Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. N 779 "Об утверждении федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы" стр. 5

Программа направлена на решение следующих основных задач:
1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:
разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, высокую производительность производственных процессов и гарантированные потребительские качества продукции;
снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;
разработка новых технических принципов создания машин и производств будущего;
повышение уровня импортозамещения и обеспечение независимости отечественной промышленности от импортных технологий;
увеличение доли продукции с высокой степенью переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;
обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;
2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;
3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;
4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;
5) создание транспортной инфраструктуры будущего;
6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;
7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.
Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.
Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.
Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынке.
Сравнительный анализ технического уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень ряда отечественных технологий пока еще не уступает аналогичным зарубежным.
Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, обеспечивающая создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, способной со временем занять передовые позиции в экономике страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.
Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.
Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.
Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологий. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.
Программа должна формироваться и реализовываться как составная часть единого комплекса федеральных целевых программ на 2002 - 2006 годы, обеспечивающего развитие реального сектора экономики и включающего в себя такие программы, как "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002 - 2006 годы и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002 - 2006 годы.
При этом результаты фундаментальных исследований и разработок по программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002 - 2006 годы будут составлять основу для разработки промышленных базовых технологий, предусмотренных в Программе. В свою очередь, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию важнейших системных технологий межотраслевого значения, ведущиеся в рамках Программы, приведут к созданию необходимого технологического базиса для реализации инвестиционных проектов развития отраслей промышленности, а также для технологического перевооружения преобразуемых и вновь создаваемых в рамках программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002 - 2006 годы предприятий и корпораций.
Для обеспечения взаимодействия при реализации всех программ и исключения дублирования отдельных работ при государственном заказчике-координаторе создается центральный координирующий орган - президиум координационных советов по федеральным целевым программам, возглавляемый Министром промышленности и энергетики Российской Федерации.
Программа будет реализовываться на основе следующих принципов:
комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;
сосредоточение основных усилий на развитии критических технологий, имеющих межотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;
непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки опытных промышленных технологий, предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового поколения;
гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого маневра бюджетными средствами и их концентрации на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;
обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;
конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы с целью обеспечения наибольшей ее эффективности;
создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.

2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы

Целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения безопасности государства.
Для реализации указанной цели требуется выполнение ряда следующих краткосрочных и долгосрочных задач:
разработка промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке наукоемкой продукции;
технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий мирового уровня;
создание научно-технологического задела;
подготовка и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
активизация процессов коммерциализации новых технологий.
Целевые установки Программы, ее основные задачи, состав программных мероприятий направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции и обеспечение на этой основе выхода на внутренний и мировые рынки высокотехнологичной продукции и услуг.
Достижение целей Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, ни одно из которых не может быть успешно выполнено автономно, вне связи и без опоры на достижения, получаемые в процессе реализации других мероприятий. В результате общий эффект от реализации Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат, и не может быть выполнено в результате разовых или краткосрочных действий.
В Программе предусмотрена система количественных показателей, позволяющих оценить степень соответствия результатов ее реализации поставленным целям, в том числе:
показатели социально-экономической эффективности (количество сохраняемых и создаваемых новых рабочих мест, в том числе по регионам и отраслям, доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в структуре экспорта, бюджетный эффект, срок окупаемости инвестиций);
показатели научно-технического уровня технологий (по каждому технологическому направлению Программы заданы характеристики уровня развития технологий по отношению к мировому уровню, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы);
технико-экономические показатели основных видов продукции на базе технологий, разрабатываемых в рамках Программы.
Программа выполняется в 2002 - 2006 годах в один этап.

Основные показатели и индикаторы эффективности реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы

┌──────────────────────────┬───────────────────────┬─────────┬────────┬─────────┬────────┬─────────┐
│ Задачи │ Целевые индикаторы и │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │ 2006 │
│ Программы │ показатели │ год │ год │ год │ год │ год │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Разработка промышленных│количество │ 310 │ 330 │ 290 │ 200 │ 120 │
│технологий, необходимых│разрабатываемых │ │ │ │ │ │
│для обеспечения │технологий │ │ │ │ │ │
│ │(шт.) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│разработки и производства│количество завершенных│ 30 │ 70 │ 90 │ 80 │ 120 │
│конкурентоспособной на│разработок технологий │ │ │ │ │ │
│внутреннем и внешнем│(шт.) │ │ │ │ │ │
│рынках наукоемкой│ │ │ │ │ │ │
│продукции │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Технологическое │количество внедренных│ 11 │ 27 │ 45 │ 52 │ 88 │
│перевооружение │технологий, │ │ │ │ │ │
│производства на основе│соответствующих │ │ │ │ │ │
│технологий, │мировому уровню │ │ │ │ │ │
│соответствующих мировому│(шт.) │ │ │ │ │ │
│уровню │ │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│ │количество объектов│ 26 │ 26 │ 24 │ 20 │ 18 │
│ │капитального │ │ │ │ │ │
│ │строительства и│ │ │ │ │ │
│ │реконструкции │ │ │ │ │ │
│ │(шт.) │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│ │количество пусковых│ - │ - │ 4 │ 6 │ 17 │
│ │объектов │ │ │ │ │ │
│ │(шт.) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Создание │количество завершенных│ 20 │ 35 │ 41 │ 26 │ 32 │
│научно-технического задела│поисковых и базовых│ │ │ │ │ │
│ │технологических НИР │ │ │ │ │ │
│ │(шт.) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Активизация процессов│удельный вес│ 41 │ 42 │ 43 │ 43 │ 43 │
│коммерциализации новых│привлеченных │ │ │ │ │ │
│технологий │внебюджетных средств в│ │ │ │ │ │
│ │общем объеме│ │ │ │ │ │
│ │финансирования │ │ │ │ │ │
│ │(процентов) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Создание технологий,│удельный вес│ 58 │ 62 │ 66 │ 68 │ 72 │
│соответствующих мировому│разрабатываемых │ │ │ │ │ │
│уровню │технологий, │ │ │ │ │ │
│ │соответствующих │ │ │ │ │ │
│ │мировому уровню │ │ │ │ │ │
│ │(процентов) │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Социально-экономическая │количество сохраняемых│ 12 │ 23 │ 34 │ 45 │ 68 │
│эффективность Программы │и создаваемых рабочих│ │ │ │ │ │
│ │мест │ │ │ │ │ │
│ │(тыс.) │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴───────────────────────┴─────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