В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52 (часть I), ст. 5038) и Закона Российской Федерации "О Таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3204; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263; 2001, N 33 (часть I), ст. 3429; N 53 (часть I), ст. 5026; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3033; 2003 N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2893) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, обеспечить приведение в соответствие настоящему приказу должностных инструкций должностных лиц подчиненных таможенных органов.
3. Заместителю председателя ГТК России А.Е. Жерихову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Председатель Комитета действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации | М.В. Ванин |
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 18 июня 2004 г. N 696
Инструкция по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации
I. Общие положения
1. Инструкция по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Инструкция) определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Товары), а также при самостоятельном определении таможенной стоимости Товаров в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Настоящая Инструкция применяется при контроле таможенной стоимости:
- первоначально заявленной декларантом при декларировании Товаров,
- заявленной декларантом после ее повторного определения в соответствии с другим методом, если таможенный орган принял решение о несогласии с использованием первоначально избранного декларантом метода определения таможенной стоимости,
- до и после выпуска Товаров.
3. Инструкция не применяется при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
4. Проверка правильности определения таможенной стоимости Товаров производится в рамках установленного ГТК России порядка контроля таможенной стоимости.
Проверка правильности определения таможенной стоимости Товаров независимо от выбранного декларантом метода ее определения начинается с проверки:
- наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации*(1) (далее - Документы);
- правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), включающую проверку заполнения согласно установленному порядку граф ДТС, а также проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в Документах.
После проведения указанной проверки должностное лицо таможенного органа проверяет правильность выбора метода определения таможенной стоимости и обоснованность осуществления корректировок выбранной в соответствии с этим методом основы для определения таможенной стоимости согласно Инструкции.
II. Контроль таможенной стоимости, определенной по методу по цене сделки с ввозимыми товарами
5. При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной по методу по цене сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1), должностное лицо таможенного органа должно убедиться в следующем:
- во внешнеторговом договоре или ином документе, подтверждающем совершение сделки, и соответствующем счете-фактуре (инвойсе) установлена цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар;
- отсутствуют установленные пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) ограничения по применению метода 1;
- предусмотренные пунктом 1 статьи 19 Закона дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, произведены в полном объеме;
- в случае заявления вычетов из цены сделки декларант правомерно заявил и документально подтвердил вычеты из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар.
6. Цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, может быть включена в общие суммы договоров, например, подряда на строительство промышленных предприятий объектов, зданий и других подобных объектов. Метод 1 применяется для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых по таким договорам, при соблюдении следующих условий:
- цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, выделена из общей суммы договора;
- соблюдены установленные Инструкцией и иными правовыми актами ГТК России требования к документальному подтверждению заявленных сведений о стоимости товаров;
- отсутствуют признаки, указывающие на то, что заявленная цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, зависит от условий договора лизинга, подряда (например, цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, снижена за счет увеличения стоимости услуг, предусмотренных договором).
7. При проверке отсутствия установленных пунктом 2 статьи 19 Закона ограничений по применению метода 1 должностные лица таможенных органов проводят анализ представленных декларантом Документов, в ходе которого проверяют следующее:
- существуют ли ограничения прав покупателя на оцениваемый товар (например, ограничение права перепродажи Товаров), за исключением ограничений, предусмотренных во втором, третьем и четвертом абзацах подпункта "а" пункта 2 статьи 19 Закона;
- зависят ли продажа и цена сделки от соблюдения условий, влияние которых на цену сделки не может быть учтено (например, покупка товара одного наименования, пользующегося высоким спросом, только при условии покупки другого товара с низким уровнем спроса);
- достоверны ли заявленные сведения по вопросу взаимозависимости участников сделки (если наличие взаимозависимости не указано, то необходимо проверить ее наличие; если взаимозависимость установлена, то проверяется отсутствие ее влияния на цену сделки);
- подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости.
8. Данные, использованные декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1, считаются документально подтвержденными, если Документы содержат следующую информацию*(2):
- перечень Товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию;
- требования к качеству товара;
- порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям сделки;
- условия и сроки платежа;
- условия поставки товара;
- условия предоставления скидок к цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если скидки предусмотрены.
9. При отсутствии установленных пунктом 2 статьи 19 Закона ограничений по применению метода 1 должностные лица таможенных органов проверяют необходимость осуществления дополнительных начислений к цене сделки при определении таможенной стоимости. В целях этого проверяется:
- наличие договорных отношений между продавцом и покупателем Товаров, предусматривающих косвенные платежи покупателю продавцу или в пользу продавца третьим лицам (например, платежи за рекламу в счет погашения части стоимости Товаров);
- осуществлялась ли покупателем отдельно от цены сделки оплата (полностью или частично) доставки Товаров до места ввоза (прибытия) на таможенную территорию Российской Федерации;
- предусмотрены ли отдельно от оплаты цены сделки выплаты комиссионных, агентских и иных вознаграждений лицам, действовавшим от имени и (или) по поручению продавца;
- осуществлялась ли покупателем в целях заключения сделки оплата услуг брокера;