Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 12

1. Сети доступа должны опираться на кабельную структуру, как обеспечивающую наибольшую надежность, живучесть и безопасность связи. Однако это не означает, что другие методы, например, беспроводные, должны быть исключены. Их использование целесообразно и необходимо там, где кабельные структуры по своей сути не обеспечивают предоставление требуемой услуги (связь с мобильными объектами, временные соединения, вставки в поврежденные кабельные участки и т.п.).
2. В качестве базового метода построения новых сетей доступа в настоящее время целесообразно использовать технологию гибридных волоконно-коаксиальных сетей, предполагающую комбинированное применение оптических кабелей на распределительном сетевом уровне и медных коаксиальных кабелей с полосой пропускания до 1 ГГц - на абонентском.
3. Для предоставления социально-значимых телекоммуникационных услуг (телефония, телевидение) должны использоваться технологии создания сетей доступа, при которых отсутствует необходимость установки у пользователя дорогостоящих абонентских устройств.
4. Для предоставления телекоммуникационных услуг организациям целесообразно в качестве линий доступа использовать оптические кабели как обеспечивающие существенно большую пропускную способность. То же самое касается и жилых помещений, если для этого имеются соответствующие экономические предпосылки.
5. Административным органам Правительства Москвы рекомендуется оказывать особую поддержку при построении сетей доступа организациями, выполняющими работу в соответствии с городскими целевыми программами. Основное бремя затрат по организации предоставления услуг жителям и организациям, не задействованным непосредственно в решении городских задач, целесообразно возложить на коммерческих операторов.
Важным аспектом подготовки "Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" в части проблем развития телекоммуникационной инфраструктуры города является учет соответствующей законодательной базы, в том числе Закона РФ "О связи" и Закона Москвы "О кабельном телевидении", с целью создания в городе условий для цивилизованной конкуренции, динамичного развития и повышения инвестиционной привлекательности этой важнейшей области городской экономики.

4.5.3. Развитие общегородских информационных систем и публичных информационных ресурсов

Работы по созданию и использованию информационных ресурсов в Москве ведутся во всех основным направлениях жизнедеятельности города как государственными органами, так и коммерческими структурами.
К настоящему времени городскими структурами, в основном, завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. В Москве был создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины, тогда как практически отсутствуют городские информационные системы в области культуры и образования, системы информационного обеспечения населения.
Особую проблему представляет собой многообразие существующих в городе систем - федеральных, городских, находящихся в совместном ведении, корпоративных и персональных. Поэтому необходимо скорейшее создание "информационного кадастра" города как дополняющей реестр муниципальных ресурсов структурно описательной характеристики информационного потенциала Москвы. Предлагаемый информационный кадастр должен отражать информационный потенциал столицы в четырехзвенной иерархии: исходный уровень информационных ресурсов города, уровень производства информации в городе для внутреннего потребления, уровень производства информации для внешнего потребления и уровень получения информации городом из внешней среды.
До сих пор не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе систем, отсутствует комплекс стандартов, определяющий характер этого взаимодействия, что препятствует их интеграции в Общегородскую информационную систему. Следует также отметить, что в Москве недостаточно развита нормативно-правовая база, определяющая права собственности, владения, распоряжения, предоставления информационных ресурсов, порядок обеспечения их безопасности.
Для решения перечисленные выше задач городские власти должны направить основные усилия на развертывание программы развития Московской общегородской информационной системы, с приоритетным развитием подсистем для сферы культуры, образования и информационного обеспечения населения.

