Постановление от 31.10.2003 N 10 "О Правилах пожарной безопасности на морских судах" стр. 2

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.
Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.
9. За противопожарную безопасность несет ответственность:
судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;
ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;
судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.
10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.
11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.
12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).
13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).
15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:
о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;
о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;
об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;
о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.
16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.
На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.
17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.
Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).
Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.
18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:
устройств и конструктивных особенностей судна;
организации пожаротушения на судне;
схем противопожарной защиты;
мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;
стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;
аварийных дыхательных устройств;
личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.
Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.
Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.
19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.
Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.
Частные учения проводятся в составе аварийных партий.
20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.
21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.
22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.
На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.
23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.
Данные о проведении учебных сборов, подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учений со спасательными средствами и содержание проводимых на судне учебных занятий должны заноситься в судовой журнал. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия. (Правило III/19.5 СОЛАС-74).
25. При перевозке опасных грузов до принятия их на борт экипаж должен получить информацию о взрыво- и пожароопасности груза, знать запрещенные и рекомендуемые огнегасительные средства, иметь в наличии и уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, уметь использовать специальные средства тушения пожара применительно к принятому к перевозке грузу.
26. Организация противопожарной подготовки членов экипажа непосредственно на судне и ответственность за ее качество возлагается на капитана судна.
27. На судне в центральном посту управления либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна с указанием для каждой палубы:
размещения постов управления;
расположения огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
помещений, защищаемых системой пожарной сигнализации;
помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположения пожарных кранов;
средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;
систем вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;