Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть методикой проведения профотбора (профподбора), иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов.
23. Перечень рецензентов: перечень рецензентов согласовывается с Заказчиком.
24. Особые условия: отсутствуют.
Начальник отдела автомобильного
транспорта и безопасности
дорожного движения
Б.Н.БАВАРОВ
Техническое задание на выполнение научно-технических работ
Утверждаю
Начальник Управления эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
С.В.КОСТИН
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных исследований нормативно-правового и методического обеспечения системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей транспортных средств. Подготовка предложений по ее совершенствованию.
2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
4. Основание для разработки:
Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные:
В работе предполагается использовать международные документы, в том числе: Сводную резолюцию о дорожном движении (пересмотр 5 от 06.01.1998) Основной рабочей группы по автомобильному транспорту КВТ ЕЭК ООН, Директиву Европейского Парламента и Совета ЕС N 2003/59/ЕС от 15.07.2003; другие Директивы ЕС, затрагивающие вопросы профессиональной квалификации и допуска к профессии водителей транспортных средств, Резолюции (документы) ЕКМТ CEMT/CS/SR(2002)16/FINAL, CEMT/CS/SR(2002)5/ADD1 и другие. При исследовании будут использоваться нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе Минобразования РФ (Приказ N 644 от 02.04.99), Минтранса РФ (Приказ N 27 от 09.03.95) и другие, методические рекомендации по проведению стажировки водителей транспортных средств, по проведению ежегодных занятий с водителями транспортных средств по повышению их профессионального мастерства, результаты исследований по изучению процессов управления транспортным средством, проведенных зарубежными институтами VTI (Швеция), SVOW (Нидерланды), TOI (Норвегия), EFA (Германия) и др., отечественными исследовательскими организациями НИИАТ, МАДИ, ГЦОЛИФК и др.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Проблема безопасности дорожного движения в последние годы вызывает серьезную озабоченность во всех странах развитой автомобилизации. В России за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибло более 300 тысяч человек, около 2 млн. человек стали пострадавшими. Уровень транспортного риска (количество погибших на 10 тысяч транспортных средств) и уровень социального риска (количество погибших на 100 тысяч населения), связанного с ДТП, в России в несколько раз выше, чем в странах Европы. Как и в других странах, в России основная доля вины (примерно 75%) приходится на водителей транспортных средств. Общегосударственные регуляторы обеспечения безопасности дорожного движения, такие как ФЗ "О безопасности дорожного движения", Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения и т.п. определяют общий для всех водителей транспортных средств порядок поведения на дорогах, но не являются мотивационными инструментами повышения индивидуального уровня профессионального мастерства. Действующая нормативная база, пожалуй, за исключением в какой-то мере Приказа Минтранса РФ N 27 от 09.03.95, не ориентирована на работу с действующим водительским составом в целях повышения его профессиональной надежности, и как следствие, безопасности дорожного движения. В то же время, как показывает опыт различных стран, значительный резерв сокращения аварийности и связанных с ней последствий лежит в сфере регулирования деятельности хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта в части работы с водителями транспортных средств. Водительский состав, осуществляющий виды перевозок, сопряженные с повышенным социальным риском - пассажирские перевозки, в особенности маршрутные, перевозки опасных грузов и другие - должен подвергаться периодическим образовательным процедурам, обеспечивающим повышение надежности и качества управления транспортным средством. В настоящее время в нашей стране подобные процедуры практически отсутствуют, отсутствует и соответственно их нормативное и методическое обеспечение.
9. Цель работы:
Повышение безопасности дорожного движения на основе развития методов обеспечения профессионального мастерства водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Отечественных исследований в данном направлении в последние годы не проводилось, методические материалы значительно устарели и не соответствуют требованиям к управлению транспортным средством в условиях современного уровня автомобилизации и транспортной подвижности населения страны. Настоящая работа базируется на последних материалах зарубежных исследований, научных конференций, публикациях последнего времени по вопросам профессиональной надежности водительского состава и нормативных подходах к обеспечению уровня квалификации.
11. Содержание работы:
Работа включает четыре этапа.
На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
- анализ отечественного и зарубежного опыта в области повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств;
- анализ результатов научных исследований профессиональной деятельности водителей по управлению транспортным средством;
- разработка критериев и методов оценки уровня профессионального мастерства водителей транспортных средств;
- разработка методических материалов (рекомендаций) по организации и проведению образовательных процедур по повышению профессионального мастерства водителей транспортных средств.
На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
- анализ нормативной и методической базы повышения профессионального мастерства в России и за рубежом;
- проведение натурных исследований уровня профессионального мастерства водителей с различным стажем управления транспортным средствам, по типам транспортных средств (пассажирские М2, МЗ, М4, грузовые N2, N3, N4) и по видам перевозок;
- проведение экспериментальных исследований в организациях и предприятиях автомобильного транспорта по апробации предлагаемых методических решений.
На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
- разработка предложений по формированию технических требований к оснащению транспортного средства (ходовой лаборатории) для применения инструментальных методов оценки уровня профессионального мастерства водителей транспортных средств;
- разработка предложений по введению новых принципов формулирования квалификационных характеристик (ранжирование) водителей транспортных средств;
- разработка предложений по совершенствованию нормативной базы, обеспечивающей внедрение результатов исследования.
На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы:
- формирование (на базе профессиональных стандартов водителей различных категорий) квалификационных характеристик (ранжирование) водителей транспортных средств;
- разработка технических требований к оснащению транспортного средства (ходовой лаборатории) для применения инструментальных методов оценки уровня профессионального мастерства водителей транспортных средств;
- разработка комплекта нормативно-правовой, организационно-технической и методической документации, обеспечивающей внедрение результатов исследования.
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных натурных и экспериментальных исследований; методические документы (рекомендации) по организации и проведению образовательных процедур по повышению профессионального мастерства водителей транспортных средств в организациях автомобильного транспорта; технические требования для создания опытной ходовой лаборатории по инструментальной оценке уровня профессиональной квалификации водителей транспортных средств; проекты нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающие внедрение системы повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств; проекты нормативно-правовых и организационно-технических документов, регламентирующих процедуру добровольной сертификации водителей транспортных средств.