9) Передвижные центры культуры (автоклубы);
10) Информационно-методические центры.
В Бюджетном кодексе предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги финансируются в зависимости от цели функционирования.
В свою очередь, в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.*(9) сказано, что бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям, услугам, видам деятельности. Функции учреждений клубного типа могут быть сгруппированы в соответствии с видами учреждений (табл. 2).
Таблица 2
Функции учреждений культуры клубного типа
Вид учреждения | Функции |
Дом (Дворец) культуры | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; патриотическое воспитание |
Культурно-спортивный комплекс | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха населения; обеспечение условий для самодеятельного творчества; обеспечение спортивно-оздоровительных услуг, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения |
Дворец молодежи | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения |
Социально-культурный центр | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства; обеспечение информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения |
Национально-(Этно-) культурный центр | Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества |
Дом (Центр) ремесел | Сохранение нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства |
Дом фольклора | Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных, фольклорных традиций |
Дом народного творчества | Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства |
Передвижные культурные центры | Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий |
Информационно-методические центры | Обеспечение информационных и методических услуг |
Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг.
Такая система обусловлена рядом причин, среди которых можно выявить несколько основополагающих, а именно
- инициативы местного сообщества и потребительский спрос;
- местные традиции;
- социальная инфраструктура;
- демографические характеристики;
- ресурсное обеспечение.
Указанные причины служат основанием для принятия решений о группах по оплате труда и оказывают непосредственное влияние на ассортимент и объем услуг культуры и досуга.
Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.
Основополагающими видами деятельности являются:
- создание коллективов художественного творчества;
- создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;
- проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);
- организация досуга населения.
В результате реализации функциональных задач через специфические виды деятельности производятся услуги, позиционированные на потребительский спрос.
Таблица 3
Примерный перечень бюджетных услуг учреждений культуры клубного типа, предоставляемых на основе муниципального заказа, договоров с юридическими лицами и реализации заказов населения
Виды услуг | Заказчики, потребители | |||
Государство | Муннципальное образование | Юридические лица | Население | |
Тематические концерты | + | + | + | - |
Спектакль | + | + | - | - |
Театрализованное представление | + | + | + | - |
Фестиваль | + | + | + | - |
Концертная программа | + | + | + | + |
Выставки | + | + | + | + |
Вечера отдыха | - | + | + | + |
Народное гуляние | + | + | + | - |
Конкурсы, смотры | + | + | + | - |
Шествия | + | + | - | - |
Дискотеки | - | - | + | + |
Праздники (КС, национальные, государственные, традиционные, профессиональные) | + | + | + | - |
Вечера чествования | + | + | + | - |
Выставки-ярмарки | - | + | + | - |
Обряды | + | + | + | - |
Шоу-программы | - | - | + | + |
Литературно-музыкальные вечера | - | + | + | - |
Торжественные собрания | + | + | + | - |
Презентации | + | + | + | - |
Игровые программы | - | - | + | + |
Костюмированные балы-карнавалы, шествия | - | + | + | + |
Конференции, семинары | + | + | + | - |
Беседы, лектории | + | + | + | + |
Показ кинофильмов, кинолектории | + | + | + | + |
Создание условий для занятия в кружках и любительских объединениях | - | + | + | - |
Издание материалов художественно-эстетического направления, альбомов | + | + | + | - |
Издание методических материалов | - | + | + | - |
Создание банка данных, фонотек, видео-тек, фотоматериалов | + | + | + | + |
Фото-видеосъемка | + | + | + | + |
Художественно-оформительские работы | + | + | + | + |
Проведение PR-акций, PR-услуг по продвижению | + | + | + | + |
Информационно-консультационные и методические виды услуг | + | + | + | + |
Предоставление условий для самоорганизации населения | - | - | + | + |
Интернет-кафе | - | - | + | + |
Комнаты организации отдыха детей | - | + | + | + |
Летняя площадка и организация отдыха детей в летнее время | - | + | + | + |
Культурное обслуживание на дому для лиц с ограниченными возможностями | + | + | + | + |
Ремесленная продукция | + | + | + | + |
Исследовательская, краеведческая работа | + | + | + | - |
Экскурсионное обслуживание | + | + | + | + |
Другие виды услуг |
Примечание: "+" означает "имеет место", "-" означает "не имеет место". Данный перечень не является исчерпывающим, учреждение самостоятельно определяет перечень своих услуг, согласно своей миссии и решаемым задачам.
5.2. Библиотеки
Обеспечение полномочий органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Федеральный закон N 78-ФЗ).
Ныне действующая система библиотечного обслуживания выстроена согласно административно-территориальному делению страны (республиканские, окружные, краевые, областные, районные, городские, сельские библиотеки).
На уровне муниципальных образований были сформированы структурно-целостные объединения библиотек - централизованные библиотечные системы (далее - ЦБС), в которые входили центральная районная библиотека и библиотеки-филиалы.
Статьей 4 Федерального закона N 78-ФЗ были закреплены основные виды библиотек (табл. 4), включая их деление на государственные и муниципальные библиотеки. Ответственность за обеспечение деятельности муниципальных библиотек была возложена на учредителя, а именно на местные органы власти или действующие от их имени органы культуры, к исключительной компетенции которых относится:
- учреждение библиотек, утверждение их уставов и правил пользования библиотеками;
- разработка и принятие местных нормативов финансового обеспечения библиотек;
- строительство библиотечных зданий и обустройство прилегающих к ним территорий;
- назначение руководителей библиотек;
- реорганизация и ликвидация библиотек.
Таблица 4
Основные виды библиотек
Основные виды библиотек | Учредители | Форма собственности |
федеральные | органы государственной власти, а также органы культуры | государственная (федеральная) |
федеральных органов исполнительной власти | ||
субъектов Российской Федерации | государственная (субъектов Российской Федерации) | |
муниципальные | органы местного самоуправления, а также органы культуры | муниципальная |
научных и образовательных учреждений | собственники имущества либо уполномоченные ими юридические и физические лица, в т. ч. иностранные, а также международные организации | определяется формой собственности учредителя или учредителей (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности) |
предприятий, учреждений организаций | ||
общественных объединений | ||
частные | ||
учрежденные в соответствии с международными договорами |
Организационная структура библиотечного обслуживания населения на муниципальном уровне отличается от сети, сложившейся на уровне субъектов Российской Федерации, состоящей, как правило, из научной, публичной, юношеской, детской библиотек. Для районных ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов головного учреждения с библиотеками-филиалами, расположенными в населенных пунктах муниципальных образований, входящих в состав района. Для городской ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов в различных районах города или в сельских населенных пунктах. Также имеет место дифференциация библиотек на детские и юношеские библиотеки, другие специализированные библиотеки (библиотека научная, библиотека для слепых).
Муниципальная ЦБС, как правило, обладает статусом юридического лица, а ее структурные подразделения выполняют различные функции: центральная библиотека осуществляет комплектование и обработку литературы, информационное и методическое обеспечение библиотечного обслуживания, а библиотеки-филиалы - ведут непосредственную работу с пользователями библиотек. Таким образом, современная структура ЦБС основана на разделении труда в создании библиотечной услуги, которая включает: комплектование, обработку, информационно-методическое обеспечение, книговыдачу.
Муниципальные ЦБС предполагают их ресурсное обеспечение помещениями и оборудованием, финансовыми средствами, информационными ресурсами, кадрами.
Наиболее распространена ситуация, когда помещения, где располагается Центральная библиотека и филиалы ЦБС, принадлежат разным собственникам: муниципальному району, сельской администрации, фермерскому хозяйству и другим собственникам. Нередко ЦБС получает часть недвижимого имущества в оперативное управление, а часть в аренду. При этом оборудование, книжный фонд и информационные базы данных*(10), распределенные в установленном порядке между филиалами ЦБС, приобретаются за счет средств муниципального района и находятся в собственности района*(11). Разумеется, содержание (включая текущий и капитальный ремонт) ЦБС, оплата труда осуществляется за счет средств консолидированного бюджета района. Таким образом, жители поселений получают библиотечное обслуживание в основном за счет средств бюджета муниципального района.
В связи, с разграничением полномочий органов местного самоуправления по вопросам библиотечного обслуживания предусмотрено полномочие поселения и городского округа - "организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения"; муниципального района - "организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов. Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ в пункте 19 части 1 статьи 15 предусмотрена возможность обеспечения библиотечного обслуживания поселений теми услугами, которые традиционно могут быть исполнены центральными библиотеками, обладающими статусом районных библиотек. Прежде всего, речь идет о комплектовании и обработке фондов, об информационном обеспечении, других специфических функциях обслуживания поселений".
Учредитель может делегировать функции комплектования центральной библиотеке, на основании нормы, определяющей полномочие муниципального района по организации обслуживания населения межпоселенческими библиотеками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 78-ФЗ органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус межпоселенческой библиотеки.
Обеспечение библиотечного обслуживания жителей поселений через систему межпоселенческой по принципу ЦБС экономически и организационно оправдано. На основании указанных ранее статей Федерального закона N 131-ФЗ возможно использование нескольких вариантов обеспечения деятельности ЦБС (табл. 5).
Таблица 5
Варианты реорганизации Центральной библиотечной системы (ЦБС) в условиях реформы местного самоуправления
Вариант реорганизации ЦБС | Преимущества | Недостатки |
в межмуниципальные хозяйственные общества | создаются по решению представительных органов местного самоуправления | длительная процедура учреждения, реорганизации |
проблемы распределения имущественных долей между учредителями | ||
финансовая самостоятельность | низкая рыночная привлекательность услуг, оказываемых ЦБС | |
широкие возможности для ведения коммерческой деятельности | ||
риск убытков определяется долями учредителей | ||
статус юридического лица | требуется государственная регистрация | |
в некоммерческие организации | создаются по решению представительных органов местного самоуправления | длительная процедура учреждения, реорганизации |
финансируются полностью или частично учредителем | ||
субсидиарную ответственность несет учредитель | ||
вправе осуществлять деятельность, соответствующую их целям | ограничены виды уставной деятельности | |
в муниципальные учреждения | учреждаются по решению местной администрации или органа культуры |