Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. N 229 "Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендац стр. 3

1) содержать соответствующие организации культуры, в которых население может проводить свой досуг, занимаясь в творческих коллективах, либо посещая концерты, выставки, другие мероприятия культурно-познавательного и развлекательного характера, или
2) закупать услуги организаций культуры, например, организовывать гастроли театров, приглашать отдельных артистов, организовывать фестивали, концерты, выставки, обеспечивать услугами передвижных учреждений культуры.
Независимо от того, на территории муниципального образования создается услуга или она закупается, несомненным является реализация полномочия по созданию условий для организации досуга, массового отдыха и обеспечения услугами организаций культуры.
Таким образом, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, понятие "условия для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры" подразумевает право муниципального образования создавать и финансировать соответствующие учреждения культуры и досуга.
Кроме того, пункт 8 части 2 и часть 4 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. При этом следует учитывать, что указанное имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, обеспечивающими организацию досуга и массового отдыха населения.
Федеральным законом N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения предусматривается создание условий для массового отдыха. Поскольку действующее законодательство не дает толкование понятия "массовый отдых", то финансирование учреждений культуры, обеспечивающих различные формы массового отдыха (народные гуляния, местные и государственные праздники, другое) может быть реализовано также через данное полномочие.
Наличие в Федеральном законе N 131-ФЗ определенного вопроса местного значения "создание условий для организации досуга, массового отдыха и обеспечения услугами организаций культуры" позволяет издать муниципальный нормативный правовой акт, необходимый для возникновения расходного обязательства муниципального образования (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Порядок принятия нормативных правовых актов установлен статьей 43 N 131-ФЗ.
В части 6 указанной статьи определено право главы местной администрации в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе уставом муниципального образования, издавать постановления по вопросам местного значения.
Таким образом, постановление главы местной администрации о создании организации культуры (или муниципального творческого коллектива), о проведении мероприятия, о реализации любого проекта в сфере культуры и досуга является основанием для возникновения расходного обязательства. Вследствие этого муниципальное образование обязано предоставлять средства бюджета для финансирования муниципальных организаций культуры, либо для реализации муниципального заказа на услуги культуры.
Исходя из общего правила, услуги по организации досуга и обеспечению массового отдыха населения традиционно оказывают учреждения культуры.
Под организацией культуры, в соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (далее - Положение об основах хозяйственной деятельности)*(3), понимается организация, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления. В пункте 8 указанного Положения сказано, что деятельность организаций культуры направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.
Пункт 1 Положения об основах хозяйственной деятельности определяет перечень некоммерческих организаций культуры, а именно, профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и др.), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку, библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (Дома и Дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно-методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер; иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
Принимая решение о создании организации культуры, необходимо учесть перечень видов экономической деятельности в сфере культуры. В соответствии с действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОК ВЭД)*(4), введенным в действие с 1 января 2003 г. Деятельность организаций культуры может осуществляться в разнообразных формах, которым присваиваются соответствующие коды для государственной регистрации. Практически весь спектр организаций культуры, благодаря обобщенным формулировкам (например, деятельность в области искусства, деятельность концертных и театральных залов, библиотек, архивов, учреждений клубного типа и других), охвачен ОКВЭД.
Создавая учреждение культуры, следует также руководствоваться статьей 176 Бюджетного кодекса, которая гласит, что бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования бюджетного учреждения. Перечень услуг в сфере культуры утвержден Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН)*(5). При наличии указания в положении об организации культуры и в уставе организации культуры соответствующих видов деятельности и услуг, приведенных в классификаторах ОКВЭД и ОКУН, данная организация должна быть отнесена к сфере культуры.
Статьей 4 Основ законодательства о культуре определены области культурной деятельности, регулируемые федеральным законодательством.
К числу таких регулируемых видов деятельности относится: народная культура во всех ее проявлениях, таких, как фольклор, обычаи и обряды; художественные народные промыслы и ремесла; самодеятельное (любительское) народное творчество; музейное, библиотечное и архивное дело; охрана и использование памятников истории и культуры; сценические, музыкальные и другие виды и жанры искусства; эстетическое воспитание и художественное образование; книгоиздание, иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. Все указанные виды деятельности в настоящее время осуществляются муниципальными организациями культуры.
Кроме непосредственной организации и поддержки учреждений культуры, органы местного самоуправления могут реализовать свои полномочия в сфере культуры путем поощрения через налоговую и ценовую политику деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами. А также стимулировать посредством налоговых льгот, предоставлением на льготных условиях имущества и земельных участков негосударственным, в том числе частным, организациям культуры.
Таким образом, полномочия, определенные муниципальным образованиям в сфере культуры, могут быть реализованы путем создания организаций культуры различных типов и организационно-правовых форм, а также путем содействия иным организаторам за счет средств бюджета муниципального образования.

2. Порядок создания муниципальных организаций культуры

Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений является компетенцией представительного органа муниципального образования в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ.
В целях реализации полномочий по вопросам местного значения в сфере культуры вновь сформированным органам местного самоуправления необходимо принять решение об объеме и структуре услуг в сфере культуры. В этом решении может быть утвержден перечень создаваемых организаций культуры и определена система реализации муниципального заказа на закупку услуг культуры. Также возможно принятие решения по каждому отдельному вопросу, связанному с реализацией полномочий в сфере культуры. Принятие решения о создании организации культуры должно исходить из наличия находящегося в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 131-ФЗ.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:
- для решения вопросов местного значения;
- для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Имущество, не предназначенное для осуществления переданных государственных полномочий для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, или не включенное в перечень в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. При изменении целевого назначения объектов культуры следует учесть положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пунктами 7, 8 и 9 части 2, а также 7, 10, 12, 17 и 21 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ определен состав муниципального имущества в сфере культуры. Что касается полномочий, определенных в пункте 13 части 1 статьи 14 и пункте 19 части 1 статьи 15 о создании условий для развития местного традиционного художественного творчества в поселениях и муниципальных районах, то реализация данного полномочия может быть закреплена согласно функционального предназначения за учреждением культуры клубного типа (Дом культуры, дом народного творчества), которое, в свою очередь, должно быть наделено имуществом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 и соответственно с пунктом 17 части 3 статьи 50, гласящей, что в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
Что касается оснований для закрепления имущества за музеями в порядке реализации права, закрепленного на их создание органами местного самоуправления поселения и муниципального района, то здесь следует руководствоваться нормой. Определенной в пункте 3 части 1 статьи 50 Ф3 N 131, которая гласит, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом (положением) учреждение культуры наделяется имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления согласно перечню имущества и (или) баланса учреждения культуры на дату его создания. Имущество учреждения является собственностью его учредителя.
Земельные участки, занимаемые муниципальными учреждениями культуры, закрепляются за ними в безвозмездное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на весь период существования
Имущество, предназначенное для обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, должно соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе социальным нормам и нормативам*(6), нормативным правовым актам субъекта федерации и муниципального образования. Имущественные права и обязанности муниципального учреждения культуры регулируются уставом (положением) учреждения культуры.
В результате разграничения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований различных уровней может возникнуть необходимость передачи недвижимого имущества.
В данном случае органы местного самоуправления соответствующего уровня подготавливают сводный перечень, состоящий из перечня объектов муниципальной собственности, подлежащих передаче другому муниципальному образованию для самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный перечень имущества утверждается решением уполномоченного органа муниципального образования. Передача имущества осуществляется на основании решений уполномоченных органов соответствующих муниципальных образований. После принятия решения органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, подписывают акт приема-передачи имущества (см. Приложение 13).
Затем право собственности муниципального образования на данное имущество подлежит государственной регистрации.
Для государственной регистрации права собственности на принятое имущество необходимо обратиться в территориальное представительство Федеральной регистрационной службы и предоставить следующие документы:
- заявление правообладателя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;
- решение органа местного самоуправления о передаче имущества;
- перечень передаваемого недвижимого имущества, утвержденный указанным решением,
- акт о принятии имущества в муниципальную собственность;
- план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
В том случае, если в соответствии с перечнем передаче подлежит муниципальное учреждение культуры, наделенное правами юридического лица, то после прохождения всей процедуры передачи (приема) имущества органы местного самоуправления вносят соответствующие изменения в учредительные документы (уставы) данного учреждения и обеспечивают регистрацию изменений в инспекции по налогам и сборам.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Данное право также необходимо отразить в уставе муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что это имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, созданными в порядке осуществления указанных полномочий.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам культуры, происходит на основании статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ и пункта 6 статьи 26.3*(7) Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Основанием для возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) передача имущества осуществляется на безвозмездной основе.
Указанным решением утверждается перечень передаваемого имущества, включающий государственные или муниципальные учреждения, подлежащие передаче, а также другое имущество.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам передаваемых им учреждений, возникшим до перехода права собственности. На основании части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
С целью определения порядка взаимоотношения между муниципальными органами власти и органами власти субъекта федерации по вопросам в сфере культуры рассмотрим полномочия, которые определены субъекту Российской Федерации по вопросам культуры. В Федеральном законе N 184-ФЗ подпунктом 18 пункта 2 статьи 26.3 предусмотрена организация и поддержка учреждений культуры и искусства. В данном подпункте указано ограничение, которое касается только федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации. Логично предположить, что в целях обеспечения требований федерального законодательства по различным аспектам культурной деятельности, поддержка может быть оказана другим уровням бюджета, а именно муниципальному уровню.
Обязательства, вытекающие из федерального законодательства, являются отдельными государственными полномочиями. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.