5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные:
В настоящее время в автотранспортной отрасли применяются требования, определенные Минздравом России к состоянию физического и психического здоровья водителей транспортных средств, а также Методические рекомендации, определяющие организацию и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденных совместным Приказом Министерства здравоохранения и Министерства транспорта России от 29.01.2002.
Однако указанные мероприятия характеризуют и контролируют только показатели здоровья водителя, не оценивая профессиональный уровень, а также присущие ему психофизиологические параметры (динамику пульса, частоты дыхания, время реакции и т.д.). Распределение водителей по видам перевозок производится путем субъективной оценки их профессиональных и моральных качеств, проводимой службой эксплуатации автотранспортных предприятий.
Для снижения возможных ошибочных решений, чреватых серьезными социально-экономическими потерями, необходима разработка инструментария, обеспечивающего количественную оценку уровня напряженности водителя, осуществляющего пассажирские перевозки, доставку опасных или крупногабаритных грузов.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Рост социальных и экономических потерь от аварийности в России, достигающих в настоящее время угрожающих размеров, значительно превосходит аналогичные показатели в странах развитой автомобилизации, выдвигает ряд проблем, решение которых позволит повысить уровень безопасности дорожного движения в стране.
Одной из важнейших проблем является проблема допуска к управлению автомобилем с предварительным отсевом лиц, не способных по тем или иным показателям к управлению средствами повышенной опасности. В развитие изложенного возникает задача распределения водителей-профессионалов с учетом таких факторов как: тип транспортного средства, характер и условия транспортной работы, специфика перемещаемых грузов и т.п.
К сожалению, в настоящее время в автотранспортной отрасли требования к будущим водителям ограничены лишь медицинскими показателями, проверка и контроль которых входит в сферу деятельности Министерства здравоохранения РФ. Эта сфера, безусловно, чрезвычайно важна, но она не охватывает все аспекты профессиональной деятельности водителя, как важнейшего звена системы "автомобиль-водитель-дорога".
Вместе с тем, имеющийся опыт подготовки операторов сложных систем управления в смежных областях с транспортной отраслью (например, в авиации и космонавтике) убедительно доказывает эффективность внедрения профотбора и профподбора как на стадии допуска к профессиональной подготовке, так и при дальнейшем распределении подготовленных операторов к управлению различными системами. Таким образом, в этих отраслях решается проблема повышения надежности оператора в целом.
Представляется целесообразным использование имеющегося опыта в процессе организации и проведения профотбора водительских кадров. При этом существенную роль играет контроль уровня и динамики напряженности водителя, управляющего различными видами транспортных средств.
Под надежностью человека-оператора, в нашем случае водителя, понимается его способность выполнять предписанные функции своевременно, с заданным качеством при сохранении в допустимых пределах психофизиологической "цены" профессиональной деятельности.
Кроме того, следует отметить отсутствие правовой составляющей внедрения профотбора в период, предшествующий учебно-тренировочному процессу подготовки водительских кадров.
Следует отметить, что кадровая служба любого автопредприятия, каждый опытный руководитель осуществляет "расстановку" водителей по видам транспортных средств, опираясь, в основном, на личный опыт и интуицию. Однако для уменьшения количества ошибочных решений необходима разработка и внедрение автоматизированной количественной оценки уровня надежности водителя в зависимости от его стажа и подготовленности.
9. Цель работы:
Разработка критериев профессионального отбора водителей транспортных средств с целью отсева лиц, не способных по тем или иным показателям управлять автомобилем как средством повышенной опасности, а также осуществлять распределение водителей по видам транспортных перевозок, которые представляют наибольшую социально-значимую опасность, в первую очередь, пассажирские перевозки, а также перевозки опасных и крупногабаритных грузов.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Разработка критериев профессионального отбора водителей транспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов на основе оценки надежности деятельности водителя ранее не проводилась.
11. Содержание работы:
Работа включает три этапа.
На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
- разработка концепции проведения профессионального отбора водителей путем формирования оценки надежности деятельности водителя и ее количественной меры, зависящей от результатов профессиональной деятельности и ее психофизиологической "цены";
- выбор методологии экспресс-анализа показателей надежности водителей в режиме реального времени и решение практических вопросов ее реализации.
На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
- разработка и изготовление макетного образца прибора, позволяющего количественно оценить надежность водителя при управлении автомобилем.
На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
- экспериментальная отработка методологии оценки надежности водителя в условиях тренажерной подготовки и при управлении автомобилем в условиях реального дорожного движения;
- определение пороговых значений динамики надежности водителя как условия его допуска к профессиональной деятельности и распределения по транспортным средствам в зависимости от вида их социальной опасности для окружающих;
- опытное внедрение разработанных технологий в практику профессионального отбора водителей и их распределения по видам перевозок.
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий методологию профотбора (профподбора), а также описание опытного образца прибора, обеспечивающего проведение профессионального отбора водителей, с комплектом сопроводительной документации.
13. Область применения:
Разработанная методика профотбора (профподбора) водителей после решения соответствующих правовых вопросов, может быть использована в работе кадровой и эксплуатационной служб автотранспортных предприятий (независимо от формы их собственности).
14. Внедрение результатов работы:
После отработки методики профотбора и серийного изготовления приборного оборудования они могут быть использованы кадровыми службами автотранспортных предприятий, в первую очередь, занимающихся перевозкой пассажиров, а также опасных и крупногабаритных грузов, в целях распределения водителей по видам перевозок.
15. Права сторон:
Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику.
16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2008 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных Исполнителей:
Определяется после проведения конкурса на право заключения контракта.
22. Требования к составу Исполнителей: