По мнению разработчиков настоящих указаний, вопросы, касающиеся полномочия органов местного самоуправления по охране и сохранению объектов культурного наследия, требуют рассмотрения в отдельных методических рекомендациях в связи с подготовкой ряда изменений в комплекс законодательных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и сохранения объектов культурного наследия, которые затронут компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере общественных отношений.
С учетом многочисленных запросов органов исполнительной власти и специалистов учреждений культуры из территорий, в методических указаниях даны разъяснения о делегировании полномочий от поселения - муниципальному району, от субъекта федерации - к муниципальному району, а также уделено внимание обеспечению деятельности организаций культуры, исполняющих функции межпоселенческого характера. Приведены образцы нормативных правовых актов, соглашений и договоров.
В отдельной главе приведены разъяснения по составлению реестра расходных обязательств муниципального образования, касающиеся вопросов культуры.
Согласно Федеральному закону от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" до 1 января 2009 г. введен переходный период. В связи с чем, в переходный период вновь образованные поселения, на основании закона субъекта Российской Федерации, могут решать вопросы местного значения в сфере культуры, исходя из степени готовности, либо решение этих вопросов, до окончания переходного периода, остается в компетенции муниципальных районов.
* * *
Настоящие Методические указания разработаны Департаментом культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (директор Департамента - Ю.А. Шубин, заместитель директора Департамента - С.Н. Горушкина, заместитель начальника координационно-аналитического отдела И.А. Тозыякова) при консультационно-аналитической поддержке Института реформирования общественных финансов (директор - В.В. Климанов) и Центра научных исследований социально-экономических проблем культуры (директор - Е.Л. Игнатьева), согласованы с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
При разработке указаний были использованы материалы, предоставленные органами управления культуры Красноярского и Ставропольского краев, Белгородской, Вологодской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Томской областей, а также других субъектов Российской Федерации.
1. Разъяснения некоторых понятий, определяющих полномочия органов местного самоуправления по вопросам культуры
Федеральным законом N 131-ФЗ определены полномочия сельского и городского поселений, полномочия муниципального района и полномочия городского округа по вопросам культуры, которые заключаются в следующем:
Вопросы местного значения поселения (статья 14):
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального значения, расположенных на территории поселения;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха;
- формирование архивных фондов поселения;
- органы местного самоуправления имеют право на создание музеев поселения.
Вопросы местного значения муниципального района (статья 15):
- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
- органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района.
- формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
- организация предоставления дополнительного образования на территории муниципального района.
Вопросы местного значения городского округа (статья 16):
- организация предоставления дополнительного образования;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- формирование и содержание муниципального архива;
- органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев;
Объем полномочий местных органов власти по вопросам культуры можно условно разделить на одиннадцать самостоятельных групп:
1) организация библиотечного обслуживания населения и комплектование библиотечных фондов;
2) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
3) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
4) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
5) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества;
6) участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;
7) создание муниципальных музеев;
8) создание условий для массового отдыха жителей поселений и организация обустройства мест массового отдыха;
9) организация предоставления дополнительного образования;
10) охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения;
11) формирование и содержание муниципального архива.
Особенно следует подчеркнуть два новых полномочия, входящих в компетенцию муниципального района, касающихся деятельности межмуниципальных библиотек и условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами организаций культуры. Эти два полномочия влекут за собой изменения в традиционном структурном обеспечении культурной деятельности, а также в системе управления и финансирования бывших районных структур, таких как ЦБС (централизованная библиотечная система) и РДК (районный Дом культуры). Порядок реализации данного полномочия будет рассмотрен в соответствующих главах Методических указаний.
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы законодательства о культуре) указанные вопросы относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих видов муниципальных образований в области культуры.
С целью определения порядка реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам культуры, необходимо дать разъяснение некоторых понятий, вызывающих наибольшую сложность при толковании, а именно - "создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры" и "создание условий для массового отдыха жителей поселений и организация обустройства мест массового отдыха".
При толковании понятия "условия для организации досуга", вероятно, надо исходить из определения самого термина "досуг", который означает время, незанятое работой или другим делом, или отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим, что по мнению большинства исследователей, досуг подразделяется на познавательный, творческий и рекреационный.
В нашем случае, если в Федеральном законе N 131-Ф3 союзом "и" объединены "создание условий для организации досуга" с "обеспечением жителей услугами организаций культуры", то, вероятно, подразумевается возможность: