обеспечить регулярное привлечение руководящего состава и специалистов Санкт-Петербурга для проведения занятий в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов, а также в учреждениях образования по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
усилить контроль за выполнением перспективных планов совершенствования УМБ по обучению всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности;
ежегодно организовывать и проводить городской смотр-конкурс на лучшую УМБ в области безопасности жизнедеятельности и своевременно представлять результаты и итоги Губернатору Санкт-Петербурга для поощрения призеров;
принимать непосредственное участие в планировании, организации и проведении конкурсов "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД";
активнее использовать современные технические средства при обучении, информировании и оповещении населения в области безопасности жизнедеятельности;
обеспечить в соответствии с совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 N 428/432/321 выполнение мероприятий по размещению современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей и эффективного их использования в целях подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, а также своевременное информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Директору Санкт-Петербургского учебно-методического центра по ГО, ЧС и ПБ:
совершенствовать организацию повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций Санкт-Петербурга, в том числе по программам пожарно-технического минимума;
продолжить работу по повышению качества и эффективности реализации программ подготовки с учетом требований Государственных образовательных стандартов по установленным специальностям. Внести изменения и дополнения в рабочие программы обучения соответствующих категорий, проходящих подготовку в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов и ежегодно до 25 декабря (по необходимости) представлять на утверждение установленным порядком Губернатору Санкт-Петербурга (приложение N 4);
разработать комплекс мер по обустройству УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и курсов ГО районов и всестороннему обеспечению и деятельности, а также оптимизации штатной численности на основе расчетов учебной работы согласно Методическим рекомендациям (приложение N 8);
организовать обучение должностных лиц организаций по программам пожарно-технического минимума, а также первоначальную подготовку спасателей и пожарных для Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС, после получения в установленном порядке лицензии от органов управления образованием Санкт-Петербурга и МЧС России;
особое внимание уделить совершенствованию УМБ, как для подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, так и для обучения спасателей и пожарных, внедрению в учебный процесс современных обучающих программ и методик, технических средств и технологий, качественному выполнению учебных планов и программ. При внедрении в учебный процесс дистанционного обучения обеспечить Порядок использования дистанционных образовательных технологий, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 N 137;
организовать взаимодействие с Академией гражданской защиты МЧС России, ВНИИ ГОЧС, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной службы МЧС России по вопросам организации обучения, подготовки должностных лиц органов управления, аварийно-спасательных и пожарных служб. Своевременно доводить до обучаемых новейшие разработки и достижения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;
оказывать методическую помощь предприятиям, организациям и учреждениям Санкт-Петербурга в подготовке и проведении учений и тренировок, вести научно-практическую деятельность направленную на повышение качества проводимых учений и тренировок на предприятиях, в организациях и учреждениях Санкт-Петербурга;
своевременно и качественно осуществлять обновление учебного материала и повышения методического уровня обучения и подготовки, организации информационного обеспечения и совершенствования учебного процесса;
совершенствовать учебный процесс с учетом реформирования нормативной правовой базы Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности;
продолжить разработку и издание установленным порядком учебно-методической литературы и пособий в области безопасности жизнедеятельности;
основной задачей при повышении квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС считать формирование у обучаемых глубоких и твердых знаний и профессионализма в практической деятельности по вопросам организации и выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также защиты населения и территорий при их возникновении.
6. При организации обучения различных групп населения руководствоваться следующим: а) подготовку должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС осуществлять путем:
подготовки и переподготовки в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
самостоятельной подготовки.
Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативных правовых документов, совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
б) обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) осуществлять путем:
подготовки и переподготовки в установленные сроки руководителей НАСФ в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по рабочей программе, разработанной в соответствии с Примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно спасательных формирований (НАСФ) (приложение N 6);
участия НАСФ в учениях и тренировках;
проверки готовности НАСФ.
Основное внимание в ходе обучения личного состава НАСФ сосредоточить на формировании наиболее эффективных приемов и способов коллективных действий при подготовке и проведении АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, совершенствовании умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении НАСФ, а также поддержания необходимого уровня готовности НАСФ к выполнению задач по предназначению.
в) обучение работающего населения (работники организаций, не входящие в состав НАСФ), осуществлять путем:
проведения занятий по месту работы по рабочим программам, разработанным в соответствии с Изменениями и дополнениями в Примерную программу обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной МЧС России в 2005 году (приложение N 5);
участия в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС;
индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
г) обучение неработающего населения (население, не занятое в сфере производства и обслуживания), осуществлять по месту жительства путем:
организации пропагандистских мероприятий (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и др.), проводимых по планам работы УКП по подготовке неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности, с привлечением учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., расположенных на территории соответствующих ОМСУ, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;
самостоятельного изучения памяток, пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телевизионных программ по тематике безопасности жизнедеятельности;
участия в установленном порядке в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатываются действия по сигналам оповещения.
Основное внимание при обучении этой категории населения обращать на формирование морально-психологических качеств, практических умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест проживания, воспитания у обучаемых чувства ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
д) обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия в проведении "Дней защиты детей ", в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Продолжить работу по организации внеклассного обучения учащихся безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию молодежи. На всех уровнях планировать и проводить соревнования в рамках движения "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель".
При подготовке этой категории обучаемых основное внимание обратить на формирование навыков личной безопасности, безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
7. В целях совершенствования практических умений и навыков всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности планировать и проводить учения и тренировки с периодичностью и продолжительностью, определяемыми ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.
Губернатор Санкт-Петербурга | В.И. Матвиенко |
Приложение N 1
Структура единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности
┌─────────────────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ │ │ │
┌─────────┴───────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴────────┐
│Комитет по │ │Комитет по науке и │ │Главное управление │ │Главное управление│
│образованию │ │высшей школе │ ┌─┤по делам ГО и ЧС ├────────┬─────────┤МЧС России по │
└┬────────────────────┘ └─┬───────────────────┘ │ │Санкт-Петербурга │ │ │Санкт-Петербургу │
┌─────────────────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│┌───────────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ └───┬────────────┬──┘ │ └──┬────────────┬──┘
││Санкт-Петербургская│ │ │- Учреждения │ │ │Сектор │ │ │Отдел │
││академия │ │ │высшего │ │ │подготовки и│ ┌───┴──────┐ │подготовки │
├┤постдипломного │ │ │профессионального│ │ │обучения │ │Органы │ │руководящего│
││педагогического │ │ │образования │ │ │населения │ │местного │ │состава и │
││образования │ ├─┤- Учреждения │ │ └─────┬──────┘ │самоупра- │ │обучения │
│┌───────────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ └───┬────────────┬──┘ │ └──┬────────────┬──┘
│└───────────────────┘ │ │среднего │ │ ┌─────────┴──────────┐ │вления │ │населения │
┌┴────────────────────┐ │ │профессионального│ │ │Санкт-Петербургский │ └────┬─────┘ └─────┬──────┘