Из сказанного следует, что весь комплекс действий, направленный на обеспечение культурной деятельности и на предоставление жителям муниципальных образований услуг культуры, может быть исполнен на законном основании. Расходы на содержание организаций культуры, обслуживающих интересы муниципальных образований, могут быть предусмотрены в составе финансовой помощи субъекта Российской Федерации муниципальному образованию.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.
Таким образом, создание муниципальных учреждений, определение порядка их финансирования и размещение муниципального заказа является полномочием органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Указанные полномочия закрепляются в уставе муниципального образования (см. Приложение 1).
Непосредственное решение о создании организаций культуры, реализующих полномочия муниципального образования в сфере культуры, должно базироваться на проведении глубокого анализа ресурсного обеспечения указанных полномочий. Целью такого анализа является снижение рисков и обеспечение объективных управленческих решений в ходе реструктуризации сети в связи с разграничением полномочий.
Анализ ресурсного обеспечения полномочий включает инвентаризацию и паспортизацию сети учреждений культуры. Итогом работы должен стать доклад, в котором раскрыты перспективы развития культуры, досуга и массового отдыха населения с учетом экономики муниципального образования, его демографической характеристики, особенностей социальной инфраструктуры и коммуникаций. Совокупность данных по социальной инфраструктуре, анализ потребительского спроса на услуги культуры и досуга с учетом экономических и демографических тенденций муниципального образования позволят принять решения об условиях реализации полномочий муниципального образования по вопросам культуры.
Условия могут предусматривать как инновационный подход, основанный на программном обеспечении услуг культуры, так и традиционный, предусматривающий создание сети организаций культуры. Доклад представляется для рассмотрения в представительный орган местного самоуправления для принятия итогового решения.
Поскольку на данный период сеть организаций культуры является базовым элементом создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения, основное внимание в методических указаниях сосредоточено на технологии преобразований организаций культуры в связи с разграничением полномочий местных органов самоуправления.
В результате оценки степени обеспеченности полномочий органом местного самоуправления принимается одно из решений:
1. О самостоятельном осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры с учетом соответствия ресурсного обеспечения предполагаемым показателям и нормативам обеспечения услуг культуры, досуга и массового отдыха населения.
2. О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры на уровень муниципального района.
Во втором случае заключается соглашение (см. Приложения 14 и 15) в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ между органами местного самоуправления различных уровней о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры.
Далее производится расчет объема субвенций*(8) из бюджета поселения бюджету муниципального района на обеспечение муниципальным районом части переданных полномочий (в рамках соглашения) (Порядок расчета объема субвенций приведен в Приложении 18).
Следующий шаг предполагает разработку комплексных и целевых программ (табл. 1). Такой порядок обусловлен нормой Основ законодательства Российской Федерации о культуре, где статьей 7 устанавливается федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления в обязательном порядке учитывать культурные аспекты во всех программах социального развития
Срок действия, структура разделов программы определяются объемом поставленных задач. Муниципальные программы могут быть утверждены нормативным правовым актом главы муниципального образования (главы местной администрации) в зависимости от закрепления данных полномочий в уставе муниципального образования.
Результат реализации мероприятий и программы в целом, эффективность использования бюджетных средств могут быть оценены на основании разработанной системы промежуточных и целевых показателей, а также общественностью - на сходах граждан, в средствах массовой информации.
Таблица 1
Рекомендуемое содержание программы действий по осуществлению преобразований в сфере культуры муниципального образования в условиях подготовки к реализации Федерального закона N 131-ФЗ
N п/п | Мероприятие | Срок выполнения* | Затраты (тыс. руб.) | Ответственный | Методическое обеспечение** |
I. Анализ ресурсного обеспечения полномочий | |||||
Инвентаризация и паспортизация сети учреждений культуры муниципального образования:- услуги и показатели деятельности;- кадровое обеспечение;- материально-техническое обеспечение;- требования к содержанию зданий;- требования безопасности по эксплуатации зданий; | Руководитель органа управления культуры муниципального района | - Рекомендуемые показатели деятельности учреждений культуры для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения поселений в соответствии с Федеральным законом N 131-Ф3- Рекомендуемые минимальные нормативы обеспечения специальным оборудованием, компьютерной и оргтехникой деятельности учреждений культуры клубного типа- Рекомендации по техническому содержанию зданий учреждений культуры и их ремонту- Требования безопасности к зданиям учреждений культуры, которые должны учитываться при их передаче иным лицам | |||
II. Обеспечение правовых, экономических и организационных условий | |||||
Принятие органом местного самоуправления поселения (муниципального района) одного из решений: | Глава муниципального района, главы поселений, Представительный орган | ||||
1. О самостоятельном осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры (в случае соответствия ресурсного обеспечения показателям и нормативам, рекомендуемым в разделе 1 настоящей программы) | |||||
2. О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры на уровень муниципального района (поселения), (в случае недостаточного ресурсного обеспечения по показателям и нормативам, рекомендуемым в разделе 1 настоящей программы) | |||||
Во втором случае заключается соглашение между органами местного самоуправления различных уровней о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры | Глава муниципального района, главы поселений, руководитель органа управления культуры | Методические рекомендации по передаче осуществления части полномочий на уровень муниципального района и поселения в условиях реализации Федерального закона N 131-ФЗ | |||
Расчет объема субвенций из бюджета поселения бюджету муниципального района на обеспечение районной части принятых полномочий (в рамках Соглашения) | Органы управления финансами муниципальных образований | Рекомендуемый порядок расчета объема субвенций на осуществление части полномочий поселения органом местного самоуправления муниципального района | |||
Подготовка предложений о мерах поддержки культуры для включения в Устав муниципального образования | Руководитель органа управления культуры муниципального района | ||||
Сохранение или создание органа управления культуры в системе органов местного самоуправления. Разработка Положения об органе управления культуры, отражающего современную роль и функции, в том числе решение вопросов межпоселенческого значения (к данному органу управления могут быть добавлены полномочия в области туризма, спорта, молодежной политики) | Заместитель главы района, курирующий социальную сферу, руководитель органа управления культуры муниципального района | Методические рекомендации по обеспечению деятельности органов управления культурой муниципального района | |||
Наделение органа управления культуры правами юридического лица: | Руководитель органа управления культуры муниципального района, главы поселений | ||||
- утверждение учредительных документов; | |||||
- приведение уставов органов управления культуры, ранее наделенных правами юридического лица в соответствии с нормами законодательства; | |||||
- оформление прав на земельные участки, занимаемые объектами культуры, и прилегающие к ним территории, а также на имущество, закрепленное за организациями культуры; | |||||
- регистрация прав на имущество и земельные участки в соответствующих органах | |||||
III. Разработка комплексных и целевых муниципальных программ ресурсного обеспечения полномочий | |||||
Определение статуса программы (целевая, комплексная, районная, поселковая). Принятие решения о разработке программы, сроках ее разработки, реализации и ответственных | Глава муниципального района, глава поселения | ||||
Разработка и принятие программы с целью подготовки поселений к принятию полномочий в полном объеме, включающей в себя разделы, направленные на: | Глава муниципального района, глава поселения, Представительный орган | ||||
- выравнивание ресурсной обеспеченности поселений в области культуры; | |||||
- ремонт и реконструкцию учреждений культуры; | |||||
- техническое и технологическое переоснащение учреждений культуры; | |||||
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров культуры; | |||||
- поддержку инвестиционных проектов, обеспечивающих высокое качество культурной услуги | |||||
Привлечение и аккумулирование средств из различных источников на реализацию программы | Главы муниципальных образований, руководитель органа управления культуры | ||||
Обеспечение реализации программы. Информирование населения о ходе выполнения программы и достигнутых результатах . | Главы муниципальных образований, руководитель органа управления культуры |
______________________________
* Срок выполнения и затраты устанавливает разработчик по согласованию с органами местного самоуправления.
** Методическое обеспечение разрабатывается субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, исходя из региональных особенностей.
Таким образом, технология осуществления полномочий муниципального образования по вопросам культуры базируется на нормативных правовых актах субъекта федерации и органов представительной власти муниципальных образований определивших порядок:
- определения границ и статуса муниципальных образований (сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ);
- разграничения имущественных прав;
- проведения предварительных расчетов доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований с уточнением уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
- принятия решений об оказании финансовой помощи из различных уровней бюджета.
Далее пошаговая технология предполагает следующую последовательность действий:
- анализ социальной инфраструктуры отдельных муниципальных образований и муниципального района, с учетом территориальной доступности к социальным объектам, в том числе к объектам культуры;
- конкретизация в уставах муниципальных образований условий создания организаций культуры, их финансирования и другого ресурсного обеспечения, поддержки творческих проектов, обеспечения управления организациями культуры;
- принятие решения, закрепленного в нормативном правовом акте, о необходимости делегирования части полномочий по вопросам культуры муниципальному району;
- заключение договора (соглашения) о делегировании полномочий по вопросам создания условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- осуществление комплексной инвентаризации сети организаций культуры в муниципальном образовании, составление их полного перечня с указанием правового статуса, характеристики имущества, другого ресурсного обеспечения, показателей деятельности с целью оптимизации расходов по обеспечению полномочий по решению вопросов создания условий для обеспечения досуга и массового отдыха населения.
- Оформление паспортов учреждений культуры на основании принципа паспортизации, установленного Приказом Минкультуры РФ от 24 сентября 2002 года N 1388 "Об организации деятельности в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов культуры" (образец паспорта муниципального учреждения культуры смотри в Приложении 20);
- принятие представительным органом муниципального района решения о системе управления (об органе управления) организациями культуры и досуга, программами и проектами в сфере культуры, досуга и массового отдыха населения и создания условий для развития местного традиционного художественного творчества (в соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ);
- ликвидация или реорганизация учреждений культуры в связи с разграничением полномочий (изменением собственника и разграничение бюджетов).
- принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта о ресурсном обеспечении (оснащении) организаций культуры и досуга. В данном нормативном акте должны быть отражены основные принципы оснащения объектов культуры штатным персоналом, оборудованием и инвентарем, другие натуральные показатели. Нормативный правовой акт о ресурсном обеспечении является основанием для расчета финансирования организации культуры и досуга.
В муниципальных образованиях с недостаточной бюджетной обеспеченностью целесообразно принятие нормативного акта о ресурсном обеспечении на уровне муниципального района. Такая возможность обусловлена пунктами 19.1, 19.2 и 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ.
Расчет натуральных показателей ресурсного обеспечения должен устанавливаться в зависимости от количества жителей поселения, площади помещения, уставных задач и функциональных особенностей организации культуры.
- принятие органом местного самоуправления муниципального образования нормативных правовых актов о создании организаций культуры, муниципальных творческих коллективов;
- принятие органом местного самоуправления муниципального района нормативных правовых актов о создании межмуниципальных организаций культуры, созданных с целью решения вопросов местного значения ( в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона N 131-ФЗ)
- принятие положения о муниципальных и межмуниципальных организациях культуры и их филиалах;
- наделение учреждений культуры правами юридического лица, что позволит принимать участие в заключение соглашений, претендовать на финансовую помощь из бюджета другого уровня, подавать заявки на участие в программах "Культура России 2006 - 2010 годы", "Дети России" и других. Наделение учреждений статусом юридического лица не исключает возможность передачи ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;
- утверждение учредительных документов (регистрация Устава юридического лица). Возможно создание некоммерческих организаций культуры в иных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством - автономных некоммерческих организаций, ассоциаций (союзов) - объединений юридических лиц, некоммерческих партнерств в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях";
- оформление прав на земельные участки, занимаемые объектами культуры и прилегающие к ним территории, а также на иное недвижимое имущество, закрепляемое за организациями культуры. Регистрация прав на имущество и земельные участки.
- принятие органом местного самоуправления муниципального образования нормативного правового акта о критериях отнесения организаций культуры к группам по оплате труда руководителей и специалистов учреждений культуры на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правовом акте (приказе органа культуры субъекта федерации, или распоряжении органа исполнительной власти субъекта федерации). С целью системного и объективного подхода к реализации полномочий в сфере культуры целесообразно принять нормативный правовой акт на уровне муниципального района;
- принятие органом местного самоуправления муниципального образования нормативного правового акта о наделении (подтверждении) звания "Народный" или "Образцовый" самодеятельный коллектив народного творчества для коллективов художественной самодеятельности, входящих в состав учреждений культуры клубного типа, зарегистрированных на территории муниципального образования. Нормативный правовой акт подготавливается на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правом акте (приказе) органа культуры субъекта федерации;
- принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта об установлении тарифов (цен) на услуги муниципальных организаций культуры и досуга (в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-Ф3);
- установление порядка сбора и представления статистических показателей, характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования и предоставление указанных данных органам государственной власти в установленном порядке. Исходя из практики, целесообразно установить единый порядок представление форм государственной статистической отчетности учреждений культуры в пределах муниципального района. Этот порядок предусматривает представление статистической отчетности органу культуры муниципального района для дальнейшего свода данных по типам организаций культуры в органы культуры субъекта федерации.
- принятие (утверждение) органом местного самоуправления муниципального образования комплексных или целевых программ развития культуры и досуга населения (в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-Ф3). С целью осуществления единой культурной политики целесообразно принять нормативный правовой акт об утверждении программы развития культуры органом местного самоуправления муниципального района.