Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. N 779 "Об утверждении федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы" стр. 4

отраслей промышленности;
формирование научных и
технологических предпосылок на
основе создаваемых технологий,
соответствующих мировому уровню (не
менее 72 процентов общего объема
разработок), для кардинального
изменения структуры экспорта в
пользу наукоемкой продукции за счет
резкого повышения потребительских
свойств и конкурентоспособности
выпускаемой продукции, закрепления
традиционных и освоения новых
сегментов мирового рынка;
в 2002 - 2006 годах размер средств
от налогов, поступающих в
федеральный бюджет и внебюджетные
фонды, составит 36161 млн. рублей;
индекс доходности инвестиций
(рентабельность) бюджетных
ассигнований составит 3,62, а срок
окупаемости бюджетных ассигнований
(период возврата) - около 1 года,
что свидетельствует о высокой
эффективности Программы"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р с учетом полученных в 1996 - 2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996 - 2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.
Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также за счет их собственных средств.
Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996 - 2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:
разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета С-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;
впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;
разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;
разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;
созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;
разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;
создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;
разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;
по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания опытных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.
С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. в составе Программы должны быть предусмотрены технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".
Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.
Программа изменена и дополнена в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации 11 апреля 2002 г. Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, утвержденным Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 г. N Пр-575.
Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня в развитии критических технологий в области важнейших видов наукоемкой продукции.
В Программе используются понятия, которые означают следующее:
"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;
"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;
"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;
"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.
Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.
Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.
Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет применения высоких технологий диктуемое экономическими потребностями сокращение сил и средств вооруженной борьбы.