- политических, экономических, социально-культурных, правовых, организационных решений, обеспечивающих это движение.
Перечисленные направления следует рассматривать в качестве основных объектов политики обеспечения интеграции Москвы в информационное общество.
1. Развитие технико-технологического фундамента включает:
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города на основе Московской волоконно-оптической сети, обеспечивающей создание, хранение, распространение и использование информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации различного назначения и т.д.);
- совершенствование и развитие базирующейся в Москве системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных фондов и т.п.);
- совершенствование и развитие вычислительных и телекоммуникационных ресурсов и технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность;
- совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и телестудий, кабельное телевидение и т.п.).
2. Формирование индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры подразумевает:
- укрепление и развитие экономического потенциала процессов интеграции города в информационное общество (поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; меры по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, кредитно-финансовая политика на уровне города и т.п.);
- формирование развитых информационных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги;
- приоритетная поддержка производителей и потребителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сфер труда и занятости, здравоохранения, охрана окружающей среды, социального обеспечения, высшего и среднего образования, дошкольного обучения, миграции населения, культуры, быта и досуга и т.п.);
- развитие массовой домашней компьютеризации;
- поддержка систем массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и телекоммуникационных системах нового поколения.
3. С экономической, социально-культурной, правовой и организационной точки зрения предполагается:
- решение проблем интеграции, обусловленных необходимостью выработки общей политики информатизации Москвы как центра информационной деятельности, активно взаимодействующего с Московской областью и регионами страны, в наибольшей степени продвинувшимися по пути к информационному обществу;
- совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации, в том числе на уровне городской политики информатизации;
- совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-политического климата в столице, благоприятного для перехода к информационному обществу;
- совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве оружия, информационного терроризма и информационного криминала.
К основным факторам и проблемам, тормозящим процесс движения города к информационному обществу, можно отнести:
- нестабильность и тяжелое финансовое положение российской экономики в целом и Москвы в частности, отсутствие необходимого и достаточного объема инвестиций в отрасли информатизации и телекоммуникаций;
- неравномерность экономического и информационного развития районов и округов города;
- низкий уровень доходов основной массы трудоспособного населения, определяющий малый платежеспособный спрос на информационные и телекоммуникационные услуги;
- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения.
В обеспечении процесса перехода к информационному обществу ведущая роль принадлежит органам власти и управления городом, которые должны выступать в качестве катализатора происходящих перемен в интересах развития общества и личности, координатором деятельности различных участников процесса перехода к информационному обществу. С этой целью они:
- ведут борьбу с монополизмом и осуществляют контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе;
- юридически и технологически обеспечивают права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантируют гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.);
- гарантируют свободу слова независимо от технологической среды распространения информации;
- принимают меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, распространенных в городе, способствует сохранению языковой и культурной самобытности культурных и этнических сообществ;
- осуществляют и целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога органов власти и горожан.
Содействовать развитию информационного общества органы власти и управления городом могут путем:
- приоритетного развития отраслей, которые могут производить информацию и знание, в первую очередь образования и науки, которые являются базовыми и системообразующими для информационного общества;
- содействия развитию научно-образовательных сетей и использованию ИКТ во всех формах образования;
- содействия созданию новых форм бизнеса, внедрению ИКТ на малых и средних предприятиях, развитию электронной коммерции;
- развития информационных услуг для населения, прежде всего создание системы общественной информации, включающей правовую информацию, информацию о рынке труда, возможностях обучения и повышения квалификации и т.п.;
- создания и развития городских информационных магистралей, обеспечивающих москвичей различными мультимедийными справочными и развлекательными услугами;
- создания системы массового обучения населения работе с компьютерной техникой, распространения информации о новейших ИКТ и их возможностях;
- создания системы конкурсной поддержки проектов, направленных на развитие информационного общества;
- осуществление демонстрационно-просветительских кампаний, пропагандирующих возможности ИКТ для жизни и работы;
- организация системы мониторинга за выделенными индикаторами движения Москвы к информационному обществу;
- включение Москвы в трансевропейскую # сеть государственного управления (Public Administrarion Network), совершенствование комплексной автоматизации управления городским хозяйством;
- поддержка Москвой основных международных инициатив, направленных на формирование информационного общества, например, "Диалог глобальных городов" (Global Cities Dialogue).
Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами: партнерство; выраженная социальная и гуманитарная направленность; прозрачность; учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, властных структур, организаций или секторов экономики; широкая обсуждаемость; регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества; постепенность и поэтапность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества.
Интеграция в информационное общества невозможна без совершенствования работы таких секторов социальной жизни, как занятость (в т.ч. с помощью "телеработы"), образование, здравоохранение (в т.ч. "телемедицина"), помощь пенсионерам и инвалидам на основе предоставления новых видов информационно-справочных и телекоммуникационных услуг для населения.
Полноценную поддержку должны получить те направления информатизации, которые обеспечивают деятельность городских и районных органов власти, безопасности и правопорядка, а также отражают интересы коммерческих структур (автоматизация банков и офисов, управление бизнесом, базы данных коммерческой и деловой информации, маркетинговые системы, средства защиты информации, сетевая распределенная обработка информации и др.).
Политика интеграции строится на тесном взаимодействии с международными инициативами в формировании информационного общества, а также с работами в области формирования развитой информационной среды в Московской области и в ряде регионов страны.
Реализация политики движения к информационному обществу предусматривает перевод решения многих задач на районный уровень. Действенные формы осуществления комплекса социально-значимых информационных услуг (образовательных, медицинских, справочных, развлекательных и пр.) появляются и развиваются снизу. Именно на уровне префектур целесообразно создавать информационно-культурные центры, которые должны служить эффективным инструментом вовлечения населения в процессы формирования информационного общества.
Политике интеграции города в информационное общество должна быть оказана всемерная информационно-пропагандистская поддержка.
Финансовое обеспечение процессов перехода Москвы к информационному обществу базируется на использовании средств городского и районных бюджетов при минимальном использовании средств федерального бюджета, на создании условий для активного делового участия в этих процессах отечественных и зарубежных коммерческих структур. Правительству Москвы предстоит решить проблему льготного кредитования процессов развития информационного общества московскими банками.
Первым шагом к реализации настоящей Концепции должна стать разработка "Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу". Разработку такой программы целесообразно начать в 2001 г. после широкого обсуждения, доработки и принятия настоящей концепции.
Приложение 2
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