Распоряжение от 26.07.2006 N 365-р "О выполнении в 2006 - 2012 годах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" стр. 13

13. Область применения: сфера подготовки и повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств в профильных образовательных учреждениях, автотранспортных организациях.
14. Внедрение результатов работы: федеральные и региональные органы исполнительной власти, государственные органы контроля и надзора в сфере транспортной деятельности, образовательные учреждения и организации, хозяйствующие субъекты, общественные организации и объединения, чьи интересы и сфера деятельности распространяются на процедуры, действия и результаты повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств.
15. Права сторон:
Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику.
16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе.
22. Требования к составу Исполнителей:
Специалисты должны обладать компетентностью в организации и проведении профильных образовательных процедур, опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть инструментальными методами оценки уровня профессионального мастерства водителей, иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов, регламентирующих и оптимизирующих подготовку и повышение профессионального мастерства водителей автотранспортных средств.
23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
24. Особые условия: отсутствуют.
Начальник отдела автомобильного
транспорта и безопасности
дорожного движения
Б.Н.БАВАРОВ

Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ

Утверждаю
Начальник Управления эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
С.В.КОСТИН
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств.
2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
4. Основание для разработки:
Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные:
В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика профессионального тренинга для водителей транспортных средств. Существующие программно-методические документы по проведению теоретических занятий, тренажерной и автодромной подготовки, по обучению водителей непосредственно в условиях уличного движения не образуют комплексной системы, учитывающей профессиональные, нравственные и психологические особенности будущих водителей.
При разработке поставленной задачи должны быть учтены и использованы следующие действующие нормативно-методические документы:
- Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ;
- "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений".
Главным недостатком существующих подходов следует считать их "осредненность", отсутствие учета индивидуальных способностей обучаемого, что в определенных ситуациях лишь затягивает учебный процесс, а в других случаях - завершает его до формирования устойчивого навыка безопасного управления автомобилем.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Безопасность дорожного движения является одной из актуальнейших проблем функционирования автомобильного транспорта. В более чем в 250000 дорожно-транспортных происшествиях, совершаемых на дорогах России в течение только одного года, погибает около 36000 человек, количество тяжело раненых, надолго (а то и навсегда) выбывающих из производственной деятельности, превышает сотни тысяч человек.
Экономические потери от повреждения транспортных средств и перевозимых грузов, по экспертным оценкам, в среднем, на одно ДТП достигает 50000 рублей, а суммарно составляет громадную сумму, приближающуюся (в ценах на декабрь 2005 г.) к одному триллиону рублей.
Естественно, не все потери можно отнести на профессиональную неподготовленность водителей: здесь оказывают свое влияние и конструктивные недостатки эксплуатируемых автомобилей, их техническое состояние и катастрофическое состояние дорожной сети.
Вместе с тем, статический анализ аварийности на автомобильном транспорте указывает на приоритетную роль водителей в совершаемых авариях (75%), особо выделяя повышенную "опасность" на дорогах водителей со стажем менее 3-х лет. Последнее убедительно свидетельствует об имеющихся недостатках существующей системы подготовки водительских кадров.
Опыт организации тренинга водителей в странах развитой автомобилизации (в первую очередь, в США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции и др.) показывает эффективность широкого внедрения современных методических подходов и тренажерных средств обучения в учебно-тренировочный процесс.
Наиболее эффективными средствами тренинга водителей транспортных средств, а также исследований его поведенческих реакций в экстремальных ситуациях и формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем являются специализированные автомобильные тренажеры. Они наиболее адекватно имитируют внешнюю обстановку движения, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях его профессиональной деятельности. С помощью тренажеров производится наиболее экономичная и безопасная для обучаемого ситуационная подготовка водителей к действиям в номинальных и критических условиях, сопровождаемых, как правило, дефицитом времени для принятия решений.