Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания гражда стр. 8

- сведения о доходах,
- сведения о принадлежащем на праве собственности гражданину-заявителю или членам его семьи и подлежащем налогообложению имуществе.
14.2. Уполномоченные органы местного самоуправления должны в обязательном и плановом порядке проверять представленные заявителем сведения, в том числе обязательно перед предоставлением жилого помещения. Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право направлять официальные запросы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, или ходатайствовать перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации об организации запросов в государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, правоохранительные органы, другие органы и организации. При направлении запросов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также на предприятия, в учреждения и организации необходимо устанавливать срок для получения ответа, не превышающий периода проведения проверки.
14.3. Рекомендуемые критерии проведения проверок следующие:
- проверки определенного количества заведенных дел должны производиться каждый месяц в плановом порядке;
- количество проверяемых личных дел не должно превышать 10 в расчете на одного сотрудника в месяц, а в период повышенной обращаемости граждан - не превышать 5;
- шаг (интервал) отбора дел для проверки должен определяться, исходя из общего количества дел, заведенных уполномоченным органом местного самоуправления в течение месяца, и количества сотрудников, которым дано право проведения проверок. Например, если подано 400 заявлений, а число сотрудников составляет 5, то, исходя из нагрузки не более 10 проверяемых дел на 1 сотрудника (т.е. всего 50 дел, подлежащих проверке в течение месяца), интервал должен составить: 400:50 = 8.
14.4. Сотрудники уполномоченных органов местного самоуправления также должны быть вправе инициировать проверку отдельных сведений или отдельных личных дел в случаях, если у них имеется информация о том, что предоставленные сведения недостоверны или неполны.
14.5. Согласие заявителя и членов его семьи на проверку уполномоченным органом в налоговых и иных органах представленных сведений о доходах и имуществе рекомендуется истребовать в письменной форме, в частности, в форме заявления, заполняемого при подаче документов для признания малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
14.6. Документы проверки должны рассматриваться органами местного самоуправления и органами государственной власти как конфиденциальная информация. Их необходимо приобщать к заводимому в момент подачи гражданином заявления личному делу. Данное личное дело и все содержащиеся в нем документы также должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Лицам, в отношении которых проводится проверка, должно предоставляться право знакомиться с личным делом и документами проверки и давать письменные объяснения. Указанные объяснения необходимо приобщать к документам проверки.
14.7. Органы местного самоуправления вправе для проверки предоставленных гражданами сведений о недвижимом имуществе, в том числе, находящемся в других муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, обращаться для истребования соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органы по регистрации прав обязаны предоставлять запрашиваемые сведения.
14.8. Уполномоченным органам местного самоуправления следует учитывать, что проверка указанных гражданами-заявителями сведений о размерах денежных средств, находящихся на счетах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях невозможна по их запросам в силу положений статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", устанавливающих, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются банковскими организациями только судам или - при согласии прокурора - следственным органам. Таким образом, подтверждение указанных сведений возможно только на основании документов, предоставляемых самими гражданами-заявителями.

15. Ответственность и санкции

15.1. Заявитель должен нести ответственность за достоверность представленных сведений, а также подтверждающих их документов. Представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений должно являться основанием для:
- отказа в принятии документов на признание малоимущими;
- отказа в признании малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
- отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- снятия гражданина-заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма на определенный срок, устанавливаемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Порядке ведения учета граждан в качества нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда предоставляемых по договорам социального найма. В целях уменьшения предпосылок для злоупотреблений со стороны заявителей рекомендуется устанавливать указанный срок не менее 5 лет;
- отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
15.2. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных соответствующими органами гражданину-заявителю и членам его семьи документов (копий документов), являющихся основанием для учета размера дохода и стоимости имущества, несут выдавшие документы (копии документов) организации, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
15.3. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договорам социального найма, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

16. Рекомендации по организации работы органов местного самоуправления, которые должны осуществлять оценку доходов и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

16.1. Органы местного самоуправления, которые уполномочены осуществлять оценку доходов и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях для постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, должны установить порядок работы, касающийся таких вопросов, как:
- распределение личных дел, заводимых на семьи или одиноко проживающих граждан, которые подали заявление для признания малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, между сотрудниками отделов, осуществляющих учет доходов и стоимости имущества, с учетом рационального количества дел, приходящихся на одного сотрудника, включая такие параметры дел, как их объем и сложность рассматриваемых случаев.
- порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия и особенно порядок замещения сотрудников, отвечающих за разъяснения гражданам правил исчисления доходов и оценки стоимости имущества, за уведомления граждан о результатах оценки доходов и стоимости имущества, а также за уведомление о результатах проверок предоставленных гражданами-заявителями сведений.
- часы работы, включая выделение часов для оформления документации и часов для работы с гражданами. Возможно введение скользящего графика, при котором часть специалистов продолжает вести прием населения, а другая часть работает над проверкой сведений или расчетами стоимости имущества и размера доходов. Можно также выделить специальные часы для расчетов и оформления документации, в которые прием населения не ведется. При этом рекомендуется учитывать интересы работающих граждан, выделив 1-2 дня, в течение которых будет вестись работа с населением в нерабочие часы.
- организация документооборота и хранения документов, используемых при исчислении доходов и стоимости имущества для признания малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
- порядок приема граждан, включая порядок записи на прием или другой способ ведения очередности. Прием может производиться по предварительной записи или без нее (по системе "живой" очереди).
- должностные инструкции сотрудников, непосредственно занимающихся исчислением доходов и стоимости имущества семей и одиноко проживающих граждан, обращающихся для признания малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда жилья по договору социального найма. В должностные инструкции целесообразно включить информацию о знаниях и навыках, необходимых работнику, конкретных видах деятельности и задачах, которые должны им выполняться, место данной позиции в общей системе работы органов, уполномоченных вести учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
- взаимодействие сотрудников уполномоченных органов с сотрудниками других органов местного самоуправления, а также органами государственной власти, предприятиями и организациями, по вопросам проверки сведений, предоставленных гражданами, обратившимися для признания малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

17. Рекомендации по материальному и финансовому обеспечению работы органов местного самоуправления, которые должны осуществлять оценку доходов для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

17.1. Расходы на обеспечение работы органов местного самоуправления по учету доходов и стоимости имущества граждан должны быть учтены при финансировании деятельности органов, уполномоченных вести учет и распределение жилых помещений муниципального жилищного фонда, и производиться за счет средств местного бюджета.
17.2. Размер необходимого финансирования рекомендуется определять исходя из расчетных нормативов нагрузки на одного работника уполномоченного органа при установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях для постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
17.3. При определении органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядка, устанавливающего признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, рекомендуется учитывать, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма является расходным обязательством муниципальных образований и должно производиться за счет средств местного бюджета и с использованием муниципального имущества (муниципального жилищного фонда). При этом в соответствии с частью 3 статьи 18 федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положения, определяющие объем расходов средств местных бюджетов.
17.4. При определении органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядка, устанавливающего признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, необходимо также учитывать объем административных расходов органов местного самоуправления на реализацию данного порядка и не предусматривать чрезмерно затратных процедур, которые повлекут за собой существенные дополнительные расходы местных бюджетов. Рекомендуется, по возможности, делегировать принятие ряда решений по процедурным вопросам органам местного самоуправления, которые смогут их регулировать самостоятельно с учетом имеющихся расходных полномочий и возможностей местных бюджетов.
_____________________________
* Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ Закон Российской Федерации "О плате за землю" утрачивает силу с 1 января 2006 года (за исключением статьи 25);
** При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, необходимо учитывать, что до принятия представительными органами муниципальных образований или законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового Кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вплоть до 1 января 2006 года применяется Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
*** В соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно определяют нормативную цену земли для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
После завершения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости Российской Федерации и его территориальными подразделениями к 1 января 2006 года работ по определению кадастровой стоимости земли, кадастровая стоимость земли в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации будет применяться в качестве налоговой базы для уплаты земельного налога.