В области охраны атмосферного воздуха необходима реализация программ по повышению экологической эффективности функционирования автотранспорта. Также следует рассмотреть вопрос о закрытии ГРЭС N 1 - единственного значимого производственного источника загрязнения окружающей среды, расположенного на рассматриваемой территории.
В соответствии с Генеральным планом развития Москвы на период до 2020 года в целях оздоровления центра города предусматривается разгрузка его от несвойственных функций: вывод промышленных предприятий и непрофильных учреждений, ликвидация промышленных и коммунально-бытовых котельных, оптимизация транспортного обслуживания за счет запрета транзита и ограничения въезда автотранспорта в центр.
Проблема транспортного шума на территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" может быть решена только за счет создания пешеходных улиц, сокращения интенсивности транспортного потока. На отдельных участках туристических маршрутов, в частности, в обзорных и видовых точках можно предусмотреть установку локальных шумозащитных экранов и сооружений с учетом особенностей градостроительной среды и дополнительное экранирующее озеленение.
Достижение санитарных нормативов шума в зданиях гостиниц, кафе, ресторанов обеспечивается в результате шумозащитного остекления.
Для защиты геологической среды рекомендуется следующее:
- исключение дополнительного обводнения территорий;
- предотвращение засыпки естественных дрен, создание локальных дренажных сетей;
- контроль за уровнями подземных вод и их агрессивностью;
- контроль технического состояния водо- и стоконесущих коммуникаций; состояния заглубленных частей зданий и сооружений;
- соблюдение принятых норм водоотбора;
- снижение обводненности четвертичных отложений;
- снижение динамических воздействий и пригрузки грунтов;
- инженерные мероприятия по предотвращению развития карстово-суффозионных провалов;
- мониторинг динамики развития карстово-суффозионных процессов;
- гидроизоляция заглубленных частей зданий и сооружений;
- применение активных методов защиты подземных коммуникаций и железобетонных конструкций.
Особое значение в реабилитации состояния окружающей среды ТРЗ "Зеленое кольцо Москвы" имеют мероприятия по санации почв. Участки, характеризующиеся опасным уровнем загрязнения почвенного покрова, требуют замены загрязненных грунтов привозными "чистыми" почвами с последующим дернованием поверхности, что исключит вероятность возникновения источника вторичного загрязнения.
Для центральных районов города с чрезвычайно плотной застройкой стратегия формирования оптимальных микроклиматических условий (что предусматривает снижение летнего перегрева и максимальное сохранение подвижности воздуха) должна быть ориентирована на создание точечных элементов системы озеленения и обводнения с использованием посадок в контейнерных формах и организацией фонтанов. Кроме того, необходимо широкое внедрение озеленения крыш и фасадов, а также сезонное озеленение открытых кафе и ресторанов.
В целом для центра Москвы значение открытых, в том числе покрытых растительностью, пространств города чрезвычайно существенно для формирования общей экологической ситуации.
Для улучшения состояния растительности и повышения экологической значимости объектов Природного Комплекса территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" необходимо реализовать мероприятия, направленные на реконструкцию существующих зеленых насаждений, восстановление газонов, обеспечение квалифицированного ухода и эксплуатации озелененных территорий с применением передовых технологий.
Одним из наиболее актуальных направлений поддержания комфортных условий пребывания туристов и горожан в пределах туристско-рекреационной зоны является создание дополнительных элементов озеленения и формирование единого "зеленого каркаса" в центре Москвы.
При разработке проектов озеленения новых и реконструкции существующих скверов и бульваров необходимо учитывать комплекс негативных техногенных факторов, которым подвергаются зеленые насаждения в центре города. В этой связи следует использовать растения, которые, с одной стороны, достаточно устойчивы к загрязнению атмосферного воздуха и почвенного покрова, и, с другой стороны, эффективны в санитарно-гигиеническом и декоративном отношениях. Поэтому необходимо предусмотреть:
- посадку соле- и газоустойчивых видов растений;
- применение прогрессивной технологии устройства посадочного места;
- создание газонов с 100% задернованием поверхности почв;
- обеспечение надлежащего ухода за посадками зеленых насаждений, в особенности интенсивный полив и дождевание ранней весной - для смыва солей хлористого натрия, осевших на деревьях и почве после зимы.
