Обучение населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.07.2001 N 683-ра "Об организации обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Результаты проверок, ознакомление с подготовкой населения при проведении учений, тренировок и смотров-конкурсов на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций показали, что задачи, определенные организационными указаниями по обучению населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации на 2001-2005 годы выполнены.
Наиболее качественно и целенаправленно обучение населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводилось в подведомственных организациях Комитета по здравоохранению, Комитета по образованию, Комитета по науке и высшей школы, а также в государственном унитарном предприятии "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", в государственном унитарном предприятии "Петербургский метрополитен", в открытом акционерном обществе "Ленэнерго", в Адмиралтейском, Выборгском, Калининском и Центральном районах Санкт-Петербурга.
Во всех районах Санкт-Петербурга проводились соревнования в рамках движения "Школа безопасности", лучшие команды принимали участие в соревнованиях "Школа безопасности" в рамках Открытого финала детско-юношеских оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" Санкт-Петербурга.
Вместе с тем существующая единая система подготовки населения Санкт-Петербурга не в полной мере соответствует качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности населения. Продолжают иметь место недостатки, влияющие на комплексное и качественное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - в области безопасности жизнедеятельности).
Основными из них являются:
- не во всех органах местного самоуправления, предприятиях, организациях и учреждениях (далее - организациях) подводятся итоги подготовки за год и ставятся задачи по обучению на следующий год;
- не во всех исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, организациях разработаны и ведутся регистры (списки) подготовки и повышения квалификации руководящего состава, должностных лиц, специалистов гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - должностные лица и специалисты ГО и РСЧС), что приводит к занижению количества планируемых к обучению;
- не все органы местного самоуправления и организации (в основном торговли и питания) представляют заявки на повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (далее - УМЦ по ГО, ЧС и ПБ) и курсах гражданской обороны районов (далее - курсы ГО районов) и не направляют их на обучение;
- расписания занятий на год с различными группами обучаемых разрабатываются без учета особенностей организаций и специфики их деятельности, не всегда утверждаются руководителем организации;
- обучение работающего населения в управленческих структурах, в организациях с небольшим штатом сотрудников проводится на низком уровне, что является следствием отсутствия в штатных расписаниях работников, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и (или) гражданской обороны (далее - ГО);
- сроки проведения запланированных учений и тренировок переносятся, документы по их подготовке и проведению отрабатываются формально;
- не во всех организациях проводятся практические занятия по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), что ограничивает их применение по предназначению;
- учебно-материальная база (далее - УМБ) для обучения населения совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение практических занятий, предусмотренных программами;
- планы совершенствования и развития УМБ не всегда своевременно выполняются;
- слабым звеном в системе подготовки населения продолжает оставаться работа с неработающим населением. Не во всех органах местного самоуправления (далее - ОМСУ) созданы и функционируют учебно-консультационные пункты (далее - УКП), назначены ответственные должностные лица за подготовку неработающего населения. Планы создания в Санкт-Петербурге УКП не выполняются. Не все ОМСУ используют такие формы подготовки, как распространение памяток, листовок, буклетов, просмотр видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;
- в Кронштадтском, Приморском, Курортном, Красносельском, Пушкинском и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга отсутствуют свои курсы ГО районов, без должной инициативы и настойчивости ведется работа по обустройству имеющихся курсов ГО в Василеостровском, Невском и Петроградском районах Санкт-Петербурга;
- на низком уровне остается материальное обеспечение изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее ОБЖ) и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (далее БЖД). Не все образовательные учреждения имеют специализированные классы по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД. Большинство классов оборудовано без учета "Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (приложение N 9), разработанных Департаментом гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);
- должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС всех уровней, спасательных и пожарных служб недостаточно активно участвуют в проведении занятий в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов, а также в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
- в отдельных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не уделяется должного внимания вопросам повышения квалификации преподавателей дисциплины БЖД.
Указанные недостатки, неконкретная и малоэффективная работа по их устранению являются свидетельством ослабления внимания руководителей отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций всех уровней к этой важнейшей задаче защиты населения Санкт-Петербурга.
Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу разработаны Организационно-методические указания по подготовке населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы, в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы МЧС России от 17.08.2005 N 43-2324-14.
В целях совершенствования и комплексного решения задач подготовки населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности, предлагаю:
1. Главной задачей по подготовке населения Санкт-Петербурга в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятельности считать развитие единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, в том числе за счет участия в создании на территории Санкт-Петербурга "Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей", совершенствование организации подготовки населения на основе требований новых нормативных правовых актов.
2. Принять к исполнению Организационно-методические указания по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.
3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:
обеспечении выполнения положений нормативных правовых актов по подготовке населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности;
соблюдении необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;
уточнении программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создании и развитии современной учебно-материальной базы для подготовки всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности;
участие в реализации Общероссийского проекта по совершенствованию обеспечения населения Санкт-Петербурга информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.
4. Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности осуществлять в рамках единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга и проводить в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов, а также по месту работы, учебы и жительства граждан.
Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности организовать и осуществлять по следующим группам:
- должностные лица и специалисты ГО и РСЧС;
- личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ);
- работающее население (работники организаций, не входящие в состав НАСФ);
- неработающее население (население, не занятое в сфере производства и обслуживания);
- учащиеся и студенты образовательных учреждений.
5. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности:
Руководителям отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (председателям комитетов, начальникам управлений, палат и служб):
проанализировать состояние обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, других работников комитетов и подведомственных организаций, определить пути и формы совершенствования подготовки по всему комплексу безопасности жизнедеятельности;
разработать и утвердить регистр (списки) подготовки и обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ;
организовать разработку соответствующих планирующих и распорядительных документов по вопросу организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;
повысить эффективность организационно-методического руководства и контроля за подготовкой должностных лиц в области безопасности жизнедеятельности, личного состава НАСФ к действиям по предназначению, а также работников подведомственных организаций;
активизировать работу по внедрению новых технических средств и технологий обучения в области безопасности жизнедеятельности:
в ходе проведения учений и тренировок во взаимодействии с привлекаемыми силами и средствами продолжить совершенствование практических навыков всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
обеспечить контроль за своевременным и полным выполнением планов обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также подведомственных организаций;
принять меры по совершенствованию организации и осуществлению пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности;