Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 14

К процессу движения Москвы в информационное общество нельзя относиться как к чисто техническому мероприятию по созданию и развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Речь идет о реализации сложного социального проекта, что предполагает постоянный мониторинг и прогнозирование социально-экономических последствий, проводимые, в частности, на основе специально разработанной системы показателей вхождения Москвы в информационное общество.
Любая социально-техническая инновация вызывает целый ряд побочных незапланированных социальных, экономических и психологических эффектов, причем зачастую негативных. Постоянное отслеживание таких эффектов, прогнозирование социальных и экономических проблем позволят вовремя принять адекватные решения и минимизировать негативные последствия.
Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит (особенно в перспективе) за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития.
В решение таких острых проблем г. Москвы как, например, загрязнение окружающей среды и транспортный кризис, может внести свой вклад стратегическая установка на развитие информационного общества, массовое внедрение новых ИКТ, но успешная реализация такого подхода требует серьезных предварительных исследований и социально-экономической проработки.
Адекватное решение этих задач возможно только в рамках специальной службы, на постоянной основе занимающейся такими исследованиями.
Целью деятельности службы мониторинга и прогнозирования является научное обеспечение, всесторонняя социологическая и экономическая проработка городской информационной политики и перспективных управленческих решений, принимаемых в Москве в сфере производства, хранения и распространения информации, информационных технологий, смежных областях и во всех случаях, когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни города.
К задачам мониторинга и прогнозирования можно отнести:
- мониторинг процесса движения Москвы в информационное общество, в том числе на основе анализа системы индикаторов и результатов регулярных опросов населения и экспертов;
- отслеживание и прогнозирование социально значимых (распространенных, устойчиво воспроизводимых, жизненно важных) проблемных ситуаций на уровне города, локальных территориальных сообществ и личностном уровне, вызываемых широким распространением новых ИКТ и интеграцией Москвы в информационное общество;
- формулирование "дерева" социальных целей городской информационной политики;
- разработка и анализ сценариев развития событий в случае принятия тех или иных управленческих решений в сфере ИКТ, включая прогнозирование социально-экономических последствий, анализ ресурсного обеспечения, оценку сценариев;
- социально-экономическая экспертиза проектов развития городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, нормативных актов и программных документов в информационной сфере.
Мониторинг и прогнозирование процесса движения Москвы в информационное общество, социальных последствий развития и широкого использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ. Необходимо создать междисциплинарную группу (с ядром в 5-6 человек), которая на постоянной основе будет заниматься указанными исследованиями и разработками. Организационно оформить эту группу можно созданием подразделения в Московском региональном аналитическом центре, либо в исследовательском институте с опытом соответствующих исследований. Предпочтительным (особенно в начальный период разработки программы и методов исследования) является второй вариант. Финансирование в любом случае должно быть из городского бюджета.
В состав группы должны войти экономисты, социологи, социальные психологи. В создаваемом на постоянной основе коллективе должны быть специалисты-предметники, методист, специалист по проектированию выборок, системный аналитик для подготовки экспертных опросов и прогнозирования, специалист по математическому моделированию социально-экономических процессов, специалисты по прогнозному проектированию, специалист по современным методам компьютерной обработки и анализа результатов социологических опросов, массивов статистических данных и текстов.
Формами представления результатов работы службы должны стать:
- ежегодный сводный аналитический доклад, содержащий результаты мониторинга интеграции Москвы в информационное общество, анализ и прогноз социально-экономических последствий этого развития, а также рекомендации по решениям в информационной сфере;
- целевые доклады, сфокусированные на наиболее важных выявленных проблемах;
- экспертные заключения с результатами социальной экспертизы проектов развития городских информационных систем, проектов других решений в информационной сфере и смежных областях;
- публикации в научных журналах;
- база данных показателей, отражающих масштабы использования ИКТ в Москве в различных сферах деятельности, развитость информационного сектора в экономике Москвы, состояние рынков информационных и телекоммуникационных услуг, положение в различных областях информационной деятельности, социально-экономические последствия вхождения Москвы в информационное общество;
- база данных результатов социологических и экспертных опросов.

5.4.4. Разработка и реализация демонстрационно-просветительских программ и проектов

Успешное движение Москвы к информационному обществу возможно только при широкой общественной поддержке, достаточной информированности населения о возможностях ИКТ, преимуществах и проблемах информационного общества, а также при условии владения широкими слоями населения базовыми навыками работы с современными ИКТ. Для создания этих условий требуется разработать целый ряд демонстрационно-просветительских проектов, в число которых должны войти, в частности, издание научно-популярных книг и буклетов, подготовка просветительских программ телевидения, учебных программ для различных слоев населения, проведение выставок, ориентированных не на специалистов а широкие слои населения, создание в районах города демонстрационных центров с широким доступом к возможностям современных ИКТ.
Цель демонстрационно-просветительских проектов и программ - интенсифицировать информационную активность населения, лежащую в основе его социальной и хозяйственной деятельности, через воздействие на обыденное сознание, используя как мотивацию элементарный интерес.
Разработка и проведение информационной кампании по демонстрации и пропаганде социальных возможностей ИКТ проводится в соответствии с утвержденным приоритетам информатизации города. Кампания организуется городскими властями по принципу смешанного финансирования с участием коммерческого сектора и общественных организаций. Объявляется тендер на лучшие демонстрационно-просветительские проекты и программы.
Программа кампании разрабатывается учеными в содружестве с властями города на основе социологических обследований.

5.5. Совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы на этапе перехода к информационному обществу