Проектируемое размещение площадок для автостоянок и подземных многоярусных гаражей (суммарной емкостью более 8 тыс.м/м) создаст дополнительные нагрузки на отдельные компоненты окружающей среды и инфраструктуру центральной части города.
С целью минимизации негативного влияния проектируемых автотранспортных объектов на состояние окружающей среды необходимо проведение детальных инженерно-геологических изысканий, осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение устойчивости геологической среды, проведение работ по организации буферных санитарно-защитных полос вблизи объектов Природного Комплекса и других элементов "зеленого каркаса".
Основные технико-экономические показатели
Функциональное использование территории туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы"
NN п.п. | Наименование | Существующ. га | Проект га |
1. | Участки общественно-делового и социального назначения в том числе: | 51.5 | 98.4 |
А. Многофункциональные общественно-деловые комплексы | - | 24.0 | |
Б. Культурно-просветительные | 23.7 | 34.0 | |
В. Религиозные | 7.4 | 8.2 | |
Г. Гостиницы и гостинично-деловые комплексы | 7.9 | 16.0 | |
Д. Торгово-бытовые и общественно-социальные | 9.1 | 13.0 | |
Е. Лечебные | 2.0 | 2.1 | |
Ж. Учебно-воспитательные | 1.4 | 1.1 | |
2. | Участки административных, деловых коммерческих организаций и учебных заведений в том числе: | 76.7 | 50.9 |
А. Административно-деловые | 68.8 | 49.7 | |
Б. Учебно-образовательные | 7.9 | 1.2 | |
3. | Участки жилой застройки | 9.1 | 7.3 |
4. | Участки производственного, складского и коммунального назначения в том числе: | 12.1 | 5.6 |
А. Производственно-складские | 8.5 | 1.8 | |
Б. Коммунально-транспортные и коммунально-инженерные | 3.6 | 3.8 | |
5. | Городское озеленение и общественно-рекреационные территории | 67.8 | 68.0 |
6. | Стройплощадки и участки зданий в процессе реконструкции | 13.0 | - |
7. | Городские и межквартальные проезды | 75.8 | 75.8 |
8. | Водные пространства | 29.8 | 29.8 |
Итого по территории: | 335.8 | 335.8 |
В границах ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" находятся:
- недвижимые памятники истории и культуры - 255 объектов;
- объекты, перспективные для археологического изучения, музеефикации и возможного воссоздания - 25 объектов;
- объекты Природного комплекса ЦАО, в том числе 5 памятников садово-паркового искусства - 49 объектов.
При разработке комплексной концепции развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" определены:
- объекты реконструкции, реставрации и нового строительства архитектурного комплекса в соответствии с основными положениями Градостроительного плана развития территории ЦАО - 69 объект;
- памятники истории и культуры, подлежащие реставрации в соответствии с реализацией программы "Архитектурное наследие 2000" - 104 объекта.
В границах ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" предлагается:
- создание единой пешеходной зоны: реконструкция, новое строительство и комплексное благоустройство - 41 объект;
- размещение центров первичного экспресс-обслуживания туристов - 19 объектов;
- организация экспозиции археологических объектов - 18 участков;
- организация смотровых площадок на верхних отметках зданий и сооружений - 11 объектов;
- организация 14 пешеходных экскурсионных маршрутов, 1 теплоходного и 1 обзорного кольцевого автобусного маршрута;
- архитектурное освещение архитектурных ансамблей, зданий и сооружений - 38 объектов.
Формирование туристско-рекреационных зон в исторических центрах городов и организация комфортного пребывания туристов в ТРЗ
Изучая международный опыт формирований и развития центров международного туризма в крупнейших городах Европы, за основу были взяты примеры Италии и Франции, которые на протяжении многих лет являются необыкновенно привлекательными для иностранных и местных туристов.
Центры Рима и Флоренции, Парижа и Руана, также, как и центр Москвы, насыщены памятниками архитектуры и археологии, музеями, парками и прочими достопримечательностями, формирующими туристские впечатления. Сравнительный анализ "готовности" городской среды к приему туристов и комфортному пребыванию их в центрах исторических городов выявил те направления, которые необходимо развивать при формировании ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
Были рассмотрены следующие аспекты организации городской среды:
1. Зоны концентрации туристов