- оплачивались ли (полностью или частично) покупателем отдельно от цены сделки контейнеры и (или) другая многооборотная тара, которые в соответствии с ТН ВЭД России рассматриваются как единое целое с Товарами;
- оплачивалась ли (полностью или частично) отдельно упаковка, включая упаковочные материалы и работы по упаковке;
- предусмотрены ли поставки (прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене) покупателем продавцу товаров и услуг, поименованных в подпункте "в" пункта 1 статьи 19 Закона;
- предусмотрены ли по договору купли-продажи (или иному документу, подтверждающему совершение сделки) лицензионные и иные платежи, которые покупатель должен осуществить (прямо или косвенно, продавцу или третьему лицу) в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
- предусмотрено ли получение продавцом какого-либо дохода от любой последующей перепродажи, передачи или использования Товаров.
10. Если в ходе анализа Документов выявлена необходимость осуществления дополнительных начислений к цене сделки, то должностное лицо таможенного органа проверяет:
- произведены ли декларантом начисления при определении таможенной стоимости в полном объеме;
- подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом при осуществлении указанных начислений.
11. Если декларант заявил вычеты из цены сделки, то должностное лицо таможенного органа проверяет:
- предусмотрены ли заявленные вычеты Инструкцией о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости" (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2003, регистрационный номер 5112) (далее - Инструкция о порядке заполнения ДТС);
- подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом при осуществлении указанных вычетов (с учетом требований, установленных Инструкцией и иными правовыми актами ГТК России).
12. Должностное лицо таможенного органа принимает заявленную декларантом таможенную стоимость, если не выявлены установленные пунктом 2 статьи 19 Закона ограничения по применению метода 1 и (или) признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными (см. пункты 15-17 Инструкции).
13. При выявлении установленных пунктом 2 статьи 19 Закона ограничений по применению метода 1 и (или) необходимости уточнения структуры таможенной стоимости должностные лица таможенных органов принимают решение о корректировке таможенной стоимости Товаров*(3).
14. Если представленные Документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости Товаров и от декларанта необходимо получить дополнительные документы и сведения, должностное лицо таможенного органа должно определить круг вопросов, по которым требуется дополнительное документальное подтверждение. На основании поставленных вопросов должностное лицо направляет декларанту письменный запрос с указанием перечня сведений, требующих проверки, и, если возможно, с указанием конкретных запрашиваемых документов. При этом запрашиваются Пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки*(4) (далее - Пояснения), если должностное лицо таможенного органа предполагает, что выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными. Пояснения запрашиваются один раз в отношении условий одной сделки, если такие условия остаются неизменными на протяжении всего срока действия внешнеторгового договора.
15. Одновременно с анализом представленных декларантом Документов таможенный орган в целях выявления риска несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации проводит*(5):
1) сравнение заявленной цены сделки:
- с ценами сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателю, не являющемуся взаимозависимым с продавцом, идентичных или однородных Товаров;
- с ценами реализации на внутреннем рынке Российской Федерации идентичных или однородных Товаров за вычетом:
-- надбавок к цене, обычно производимых для прибыли и покрытия общих расходов,
-- обычных расходов и затрат на перевозку и (или) транспортировку и страхование, а также связанных с ними расходов, понесенных на территории Российской Федерации,
-- всех пошлин, налогов, сборов и иных платежей налогового характера, подлежащих уплате в связи с ввозом Товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их продажей на этой территории;
- со сведениями, полученными от производителя оцениваемых или идентичных Товаров о цене их реализации при продаже от этого производителя;
2) сравнение заявленной величины предусмотренных пунктом 1 статьи 19 Закона дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, с величиной соответствующих затрат и расходов, обычно имеющих место при продаже в Российскую Федерацию Товаров того же класса или вида;
3) сравнение заявленной величины разрешенных вычетов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, с величиной соответствующих затрат и расходов, обычно имеющих место при продаже в Российскую Федерацию товаров того же класса или вида;
4) анализ заявленных декларантом сведений об условиях и обстоятельствах сделки с Товарами с учетом их соответствия обычным условиям торговли, характерным для продажи в Российскую Федерацию товаров того же класса или вида.
16. При проведении сравнений и анализа использование ценовой информации следует осуществлять в строгом соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов. В частности, необходимо учитывать различия в коммерческих условиях продажи, а также расхождения в количестве Товаров и выбранных аналогов для сравнения и анализа.
Сравнение и анализ производятся на основе данных, имеющихся у таможенного органа, в том числе, полученных от вышестоящих таможенных органов, о конъюнктуре рынка отдельных видов товаров, а также полученных от иных органов*(6) данных о среднем уровне прибыли, характерном для рынка товаров того же класса или вида, а также об общих расходах, возникающих в данной отрасли промышленности и (или) торговли.
17. Если по результатам сравнений и анализа выявляются расхождения сведений, заявленных для целей определения таможенной стоимости оцениваемых Товаров, со сведениями, имеющимися у таможенного органа, то это может являться признаком, указывающим на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными. В таком случае согласно пункту 3 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган проводит дополнительную проверку, а выпуск товара осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки.
В рамках дополнительной проверки для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров у декларанта могут быть запрошены дополнительные документы и сведения, в том числе Пояснения, как указано в пункте 14 Инструкции.
18. Должностное лицо таможенного органа принимает решение о корректировке таможенной стоимости Товаров, если по результатам анализа представленных декларантом Пояснений, дополнительных документов и сведений выявлены установленные пунктом 2 статьи 19 Закона ограничения по применению метода 1. Если таких ограничений не выявлено, должностное лицо таможенного органа принимает таможенную стоимость Товаров.
III. Проведение анализа представленных декларантом Пояснений по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки*(7)
19. Пояснения запрашиваются у декларанта в целях подтверждения таможенной стоимости, определенной по методу 1. При проведении анализа полученных Пояснений необходимо:
- либо убедиться в правильности определения заявленной таможенной стоимости и достоверности сведений, относящихся к ее определению;
- либо выявить обстоятельства, по которым должны быть запрошены дополнительные документы и сведения;
- либо выявить установленные пунктом 2 статьи 19 Закона ограничения по применению метода 1.
20. Для принятия решения об отсутствии установленных пунктом 2 статьи 19 Закона ограничений по применению метода 1 должностные лица таможенных органов должны располагать полной информацией об условиях сделки, правах и обязанностях сторон, возможности их взаимного контроля (прямого и косвенного), возможности получения продавцом дохода от реализации товаров на внутреннем рынке Российской Федерации.
Для принятия решения о необходимости осуществления дополнительных начислений к цене сделки или обоснованности вычетов должностные лица таможенных органов должны располагать полной информацией об условиях поставки товаров.
21. В целях получения необходимой информации вопросы в Пояснениях разделены на несколько групп.
Первая группа вопросов касается истории сотрудничества продавца и покупателя. В соответствии с обычаями делового оборота характерно снижение цены товара при длительном сотрудничестве торговых партнеров. Такое снижение может быть выражено в том числе в виде специальной скидки ("на верность продавцу"), соответственно информация этого раздела Пояснений используется для подтверждения обоснованности такой скидки.
Длительность сотрудничества для получения ценовых преимуществ может быть различной и может зависеть как от вида товара, а так и от участников сделки (крупная производственная компания, небольшая торговая фирма и т.п.). В связи с этим ответ декларанта на вопрос о постоянстве сотрудничества продавца и покупателя (графа N 4 "Покупатель и продавец являются постоянными партнерами?") имеет оценочный характер.
Вторая группа вопросов касается выбора и заказа товара. Ответы на эти вопросы наиболее важны при принятии решения о правильности определения таможенной стоимости, если в Документах отсутствует полная информация о наименовании товара и требованиях к нему, как указано во втором и третьем абзацах пункта 8 Инструкции. Некоторые вопросы в этом разделе Пояснений косвенно связаны с выбором оцениваемого товара (например, вопросы о подразделении, занимающемся изучением конъюнктуры рынка). Цель их - проверить достоверность сведений, относящихся к определению таможенной стоимости.
Третья группа вопросов касается непосредственно формирования цены сделки. Если переговоры по формированию цены сделки не проводились, а была принята первоначальная цена предложения, то графы 17 - 25 Пояснений не заполняются. Информация о публичной оферте (графы 26 и 27) необходима для сравнения с имеющейся у таможенного органа ценовой информацией, а также для ее пополнения.
Четвертая группа вопросов касается внешнеторгового договора и условий поставки. Заполнение графы 30 необходимо для того, чтобы установить места таможенного оформления Товаров, ввозимых (ввезенных) по данному договору (если таких мест два и больше). В графе 31 выделены наиболее часто встречающиеся условия, которые могут повлиять на цену сделки, поэтому декларант должен подтвердить их отсутствие, а при наличии условий, указать подробности. Вопросы, содержащиеся в графах 32 - 42, направлены на выяснение достоверности заявленных условий поставки Товаров, дополнительных начислений к цене сделки и вычетов из нее в отношении доставки Товаров. Информация, содержащаяся в ответах на вопросы в графах 41 и 42, может быть использована, если декларант обратится в таможенный орган с заявлением о корректировке таможенной стоимости в связи с выявленным несоответствием сведений о количестве и (или) качестве Товаров (см. раздел IX Инструкции).
Пятая группа вопросов касается реализации Товаров на внутреннем рынке. Информация, содержащаяся в ответах на эти вопросы, может быть использована при контроле таможенной стоимости после выпуска Товаров, в том числе при проведении таможенной ревизии и совместных проверочных мероприятий с налоговыми органами.
22. Если лицо, дающее Пояснения, затрудняется ответить на какой-либо из поставленных вопросов, должностное лицо таможенного органа рекомендует ему указать причины, вызвавшие затруднения, в нижней части соответствующего листа формы Пояснений в графе "Дополнительные данные" или на отдельном листе формата А4 с указанием номера вопроса.
23. Если информация, указанная в Пояснениях, составляет коммерческую тайну, то ее использование таможенными органами должно производиться в строгом соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Российской Федерации.
IV. Общие положения по контролю таможенной стоимости при применении методов, установленных статьями 20 - 24 Закона
24. Решение о невозможности применения метода 1 должно распространяться на все Товары, заявленные декларантом к таможенному оформлению в ГТД (ДТС). Далее оценка производится в соответствии с действующим законодательством с последовательным применением методов, установленных Законом. В зависимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа или декларанта информации при наличии в ГТД нескольких Товаров их таможенная стоимость может быть определена разными методами, установленными статьями 20 - 24 Закона.
Например, в ГТД декларируется три товара (в гр. 5 ГТД цифра "3"). Таможенный орган принял решение о невозможности применения метода 1. При поиске информации для проведения таможенной оценки по товару N 1 декларант представил информацию о цене сделки с идентичными товарами, по товару N 3 - о цене сделки с однородными товарами. У таможенного органа имеется информация для определения таможенной стоимости товара N 2 на основе резервного метода. Указанная информация соответствует условиям применения методов, установленных статьями 20, 21, 24 Закона. Информацией для применения иных методов таможенный орган и декларант не располагают. В результате консультаций по применению методов определения таможенной стоимости декларант выразил согласие применить для товара N 1 - метод по цене сделки с идентичными товарами, для товара N 2 - резервный метод, для товара N 3 - метод по цене сделки с однородными товарами. В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения ДТС декларант заполняет первый лист формы ДТС-2, который содержит сведения, распространяемые на все декларируемые в одной ГТД товары и два вида второго листа ДТС-2. Первый вид второго листа будет заполнен для товаров N 1 и 3, третий вид - для товара N 2.
25. При заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от метода 1, должностное лицо таможенного органа должно убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно. При заявлении таможенной стоимости по методу на основе сложения стоимости проверка обоснованности отказа от метода на основе вычитания стоимости не производится, поскольку указанные методы могут применяться в любой последовательности.