Применительно к созданию системы правовых актов, регламентирующих общие вопросы и отдельные аспекты движения Москвы в информационное общество, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:
- детальный анализ действующего московского законодательства в области информатизации с целью выявления степени эффективности и полноты охвата соответствующих объектов регулирования, включая соответствие действующим нормам федерального законодательства;
- определение областей регулирования, нуждающихся в срочной регламентации вследствие наличия пробелов в законодательстве;
- анализ действующих в Москве нормативных правил неюридического характера (локальных, корпоративных, общественных, организационно-технических), применимых к регулированию информационных процессов;
- разработка и утверждение органами государственной власти Москвы соответствующих законодательных актов (кодификационная работа).
Отдельным аспектом законотворческой работы в данной области должно стать заинтересованное изучение опыта зарубежных стран, а также других субъектов Российской Федерации, в законодательном урегулировании вопросов информатизации и информационных технологий.
Безусловно важным критерием при оценке целесообразности принятия того или иного решения должна быть возможность экстраполяции правовой нормы на ближайшее будущее применительно к тем общественным отношениям, развитие которых наиболее вероятно исходит из существующих реалий научно-технического и социального прогресса.
Правовое регулирование процессов создания и использования информационных ресурсов в Москве должно отражать ведущую роль города как административного и информационного центра страны, равно как и вовлеченность информационного пространства Москвы в единое информационное пространство России и формирующееся глобальное информационное общество. С этой целью необходимо признать допустимым не только углубленное развитие положений федерального законодательства по соответствующим вопросам, но и в ряде случаев (когда в законодательстве федерального уровня очевидны внутренние противоречия вследствие несогласованности между собой законодательных актов, принятых в разное время и разными федеральными органами власти), корректировку отдельных нормативных положений федеральных актов с инициированием внесения изменений в такие акты.
Так как большинство действующих в Москве правовых норм по информации и информатизации сосредоточено в нормативных документах (постановлениях и распоряжениях) Правительства Москвы, наиболее важные вопросы в этой области (порядок создания и использования информационных ресурсов, принципы взаимодействия существующих в городе информационных систем и обеспечения их совместимости между собой, правовой статус участников информационных процессов, конкретизация правил деятельности операторов информационных и телекоммуникационных услуг) требуют закрепления в одном или нескольких законах города Москвы.
Одна из важнейших задач при переходе к информационному обществу - обеспечение жителям города права на информацию, составными компонентами которого являются право на беспрепятственный доступ к городским информационным ресурсам, на пользование современными ИКТ, на участие в информационном обмене.
Переход к информационному обществу должен внести существенные изменения в методы и содержание работы по формированию общественного правосознания, по воспитанию и правовому обучению детей и подростков. С одной стороны, это облегчается теми исключительными возможностями, которые могут быть обеспечены современными ИКТ. С другой стороны, это требует значительной перестройки работы всех лиц, вовлеченных в воспитание и образование, причем не только детей и подростков, но и взрослых граждан, которым приходится принимать во внимание новые, прежде не известные технологические и социальные аспекты информационного общества.
Развитие ИКТ позволяет постепенно устранить такое негативное явление как информационное отчуждение граждан от власти, когда население города или страны не имеет доступа к достоверной информации о том, что происходит во властных структурах, а государственные органы также не имеют постоянной обратной связи с теми, чьим интересам они призваны служить (сейчас эта обратная связь фактически сводится лишь к проявлению гражданами своих избирательных прав на выборах). Устранение такого отчуждение более эффективно на уровнях управления, максимально приближенных к конкретному гражданину - жителю района, округа, города. Подлежит закреплению порядок обязательного размещения нормативной и иной общезначимой информации, исходящей от органов городской администрации, в общедоступных информационных сетях и иными способами доведения такой информации до каждого жителя Москвы. Без соблюдения такого порядка содержащие указанную информацию документы не должны иметь юридической силы.
Нормативные акты по информатизации Москвы должны также предусматривать создание и соблюдение механизмов постоянной обратной связи между гражданами и органами власти и местного самоуправления с использованием современных ИКТ и политических технологий.
Еще одним аспектом обеспечения права на информацию как важнейшего правомочия граждан информационного общества является информационная безопасность, недопущение противоправного использования (распространения) персональных данных о гражданах и иной информации конфиденциального характера. К этим проблемам примыкает и вопрос охраны правопорядка в информационной сфере, предотвращения нарушений информационного законодательства, информационной этики. Федеральное законодательство по данным вопросам отсутствует, поэтому принятие городом Москвой соответствующих нормативных актов может продемонстрировать наиболее эффективные способы решения перечисленных проблем как для других субъектов Российской Федерации, так и для федерального уровня в целом.

6. Заключение

Построение информационного общества в России (императив нашего времени. Благодаря своей конструктивности и направленности на все структуры общества, эта идея может сыграть в обществе созидательную, консолидирующую роль. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания, наконец, как средство социально-экономического выравнивания уровня жизни горожан.
Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития - формированию экономики, основанной на знании, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
В настоящее время уже выработаны подходы к разработке концепции построения информационного общества в России, учитывающие особенности российского пути. Естественным лидером здесь видится Москва, и для этого имеется достаточно много объективных условий.
В первую очередь, Москва имеет статус столицы государства, предоставляющий больше возможностей влияния на принятие политических решений и на развитие законодательной и нормативной базы. Москва - один из ведущих мировых центров производства и хранения информации, обладающий к тому же наиболее развитой информационной и коммуникационной инфраструктурой. Она в настоящее время демонстрирует более высокий средний уровень доходов населения и развития наукоемкого производства, весьма динамичное развитие информационного рынка, интенсивное использование новейших средств вычислительной техники, ИКТ и информационных ресурсов.
Москва - крупнейший мегаполис России, а мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии мировых городов, Этому помимо всего прочего благоприятствует и географическое положение города между Западной Европой и Азией.
Переход Москвы к информационному обществу предполагает быстрое и приоритетное развитие в городе базовых компонентов информационной среды общества:
- технико-технологического фундамента движения к информационному обществу;
- индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры;