Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. N 229 "Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендац стр. 5

- принятие нормативного правового акта об установлении системы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и досуга. В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ) тарифная система заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается органами местного самоуправления. Согласно части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса в расходные обязательства муниципальных образований включено самостоятельное определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений. Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.

3. О делегировании полномочий в сфере культуры

Повсеместная практика обеспечения деятельности в сфере культуры и массового отдыха демонстрирует принцип создания интегрированных организаций культуры, способных оказывать комплексные услуги культуры и досуга для жителей различных населенных пунктов. Такая практика во многом объясняется прежней системой административного и финансового обеспечения деятельности организаций культуры. Специалистами признана эффективность создания организаций, ранее имевших статус районных или централизованных, которые способны создавать услуги, периодически необходимые для всех потребителей (населения, юридических лиц, органов исполнительной власти, выступающих в качестве заказчиков некоторых услуг организаций культуры и досуга).
Действующее законодательство не отрицает принципа объединения ресурсов и предусматривает в части 4 статьи 8 Федерального закона N 131-ФЗ возможность создания межмуниципальных объединений и межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения.
Исходя из общего правила, заключающегося в том, что если учреждения культуры, ранее имевшие статус районных или централизованных, по своей функциональной сущности решают вопросы межпоселенческого характера, то создание подобных организаций может быть отнесено к вопросам местного значения межпоселенческого характера, решение которых, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ, осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.
Также создание учреждений межпоселенческого характера обусловлено нормой, указанной в пунктах 19.1, 19.2 и 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ и подкреплено соответствующими положениями пункта 3, части 1 и пунктов 12 и 17 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ .
Вместе с тем возможна передача законом субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления муниципального района таких полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, как организация библиотечного обслуживания населения субъектами Российской Федерации, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства (подпункты 16-18 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).
В случае передачи таких полномочий органы местного самоуправления муниципального района будут учреждать муниципальные организации культуры межмунипипального и межпоселенческого характера. Это не нарушит установленного распределения вопросов ведения различных муниципальных образований, так как указанное учреждение организаций культуры произойдет как в рамках делегирования полномочий поселения муниципальному району, так и в рамках осуществления муниципальным районом отдельных государственных полномочий.
Создавая учреждение межмуниципального характера в рамках муниципального района, имеющего небольшую плотность населения и мелкие сетевые единицы, целесообразно провести оптимизацию путем присоединения (слияния) небольших учреждений, не обладающих правами юридического лица, с другими учреждениями. Под оптимизацией сети организаций культуры необходимо понимать упорядочивание сетевых единиц согласно их функциональным особенностям, характеру услуг и критериям эффективности их деятельности. В повсеместной практике создаются:
- централизованные библиотечные, клубные, музейные и иные системы;
- социально-культурные, культурно-образовательные, культурно-спортивные и тому подобные объединения.
Следует отметить, что наметилась тенденция к созданию межотраслевых объединений, таких как "образовательно-культурный центр", отличаются безусловной экономической эффективностью, однако их деятельность не имеет нормативного регулирования, в частности, по вопросам оплаты труда и пенсионного обеспечения сотрудников.
Создание централизованных систем, объединяющих услуги культуры межпоселенческого характера должно сопровождаться заключением соглашений между поселением и муниципальным районом о совместном пользовании имуществом, входящих в состав объединения учреждений, расположенных на территории поселений.
Механизмом, обеспечивающим создание межпоселенческих объединений, служит делегирование поселениями части своих полномочий, а также формирование и реализация программ сохранения и развития культуры в соответствии со статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, статьей 54 Федерального закона N 131-ФЗ и статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Делегирование полномочий в области культуры органам местного самоуправления муниципального района должно быть обеспечено за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ. Объем передаваемых поселениями на уровень муниципального района полномочий в области культуры должен устанавливаться с учетом таких факторов, как степень отдаленности, состояние бюджета района и входящих в него поселений, их статуса (городское или сельское) и др.
С учетом указанных факторов органы местного самоуправления муниципального района могут выбрать один из нижеприведенных сценариев или их комбинацию:
A) передать функцию предоставления услуг культуры поселениям, а на районном уровне сосредоточить координационные, информационные, аналитические, методические и тому подобные функции;
B) сосредоточить на районном уровне помимо функций, указанных в пункте а), функцию предоставления услуг культуры межпоселенческого характера. В рамках реализации этой функции сохранить или создать учреждения культуры районного значения, а также различные типы объединений;
C) сосредоточить на районном уровне функции, указанные в пункте А), а также частично функцию предоставления услуг культуры - жителям тех поселений, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить решение вопросов в области культуры, отнесенных к их компетенции. Данный сценарий занимает промежуточное положение между пунктами А) и В).
Наиболее предпочтительными в современных условиях представляются второй и третий варианты, поскольку при первом варианте снижаются возможности муниципального района в проведении единой культурной политики и сохранении единого культурного пространства на территории района.
Необходимость заключения договоров (соглашений) обусловлена тем, что для муниципальных учреждений культуры характерна высокая концентрация ресурсов на уровне муниципального района; эти ресурсы управляются через районные структуры и обеспечивают организационное и творческое содержание культурной деятельности.
Соглашение заключается между администрацией муниципального района (поселения) и каждой администрацией поселения (муниципального района) отдельно. Сторонами соглашения являются уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района и поселения (см. Приложения 14 и 15).
Соглашения могут заключаться теми органами местного самоуправления, в чью компетенцию входит передаваемое полномочие в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. Передавать можно только те полномочия, которые принадлежат предающей стороне.
Органы местного самоуправления не вправе передавать полномочия, которые находятся у них в исключительной компетенции в силу закона.
Исходя из того, что передача полномочий обязательно сопровождается выделением финансовых средств из бюджета муниципального района (поселения) в виде субвенций, решение о передаче осуществления части полномочий должно приниматься представительным органом местного самоуправления.
Вышеуказанное решение представительного органа местного самоуправления является нормативным правовым актам и подписывается главами соответствующих муниципальных образований (см. Приложения 16 и 17).
Обязательным условием для принятия представительным органом местного самоуправления решения о передаче части полномочий является наличие заключения финансового органа муниципального образования по данному вопросу, а также социально-экономическое обоснование, представленное главой местной администрации. Финансовый орган готовит и представляет в представительный орган местного самоуправления расчеты необходимых затрат местного бюджета, а также иные сведения, касающиеся вопросов материального и финансового обеспечения исполнения передаваемых полномочий в сфере культуры, досуга и массового отдыха населения.
В соглашение должно быть обязательно включено полное и исчерпывающее определение части передаваемых полномочий.
При этом потребуется заключение отдельного гражданско-правового договора по передаче соответствующего имущества и составление акта приемки-передачи.
В соглашении целесообразно наделить передающую сторону правом контроля за исполнением другой стороной обязательств по соглашению: за осуществлением переданных полномочий, целевым использованием исполняющей стороной предоставленных на эти цели финансовых средств.
Обязательно устанавливается срок действия соглашения с указанием момента вступления соглашения в силу и даты прекращения действия соглашения.
В соглашении устанавливается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, за использование средств не по назначению, без учета целевого назначения, в том числе меры ответственности и финансовые санкции (например, штраф за просрочку перечисления субвенций или за нарушение порядка осуществления переданных полномочий).
В соглашении должны содержаться положения, устанавливающие основания и порядок внесения изменений и дополнений в соглашение, а также прекращения его действия, в том числе досрочного.
Соглашение может быть расторгнуто в случае прекращения переданных полномочий в силу закона, по истечении срока действия соглашения, по взаимному согласию сторон, что должно быть отражено в соглашении. Соглашение может содержать иные условия по усмотрению сторон: например, оказание стороной, передающей полномочия, методической помощи в осуществлении другой стороной переданных полномочий, порядок разрешения споров путем использования согласительных процедур или в судебном порядке.
После заключения соглашение подлежит регистрации в администрации каждого муниципального образования, являющегося стороной соглашения, поэтому будет иметь двойной регистрационный номер, проставляемый через дробь: "N ____/N ____".
Каждый экземпляр соглашения подлежит хранению в соответствующей службе документационного обеспечения (делопроизводства) администрации муниципального образования - стороны соглашения или у работника администрации, ответственного за документационное обеспечение.
Администрация муниципального района или поселения, принимающая на себя обязательства по исполнению соглашения, вносит данное соглашение в реестр расходных обязательств муниципального района или поселения соответственно.
После заключения соглашений администрациями муниципальных образований главы этих муниципальных образований принимают распоряжения о проведении мероприятий по реализации соглашений с учетом особенностей каждого соглашения и вносят в представительный орган местного самоуправления проект решения о внесении изменений в местный бюджет на текущий финансовый год или проект местного бюджета на очередной финансовый год в зависимости от даты вступления соглашения в силу, размера и порядка перечисления субвенций.

4. Методические рекомендации по обеспечению деятельности органов управления культурой муниципального района

4.1. Модели управления муниципальной сетью учреждений культуры

Практика управления культурным процессом традиционно предусматривает следующую систему:
- на уровне законодательной власти управление осуществляется через соответствующие комиссии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- на уровне исполнительной власти субъектов Российской Федерации - через управления, комитеты, департаменты культуры администрации субъекта Федерации;
- на уровне исполнительной власти муниципальных образований управление осуществляется через районные отделы, управления и комитеты культуры.
Наиболее распространенной организационно-управленческой моделью является управление (отдел, комитет) культуры (далее - управление культуры), выполняющее функции исполнительного органа власти в сфере культуры.
Для реализации своих функций управления культуры наделены правом юридического лица и являются главными распорядителями кредитов в объеме утвержденной для подведомственной сети сметы.
Как правило, положения об управлении культуры, где определены компетенция и полномочия, утверждаются решением представительного органа муниципального образования, а устав и структура подведомственной сети утверждаются постановлением (распоряжением) администрации муниципального образования.
В начале 1990-х гг. в целях эффективного использования бюджетных средств, а также во избежание дублирования в работе, некоторые муниципальные органы управления культурой были объединены:
- с управлениями кинофикации;
- комитетами по спорту и делам молодежи;