16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе.
22. Требования к составу Исполнителей:
Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере.
23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
24. Особые условия: отсутствуют.
Начальник отдела автомобильного
транспорта и безопасности
дорожного движения
Б.Н.БАВАРОВ
Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ
Утверждаю
Начальник Управления эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
С.В.КОСТИН
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Наименование темы (исследований, работ): Научные исследования закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации в течение их жизненного цикла.
2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
4. Основание для разработки:
Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные:
- нормативная правовая база, регламентирующая техническое состояние автотранспортных средств;
- зарубежный опыт решения данного вопроса.
8. Состояние проблемы (вопроса):
О низкой безопасности отечественных автомобилей свидетельствует высокий уровень дорожно-транспортной аварийности: количество дорожно-транспортных происшествий из года в год сохраняется в пределах 160 - 170 тыс., количество раненых - 180 - 190 тыс. и количество погибших - 29 - 35 тыс. Указанный уровень дорожно-транспортной аварийности на порядок превышает аналогичный уровень экономически развитых стран.
Одним из факторов, в значительной степени определяющих безопасность эксплуатации автотранспорта, является техническое состояние парка автотранспортных средств. По имеющимся аналитическим и экспертным оценкам из-за технических неисправностей происходит до 10 - 15% всех дорожно-транспортных происшествий. При этом из-за несоответствия технического состояния автотранспортных средств установленным нормативным требованиям в Российской Федерации абсолютное количество дорожно-транспортных происшествий достигает 30 тысяч, в которых получают ранения свыше 30 тысяч человек, а 5000 человек погибает. Указанные дорожно-транспортные происшествия сопровождаются, как правило, тяжкими последствиями с большим количеством погибших и тяжело раненых.
Кроме того, по результатам отечественных и зарубежных исследований, доля дорожно-транспортных происшествий, в которых технические неисправности были основной или сопутствующей причиной возникновения таких происшествий, достигает 14 - 16%. Главная дирекция транспорта Европейской комиссии считает, что неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств является причиной около 4% дорожно-транспортных происшествий, а в 10% случаев существенно увеличивает тяжесть их последствий. По мнению экспертов, влияние технического состояния транспортных средств на обеспечение безопасности движения более весомо. Так, доля происшествий из-за неисправности автомобилей в общем количестве дорожно-транспортных происшествий составила: 10 - 25% - в ФРГ; 15 - 25% - в США: 20% - во Франции; 18 - 20% - в Венгрии; 11 - 12% - в Дании.
В ходе проведения инструментальной проверки автотранспортных средств в ряде регионов страны было выявлено, что преобладающими неисправностями транспортных средств, оказывающими наибольшее влияние на безопасность дорожного движения, являются неисправности тормозов, рулевого управления и светотехники. Результаты проверки более ста тысяч автомобилей в 180 центрах инструментального контроля показали, что свыше 30% автомобилей имели неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация. Причем 29% от общего количества неисправных автомобилей имели неисправности тормозов, 20% - рулевых управлений и 19% - светотехники. У отечественных автомобилей частота дорожно-транспортных происшествий выше соответствующих значений иностранных автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране, по технической неисправности тормозов в среднем в 1,5 - 2 раза, рулевого управления - в 1,5 - 10 раз.
Как показывают проверки, более 30% парка автомобилей из-за неисправностей и неправильных регулировок имеют превышение действующих норм токсичности выбросов. По указанной причине ежегодно в атмосферу выбрасывается 3,67 млн. тонн окиси углерода (СО), 0,5 млн. тонн углеводородов (СН), 1,8 млн. тонн окислов азота (NO), 244 тысячи тонн окислов серы (SO), 17 тысяч тонн сажи. Дополнительно потребляется 25 млн. тонн условного топлива, что сокращает запасы невосполнимых видов ресурсов и повышает уровень атмосферных загрязнений.
Безотказность автотранспортных средств по-прежнему характеризуется низким значением средней наработки на отказ - 4 тыс. км. В то же время наработка на отказ автотранспортных средств импортного производства в 5 - 10 раз выше.
Дополнительным негативным фактором, усугубляющим ситуацию с аварийностью, является изношенность автопарка страны, которая достигла критического состояния. Значительная доля транспортных средств (45% автобусов, 51% грузовых и 48% легковых автомобилей) эксплуатируется свыше 10 лет, то есть за пределами амортизационных сроков. Обновление автопарка идет крайне медленно. Так, в 2004 г. было выбраковано лишь менее 1% легковых автомобилей, 3,5% грузовых автомобилей и 4% автобусов от общего количества указанных видов транспортных средств.
В этой ситуации для управления безопасностью АТС необходима информация об изменении показателей автомобиля в процессе эксплуатации в течение всего жизненного цикла. Эта информация необходима в сфере надзора за техническим состоянием и для оценки соответствия АТС требованиям технических регламентов.
9. Цель работы:
Повышение безопасности автотранспортной техники.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Комплекс нормативных документов по организации и функционированию системы мониторинга свойств автомобильной техники в эксплуатации.
11. Содержание работы:
Работа включает четыре этапа.