7. Исходные данные:
- нормативная правовая база, регламентирующая перевозку пассажиров автомобильным транспортом;
- зарубежный опыт решения данного вопроса.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Одним из условий качественного и безопасного осуществления перевозок пассажиров является соответствие подвижного состава виду, технологиям и дорожным условиям перевозок пассажиров.
Частично данная проблема решается в сфере производства подвижного состава автомобильного транспорта при выдаче "Одобрения типа транспортного средства" путем установления сферы наиболее эффективного использования автотранспортного средства, декларируемого производителем и отражаемого в графе "назначения транспортного средства". При этом необходимо отметить, что сферы возможного применения автотранспортных средств, отражаемые в "Одобрении типа транспортного средства" не имеют четкого однозначного толкования, не закреплены в нормативных документах и, как правило, не привязаны к виду, технологиям и условиям перевозки пассажиров, отражаемые в классификаторах, а также применяемые в сфере транспортных услуг.
Данное положение приводит к тому, что при допуске перевозчиков на рынок транспортных услуг прямое толкование графы "назначение" приводит к организационной неразберихе.
Актуальность данной проблемы вытекает из необходимости обеспечения гарантированного качества и безопасности осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом и подтверждается практическим опытом работы в сферах лицензирования и сертификации услуг пассажирского автомобильного транспорта. Наиболее актуальным этот вопрос является применительно к пассажирским перевозкам автобусами, осуществляемыми в пределах городской дорожной инфраструктуры.
Действующая нормативная документация по перевозке пассажиров автомобильным транспортом не дает однозначного ответа на данный вопрос. Имеющиеся нормативные документы лишь затрагивают отдельные аспекты проблемы выбора подвижного состава в соответствии с видом перевозок.
На федеральном уровне предъявление требований о соответствия типа автобусов виду перевозок осуществляется в "Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами". Однако данный документ определяет виды автобусных перевозок и не определяет типы автобусов. Нет в нем и ссылки на какой-либо другой нормативный документ, определяющий типы автобусов. Не дают ответа и документы Государственной системы стандартизации Российской Федерации. Так, Правила ЕЭК ООН N 36 предъявляют требования к конструкции автобусов при их производстве, но не устанавливает требований к выбору типа автобусов в процессе эксплуатации для осуществления определенных видов перевозок. Документов регионального уровня, предъявляющих требование соответствия типа автобусов виду перевозок, в настоящее время также не существует.
Результатом этого является осуществление в настоящее время в Российской Федерации большого объема перевозок пассажиров при несоответствии типов используемого подвижного состава видам перевозок и дорожным условиям.
9. Цель работы:
Повышение безопасности перевозок пассажиров на основе учета конструктивного исполнения автотранспортных средств видам и условия перевозок.
10. Отличия, новизна и преимущества:
В рамках исследования будут классифицированы виды, технологии и дорожные условия перевозок, определяющие требования к выбору подвижного состава для осуществления перевозок пассажиров.
11. Содержание работы:
Работа включает три этапа.
На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
- разработка первой редакции нормативного документа, классифицирующего виды, технологии и дорожные условия перевозок и устанавливающего в зависимости от этого требования к выбору подвижного состава для осуществления перевозок пассажиров;
- анализ возможного статуса такого документа (национальный стандарт, приказ Минтранса России, стандарт организации, руководящий документ, методические указания) с позиций: распространения требований документа на владельцев транспортных средств, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров; установления обязательности требований документа в рамках процедур управления и контроля в сфере пассажирского автомобильного транспорта.
На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
- разработка окончательной редакции нормативного документа, классифицирующего виды, технологии и дорожные условия перевозок и устанавливающего в зависимости от этого требования к выбору подвижного состава для осуществления перевозок пассажиров.
На третьем этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы:
- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению соответствия транспортных средств для перевозок пассажиров видам и условиям перевозок по критериям безопасности дорожного движения и методических рекомендаций по их мониторингу;
- разработка оценочных индикаторов эффективности мероприятий по обеспечению соответствия транспортных средств для перевозок пассажиров видам и условиям перевозок по критериям безопасности дорожного движения, и методических рекомендаций по их мониторингу.
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий результаты научного исследования соответствия транспортных средств для перевозок пассажиров видам и условиям перевозок по критериям безопасности дорожного движения.
13. Область применения: сферы технического регулирования и организации, управления и перевозок пассажиров автобусами.
14. Внедрение результатов работы: хозяйствующие субъекты автотранспортного комплекса, обеспечивающие транспортное обслуживание населения.
15. Права сторон:
Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику.
16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе.
22. Требования к составу Исполнителей:
Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере.
23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
24. Особые условия: отсутствуют.
Начальник отдела автомобильного
транспорта и безопасности
дорожного движения
Б.Н.БАВАРОВ