4.5.4. Конвергенция различных технологий

Одна из новейших тенденций - конвергенция существующих традиционных технологий с Интернет-технологиями, например, объединение телефонной связи с гигантскими возможностями Интернета. Так уже существуют модели сотовых телефонов для путешественников, оснащенные крупными дисплеями, выполненные в водонепроницаемом противоударном корпусе и способные работать в экстремальных условиях. Они позволяют выводить на экран туристические, городские, топографические, автодорожные и гидрографические карты и другую навигационную информацию, сообщают о местоположении, скорости, направлении и времени движения, о номерах дорог, ключевых пунктах и протяженности пути. Появляются также телефоны, управление которыми осуществляется голосом (например, голосовой браузер Voyager американской фирмы Nuance Communications) и множество других разработок.
Одним из примеров является создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (Web-TV), направленных на создание интерактивных телевизионных передач с использованием обратной связи телевизионно-компьютерного устройства с телестудией через Интернет.
Последнее время в Москве также появились первые реализации проектов, направленных на конвергенцию существующих традиционных технологий с Интернет-технологиями, в первую очередь IP-телефония в Интернет и с помощью Интернет; телевизионное вещание через Интернет (например, проект канала "ТВ-Центр" и компании Sun Microsystems); IP-радио (вещание радиостанций через Интернет, например, проект радиостанции "Говорит Москва" и Научно-образовательной сети FREEnet); создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (например, проект "Телеком" компании "Рикор-Электроникс"); интеграция СМИ и Интернет (интерактивное ТВ, виртуальные издательства); интерактивные применения мультимедиа (видеоконференции, дистанционный мониторинг, дистанционные обучение и образование, телемедицина); перенос в Интернет деловых операций и стандартов (электронная коммерция во всех ее разновидностях).
Как правило, на данной стадии реализованы только пилотные проекты, экономическая целесообразность которых должна быть проверена временем. В то же время, данное направление во всем мире считается одним из самых перспективных для возможных инвестиций, поэтому московскому правительству следовало бы запустить специальную программу, способствующую освоению и развитию новейших ИКТ, с целью максимальной конвергенции функций телефона, радио, телевидения, передачи данных в одном цифровом потоке.

4.6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г. Москве

Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений.
Информатизация в городе Москве как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством России, включающем достаточно большое число законодательных и иных актов. К их числу можно отнести Федеральный закон базового характера "Об информации, информатизации и защите информации", а также закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене". В то же время как упомянутые законы, так и иные законодательные акты Российской Федерации, принятые довольно давно (в начале 90-х годов), до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. Это усугубляет относительную низкую эффективность правового регулирования вопросов информатизации на федеральном уровне.
Исходя из конституционного положения о том, что в ведении Российской Федерации находится только "федеральная информация и связь", а вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ, вопросы "информации" (информатизации, информационных ресурсов) Москвы находятся в компетенции города как субъекта РФ.
Нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием кодификации и системности в их принятии.
По видам нормативные акты Москвы в указанной области подразделяются на немногочисленные законы города, имеющие частичное отношение к вопросам информатизации, а также более широко представленные постановления и распоряжения Правительства Москвы.
По тематике московское законодательство по информатизации затрагивает как некоторые вопросы общего порядка (о Программе информатизации Москвы, принятой еще в 1993 г., об органах по информационной политике), так и частные проблемы более прикладного характера (мониторинг земель и окружающей среды, создание автоматизированных систем управления и связи для городских органов и учреждений власти, об информационных системах управления административно-территориальными подразделениями города, и т.д.).
Таким образом, налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным важным предметам регулирования, что требует скорейшего устранения.
Говоря о таком специфическом объекте нормативного регулирования, как информационные отношения, нельзя не отметить принципиальную возможность, а в ряде случаев и насущную необходимость установления норм и правил, применимых к информационным процессам, путем санкционирования уже сложившихся норм неюридического характера (в частности, правил и регламентов организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации), а также норм организационно-технического характера. В условиях перехода к информационному обществу применение подобных норм "общественного" характера не только происходит на практике, но и должно быть легализовано (узаконено).
Исходя из основных принципов Концепции, целями совершенствования нормативно-правовой базы, действующей в Москве, должны стать следующие:
- создание стройной и консолидированной системы правовых актов, регулирующей процессы формирования и использования информационных ресурсов, а также информационный обмен, в том числе международный и межрегиональный;
- закрепление политики государственной поддержки интеграции города, его информационных и иных систем в информационное общество;
- обеспечение жителям Москвы конституционного права на информацию путем законодательного закрепления соответствующих административных и организационных механизмов.

5. Первоочередные мероприятия, обеспечивающие реализацию концепции движения Москвы в информационное общество

5.1. Создание экономических механизмов

Создание в Москве благоприятных условий для движения к информационному обществу требует развития оправдавших себя и формирование новых экономических механизмов.
Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города, формирование индустрии информационных и телекоммуникационных услуг требуют значительных финансовых средств. Существенное использование средств городского и районных бюджетов, не говоря о федеральном, не представляется возможным. Поэтому в условиях продолжающихся экономических реформ, в частности, дальнейшей приватизации телекоммуникационного сектора и роста объемов продаж на рынке средств информатизации, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг, основное внимание должно быть уделено привлечению инвестиций от отечественных и зарубежных коммерческих структур, а также средств населения. Представляется необходимым активное деловое участие коммерческих структур в реализации проектов общегородского и районного уровней.
Можно выделить 5 основных направлений развития экономических механизмов:
1. Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Должны быть предусмотрены гарантии Московского правительства на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональная политика регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм.
2. Создание привлекательных условий для отечественных коммерческих структур. Для ряда проектов предполагается использовать средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов. В качестве одного из условий привлечения инвестиций предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города. Должны быть пересмотрены некоторые положения налоговой и таможенной политик, направленные на выравнивание условий для отечественных и зарубежных инвесторов. Следует рассмотреть возможность снижения налогооблагаемой базы на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию проектов программы движения Москвы к информационному обществу.
3. Разработка комплекса мероприятий, позволяющих привлечь средства населения, прежде всего, в области образовательных, медицинских, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для общественных культурно-информационных центров и отдельных категорий домашних пользователей должны быть предусмотрены льготы по сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, по приобретению отдельных программных и информационных продуктов, а также списанной в государственных организациях устаревшей вычислительной техники, снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров Интернета. Экономическое стимулирование пользователей должно рассматриваться как мера, ничуть не менее важная, чем стимулирование производителей или посредников информационных и телекоммуникационных услуг.
4. Разработка системы протекционистских мер для отечественных производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств, систем сервисной поддержки процессов компьютеризации и информатизации, разработчиков прикладных программ, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг. Должно быть предусмотрено гибкое регулирование тарифов на использование общедоступных телефонных сетей. Преференции отечественным производителям должны включать меры по льготному кредитованию московскими банками под гарантии городского правительства. Должны быть предусмотрены специальные налоговые льготы, в том числе долговременные, для тех отечественных предприятий с различной формой собственности, которые активно участвуют в реализации проектов программы движения Москвы к информационному обществу (полное или частичное освобождение от уплаты НДС и др.).
5. Для отдельных социально важных проектов информационных систем и инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг (службы занятости, пенсионное и социальное обеспечение и пр.), особенно на первом этапе, следует предусмотреть целевое бюджетное финансирование при рациональном распределении средств из городского и районного бюджетов. Должен быть предусмотрен жесткий контроль городского правительства и префектур за расходованием этих средств.
Практическая реализация указанных экономических механизмов потребует совершенствования нормативно-правовой базы, решения ряда вопросов, входящих в компетенцию федерального правительства. Тем не менее, многие решения по стимулированию участия в программе движения Москвы к информационному обществу государственных организаций, отечественных и зарубежных, коммерческих структур и населения, а также по адресному финансированию проектов и программных мероприятий могут быть осуществлены органами городской власти.

5.2. Обеспечение общественной поддержки идеи информационного общества

Стратегическим фактором интеграции города в информационное общество является обеспечение поддержки этой идеи москвичами. Без заинтересованности и участия широких слоев населения города скорость движения к информационному обществу будет невысокой и процесс этот будет неэффективным. Высокообразованные и социально активные группы населения мало нуждаются в пропаганде современных возможностей, т.к. в большинстве своем они относятся к числу активных пользователей ИКТ. Задача городских властей - разъяснять возможности ИКТ и преимуществ жизни и работы в информационном обществе людям со средними доходами и низкодоходным группам, в которых сосредоточена большая часть населения города. Большинство городских детей, являющихся основной движущей силой развития информационного общества, живут в малообеспеченных семьях.
Основа поддержки идеи информационного общества москвичами - обеспечение москвичам массового дешевого (а в случае принадлежности к социально ущемленным группам бесплатного) доступа к современным ИКТ.
Возможные формы обеспечения поддержки москвичами идеи информационного общества сводятся к четырем основным:
- проведение общегородских и районных демонстрационно-просветительских кампаний, пропагандирующих индустрию современных информационных услуг;
- развитие домашней телематике и пропаганда возможностей домашнего использования ИКТ;
- создание сети публичных точек доступа к современным ИКТ и электронным информационным ресурсам на базе существующих сетей публичных библиотек и других общественных учреждений города;
- совершенствование курсов школьной и вузовской информатики за счет придания им перспективы социального использования ИКТ.

5.3. Разработка системы индикаторов движения Москвы в информационное общество