44. Перед началом проверки все проверяющие лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке получить необходимую форму допуска, установленную для проверяемого объекта, индивидуальные средства защиты (если в этом есть необходимость).
45. Все проверки (на каких бы объектах и в каких бы местах проверяемой организации они ни предусматривались) должны проводиться в присутствии ответственных представителей проверяемой организации.
46. С учетом режима рабочего времени организации различные виды проверок могут осуществляться в любое время суток, в том числе в вечерние и ночные смены, выходные и праздничные дни. При этом проверки в организации могут сопровождаться непрерывным надзором за производством или применением взрывчатых материалов, в ходе которого инспекторским составом контролируется состояние промышленной безопасности в каждую смену в течение суток или нескольких дней.
47. Во всех случаях, независимо от видов проверок, инспекторский состав обязан:
- выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на состояние промышленной безопасности и сохранность взрывчатых материалов;
- оценивать уровень организационного и технического обеспечения безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов (в том числе деятельность инженерных служб, служб производственного контроля и охраны) и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.
48. При проверках объектов и производств должностные лица Службы должны выявлять все имеющиеся нарушения требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, проверять выполнение на местах работ ранее выданных предписаний.
49. При выявлении нарушений, не представляющих угрозы жизни и здоровью людей, и которые могут быть устранены в процессе ведения работ, должностные лица Службы могут установить срок устранения нарушений и потребовать от руководителей организации разработки и применения дополнительных мер по безопасности работ.
50. По окончании проверки старший группы проверки (председатель комиссии по проверке) должен провести с руководящим составом проверенной организации итоговое совещание, в процессе которого он обязан:
- довести до руководящего состава выводы по результатам проверки и выявленные при ее проведении основные недостатки (нарушения) с указанием причин и условий, способствовавших их возникновению;
- дать ответы на вопросы руководителя и иных должностных лиц организации по поводу проведенной проверки;
- вручить руководителю организации (под его роспись) подлинный экземпляр акта о результатах проведенной проверки.
V.IV. Оформление результатов проверок
51. По результатам оперативной, целевой и комплексной проверки группой проверки (комиссией по проверке) должен быть составлен акт о результатах проверки деятельности организации по форме, приведенной в Приложении N 1 к настоящей Инструкции.
52. Время, требующееся для составления акта, должно определяться с таким расчетом, чтобы он был готов к подписанию до начала итогового совещания, предусмотренного п. 50 настоящей Инструкции.
53. В части количества подготавливаемых экземпляров акта и адресов их рассылки необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в распоряжении или приказе, предусмотренном соответственно пунктами 27 и 29 настоящей Инструкции.
54. Первый экземпляр акта вручается руководителю проверенной организации под его роспись.
55. Если руководитель проверенной организации не согласен с существом акта и (или) содержащимися в нем констатациями и предложениями (включая сроки реализации предложений) и не подписывает его, то члены группы проверки (комиссии по проверке) производят соответствующую запись в акте и подтверждают ее своими подписями. Такой акт незамедлительно передается руководителю территориального органа.
VI. Предписания и контроль их исполнения
56. Предписание - документ, содержащий обязательные для исполнения требования об устранении выявленных при осуществлении надзора нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - нарушения) с указанием сроков устранения нарушений, выдаваемый уполномоченными на то должностными лицами Службы руководителю организации, осуществляющей деятельность в вышеуказанной области.
57. Предписание составляется по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящей Инструкции. Форма предписания является единой для всех видов проверок деятельности организаций, имеющих в своем ведении поднадзорные Службе опасные производственные объекты.
58. В зависимости от серьезности выявленных нарушений предписание может составляться безотлагательно (непосредственно после их выявления в процессе проверки) или до конца рабочего дня, в течение которого выявлены эти нарушения.
Если выявленные нарушения по своим прогнозируемым последствиям не требуют принятия мер по их оперативному устранению, то предписание допускается составлять по окончании проверки (с изложением в нем всех нарушений, выявленных за время ее проведения).
59. Предписание составляется в трех экземплярах, которые предназначаются:
- для руководителя проверяемой организации (первый экземпляр);
- для территориального органа Службы, на территории деятельности которого расположена проверяемая организация (второй экземпляр);
- для должностного лица (одного из должностных лиц) Службы, подписавшего предписание (третий экземпляр).
При участии в проверке представителей других органов и организаций количество экземпляров предписания по их просьбе может быть увеличено.
60. Предписание должно быть вручено руководителю проверяемой организации:
- в случаях, указанных в первом абзаце п. 58 настоящей Инструкции, - в минимально возможный срок после его составления;
- в случаях, указанных во втором абзаце п. 58, - не позднее времени начала итогового совещания, предусмотренного п. 50 настоящей Инструкции.
61. Если выявленные нарушения устранены в процессе проверки, сведения о них в предписание не вносятся (такие сведения должны отражаться в акте о результатах проверки).
62. Контроль исполнения выданного предписания осуществляется путем анализа содержания представляемого проверенной организацией уведомления об исполнении предписания и (или) проведения очередной (плановой) проверки ранее проверенной организации.
Контроль исполнения выданного предписания может осуществляться посредством целевой проверки этого вопроса (с непосредственным выездом должностного лица Службы в соответствующую организацию).
63. В случае выявления факта невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) должностное лицо Службы обязано потребовать от руководителя организации письменное объяснение.
Если причина невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) не может быть признана уважительной, то в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно), должностное лицо Службы производит временный запрет деятельности структурных подразделений организации, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, указанном в подп. "б" п. 66 настоящей Инструкции. Последующее возобновление деятельности (работ) осуществляется на основании решения суда.
64. В случае невыполнения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам допускается продление срока выполнения предписания на устанавливаемый руководством территориального органа период, при условии представления руководителем организации обоснования продления срока и разработки организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.
VII. Взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и другими органами исполнительной власти
65. Взаимодействие территориальных органов Службы с территориальными органами Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры в части вопросов, связанных с надзором за промышленной безопасностью при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, организуется и осуществляется в соответствии с законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с этими актами соглашениями и иными документами о взаимодействии Службы с вышеупомянутыми федеральными органами исполнительной власти.
VIII. Санкции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
66. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору его должностным лицам предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений, а именно:
а) выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;
б) производить временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности должен оформляться специальным протоколом, форма которого приведена в Приложении N 3;
в) приостанавливать действие выданных организациям (юридическим лицам) Службой или ее территориальными органами лицензий на право распространения, производства, хранения и применения взрывчатых материалов в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу и на срок административного приостановления деятельности лицензиата;
г) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы с предложениями о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
д) применять в отношении организаций (юридических лиц) административные наказания в виде административных штрафов за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых материалов на опасных производственных объектах. Формы протокола об административном правонарушении в отношении физического (юридического) лица и постановления о назначении административного наказания приведены в Приложениях N 4 и N 5;
е) вносить представления руководителям организаций об отстранении от работы (о несоответствии занимаемой должности руководителя (специалиста)) работников:
1) допустивших нарушение установленного порядка, производства, хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов, которое привело или могло привести к несчастному случаю, аварии или утрате взрывчатых материалов;
2) не имеющих права технического руководства горными и взрывными работами;
3) не прошедших в установленном порядке проверку знаний в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.