете ЦБС);
- за счет средств муниципального района производится финансирование только комплектования книжного фонда (соответствующие расходы должны быть предусмотрены в бюджете муниципального района и отданы по смете ЦБС), а приобретение периодики предусматривается поселениями в своих бюджетах для обеспечения филиалов ЦБС;
- за счет средств поселения путем передачи в качестве субсидии на комплектование книжного фонда и (или) периодики, на комплекс информационных ресурсов (электронные базы данных, Интернет) по договору с ЦБС;
- за счет средств субъекта Российской Федерации в порядке делегирования отдельной части полномочий по обеспечению библиотечного обслуживания, предусмотренных в Федеральном законе N 184-ФЗ. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий местным бюджетам предусмотрены также частью 2 статьи 63 Федерального закона N 131-ФЗ. Этот вариант более подходит там, где традиционно комплектование книжного фонда происходит через научные или национальные библиотеки.
Если поселения, входящие в состав муниципального района, будут иметь недостаточный уровень расчетной бюджетной обеспеченности, то дотации могут быть предоставлены из соответствующих фондов финансовой поддержки в целях межбюджетного выравнивания на основании статей 53, 60, 61 Федерального закона N 131-ФЗ.
При этом нужно иметь в виду, что согласно требованиям реформы бюджетной сферы финансирование должно происходить не на ЦБС, а на услуги, оказываемые ЦБС (не за факт существования организации, а за определенный вид работы, имеющий конечный результат). В силу этого требования долевое участие муниципальных образований в обеспечении работы ЦБС является законным, эффективным и справедливым.
6. Некоторые вопросы применения реестра расходных обязательств органов местного самоуправления и использования программно-целевых методов управления в сфере культуры
В целях учета и анализа расходных обязательств, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно установленных функций государства (местного самоуправления) в статье 87 Бюджетного кодекса устанавливается обязанность органов местного самоуправления вести на постоянной основе реестр расходных обязательств муниципального образования. Кроме того, требования по ведению реестров расходных обязательств муниципальных образований установлены в Федеральном законе N 131 -ФЗ.
Порядок ведения реестра муниципального образования должен устанавливаться местной администрацией.
Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях ведения реестра расходных обязательств муниципального образования необходимо создание соответствующих правовых основ. Прежде всего, обязательность ведения реестра расходных обязательств рекомендуется закрепить в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения на территории муниципального образования.
Порядок формирования, ведения и использования реестра расходных обязательств муниципального образования рекомендуется установить нормативным правовым актом местной администрации. Такой нормативный правовой акт может в том числе определять форму ведения, периодичность обновления реестра расходных обязательств, форму и сроки представления главными распорядителями средств местного бюджета фрагментов реестра расходных обязательств в муниципальный финансовый орган, порядок и направления использования сведений реестра расходных обязательств при осуществлении бюджетного процесса.
Основными принципами ведения реестра расходных обязательств муниципального образования являются: