Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. N 229 "Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендац стр. 7

- принимает участие в разработке и реализации целевых и комплексных программ социокультурного развития муниципального образования, в реализации программ субъекта Российской Федерации и федеральных целевых программ;
- принимает статистические отчеты установленной формы от подведомственной сети, обобщает, анализирует и направляет в уполномоченные региональные структуры.

4.4. Функции

В целях эффективного использования бюджетных средств, а также во избежание дублирования в работе возможно объединение управления культуры с управлением кинофикации, с комитетом по делам молодежи, с другими социальными секторами, чья компетенция касается вопросов обеспечения жителей услугами культуры, досуга и массового отдыха.
С учетом вышеизложенного можно выделить ряд функций:
1. Функция обеспечения государственной культурной политики реализуется через систему муниципального заказа на библиотечное обслуживание через сеть библиотек; на художественное и эстетическое воспитание через сеть детских школ искусств, детских музыкальных школ; на сохранение материального культурного наследия через сеть музеев и отдельных памятников истории и культуры; на сохранение нематериального культурного наследия, развитие любительского творчества и досуга через сеть учреждений клубного типа, парков культуры и отдыха, кинотеатров, других учреждений и организаций.
2. Функция стратегического развития и программного планирования предусматривает разработку и реализацию программ развития культуры муниципального района. Реализуя эту функцию, отдел (управление) должен перейти от сметного финансирования сети и создать принцип оплаты бюджетных услуг подведомственных учреждений в соответствии с получаемыми результатами, где сеть должна рассматриваться как базовый элемент в создании услуг культуры и досуга. Принять меры по оптимизации бюджетных расходов, внедрить современные подходы бюджетного планирования, ориентированного на достижение конкретных результатов.
3 Функция ресурсного обеспечения и контроля предусматривает аккумулирование финансовых, материальных, информационных иных ресурсов для обеспечения предоставленных полномочий.
4. Функция правового обеспечения может быть реализована через подготовку нормативных актов по следующим вопросам: о материальных и финансовых нормах обеспеченности сети учреждений культуры; о нормативах расходов на создание услуг культуры и досуга; об утверждении нормативов трудозатрат для определения штатной численности; об утверждении показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов; об утверждении местной системы стимулирующих доплат и надбавок, других документов.
5. Функция координации деятельности и взаимодействия со структурами, осуществляющими социальные мероприятия может быть реализована через систему проектов, направленных на сохранение традиций, на развитие любительского искусства и ремесел (фестивали, выставки, коллективы со званием "народный"); на поддержку социально незащищенных слоев населения (объединения пожилых людей, инвалидов); на поддержку общественных инициатив (экологические движения, женские клубы, движения "за здоровый образ жизни"); патриотическое воспитание.
Принимая во внимание широкие полномочия и значительный объем функций, управление культуры может иметь подсистемы (секторы, отделы), отвечающие за конкретные направления в работе:
- экономики и бухгалтерского учета - отвечает за бюджетирование и финансовые результаты деятельности;
- информационно-аналитическую - дает управленческой системе динамическую картину всего происходящего в подведомственной сфере; может выполнять функции мониторинга текущих процессов, аналитической службы и прогноза;
- концептуально-программную - разрабатывает концепции, программы, стратегии предстоящих действий, опираясь на результаты работы информационно-аналитического отдела;
- взаимодействия с общественностью - обеспечивает участие общественных объединений в принятии и реализации вопросов, затрагивающих общественные интересы. Это особенно важно в силу требований Федерального закона N 131-ФЗ о том, что вопрос о структуре социальных объектов, не входящих в состав публичных полномочий, зависит от решения схода граждан.
Внедрение интеллектуальных механизмов управления, вероятно, можно осуществить в рамках финансирования на имеющиеся сетевые структуры, путем преобразования районных организационно-методических центров, методических отделов районных Домов культуры в информационно-аналитические службы органов управления культурой.
Структура органов управления культурой и штатная численность может иметь прямую зависимость от количества подведомственной сети и ее функциональной сущности. Ресурсное обеспечение должно предусматривать такие статьи расходов, как содержание работников, оборудование" и автотранспорт, затраты на информацию, в том числе Интернет, на проработку управленческих решений, повышение квалификации.
Создание управления культуры в составе местной администрации является одним из вариантов решения вопроса о формировании органа управления культурой.
Существенной особенностью является тот факт, что на основании пункта 3 части 1 статьи 17 и части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения, которые будут наделены функциями органа управления культурой. В данном случае учреждение культуры не будет являться структурной единицей местной администрации. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений, созданных с целью управления, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Деятельность такого вида учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 1), Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вновь созданные управления культуры муниципального образования в качестве основы для создания организаций культуры должны разработать нормативные документы, на основании которых в дальнейшем будет осуществляться деятельность организаций культуры.
С целью установления порядка по реализации полномочий в сфере культуры и досуга в муниципальном образованием должно быть принято Положение о деятельности муниципального образования в сфере культуры, досуга и массового отдыха населения, которое следует утвердить нормативным правовым актом представительного органа. При разработке документа необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также нормативными документами и методическими указаниями и рекомендациями Минкультуры России, Роскультуры, Росархива и Роспечати. В Положении должен быть прописан механизм реализации полномочий в сфере культуры, определена структура организаций культуры и досуга, расположенных на территории муниципального образования, а также система управления организациями культуры и культурными проектами на территории муниципального образования. В Положении должны быть предусмотрены:
- цели и задачи муниципального образования по вопросам развития культуры и досуга населения;
- наименования нормативных правовых актов муниципального образования, которые будут приниматься в целях решения вопросов местного значения в сфере культуры, например: нормативы финансового обеспечения, стандарты услуг, цены на услуги культуры, показатели по группам оплаты труда руководителей и специалистов, др.;
- цели, задачи и основное содержание деятельности, функциональные особенности организаций культуры, условия их создания, реорганизации и ликвидации, а также порядок взаимоотношений между организациями культуры муниципального образования;
- показатели и критерии оценки результатов деятельности организаций культуры и творческих проектов, осуществляемых на основании муниципального заказа;
- принципы ресурсного обеспечения полномочий по вопросам культуры и досуга, а именно: объемы финансирования, условия материально-технического, информационного, методического и кадрового обеспечения;
- условия оплаты труда и социальной поддержки работников культуры;
систему управления муниципальными организациями культуры и творческими проектами в сфере культуры, досуга и массового отдыха населения.
В данном положении могут быть представлены модельные нормативные акты организаций культуры, которые послужат основанием для подготовки уставов организаций культуры.
Рассмотрим несколько типов наиболее массовых организаций культуры, представляющих наиболее востребованные услуги в муниципальном образовании.

5. Организации культуры

5.1. Учреждения культуры клубного типа

На основании статистических данных в Российской Федерации действует 52 тысячи учреждений культуры клубного типа, что составляет четвертую часть от общего количества организаций культуры. Из них в сельской местности расположено около 91% учреждений Учреждение культуры клубного типа действует на основании примерного Положения "О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа", рекомендованного решением Коллегии Минкулыуры РФ от 29 мая 2002 года N 10.
Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.
Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Основными видами деятельности клубного учреждения являются:
- создание и организация работы клубных формирований, таких как коллективы, студии и кружки любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений по культурно-познавательным, историко-краеведческим, научно-техническим, экологическим культурно-бытовым;
- организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;
- проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с местными обычаями и традициями;
- организация досуга различных групп населения, в том числе предоставление платных услуг населению с учетом функционального предназначения учреждения;
- осуществление других видов творческой, познавательной и досуговой деятельности по социально-творческим заказам, соответствующим целям учреждения культуры клубного типа.
Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам:
- изменение профиля заказов учредителей;
- изменение структуры потребительского спроса.
Учреждений клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам:
- по месту расположения (сельские, городские);
- по статусу (районные, окружные, краевые, областные);
- по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения);
- по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры;
- по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга.