Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 11

Хотя на Московский регион приходится около 70% домашних компьютеров в стране, развитие домашней компьютеризации сдерживается низким уровнем доходов широких слоев населения, ограничивающим платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малой доступностью для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитостью информационных потребностей и низкой компьютерной грамотностью населения. В этих условиях необходимо создание специализированной инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг, предназначенных для домашнего, индивидуального и семейного потребления. Такая инфраструктура должна предусматривать создание и развитие предметно-ориентированных баз и банков данных, аппаратно-программных и коммуникационных средств, методов и технологий их использования, систем поддержки домашней компьютеризации.
Для пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к различным предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям, в том числе по видам информации - справочной, социальной, профессиональной, деловой, научно-технической, культурно-образовательной, учебной, развлекательной.
Имеющиеся сегодня на рынке сертифицированные аппаратно-программные средства практически полностью пригодны для домашней компьютеризации, однако, необходима поддержка разработки и распространения упрощенных интерфейсов "ЭВМ - пользователь" и ориентированных на домашнее использование специализированных программных продуктов (например, ведения домашнего хозяйства, формирования домашних электронных архивов и библиотек, а также по обеспечению безопасности домашнего компьютера).
Существующие современные сети и коммуникационные средства там, где предоставляют населению выход на местные, региональные и международные линии связи, обеспечивают пользователю домашнего компьютера доступ к необходимым ему общедоступным информационным ресурсам и получение различных услуг. Однако более полная реализация этих возможностей зависит от развития общедоступных опорных компьютерных сетей с выходом в Интернет, в том числе на основе кабельного телевидения, и отчасти от оснащения строящихся зданий средствами подключения домашнего компьютера к линиям связи ("электронная розетка").
Должны быть разработаны специализированные методы и технологии, облегчающие использование домашнего компьютера непрофессиональным пользователем.
Эффективное использование и развитие массовой домашней компьютеризации возможно только при наличии развернутой системы поддержки, многие элементы которой в настоящее время имеются. Такая система должна обеспечивать следующие функции:
- индивидуальное и коллективное обучение всех категорий пользователей, не обладающих достаточным уровнем компьютерной грамотности;
- развитие сети межшкольных центров распространения компьютерной грамотности, а также центров подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатики;
- проведение маркетинговых исследований, активной информационно-разъяснительной работы и рекламы домашней компьютеризации;
- создание системы фондов комплектации и распространения прикладных программ домашнего пользования;
- развитие системы предоставления широкого спектра услуг пользователю домашнего компьютера (оплата услуг, продажа товаров, распоряжение вкладами, заказ билетов и т.п.);
- создание локальных опорных центров выхода в общедоступные компьютерные сети для предоставления Интернет-услуг домашнему пользователю.
В настоящее время значительная часть работ по развитию предметно-ориентированных баз и банков данных и электронных изданий, созданию аппаратно-программных средств и коммуникационных сетей, методов и технологий использования домашнего компьютера и по развитию системы поддержки массовой домашней компьютеризации осуществляется коммерческими структурами. Экономическое стимулирование этих структур является важным условием успешного развития массовой домашней компьютеризации.
Для объединения усилий предпринимательских структур, координации их деятельности в области домашней компьютеризации, привлечения инвестиций и проведения информационно-разъяснительной и образовательной работы, целесообразно создание организационной структуры, объединяющей как производителей и распространителей технических средств, информационных и программных продуктов и услуг, так и пользователей домашних компьютеров. Как вариант, это может быть ассоциация домашней компьютеризации. Московское правительство могло бы выступить в качестве одного из учредителей этой ассоциации. В нее могут войти государственные организации и предприятия, фирмы и их объединения, распространители продукции для домашней компьютеризации, провайдеры сетевых услуг, операторы связи, издатели компьютерной прессы, а также представители пользователей домашних компьютеров. В состав ассоциации могут войти учреждения и организации, связанные с разработкой продукции для домашней компьютеризации, вузы и общественные организации.

4.5. Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы

Как и любая другая инфраструктура большого города, телекоммуникационная инфраструктура Москвы является важным градообразующим элементом. Уровень развитости телекоммуникационной инфраструктуры в значительной степени определяет развитие города в целом, в том числе в таких важнейших областях, как деловая активность, управляемость, социальная защищенность, широко понимаемая безопасность, инвестиционная привлекательность, комфортабельность жизни горожан.
Общепринятым является деление телекоммуникационной инфраструктуры города на магистральные сети и на сети доступа.
Магистральные сети предназначены для транспортировки больших потоков информации между узлами сети в интересах телекоммуникационных операторов или крупных корпоративных структур. Услуги, предоставляемые с помощью магистральной телекоммуникационной инфраструктуры города, называют транспортными услугами связи, а сами элементы магистральной инфраструктуры - магистральными или транспортными сетями. В каждом канале современной магистральной сети циркулирует информация множества пользователей.
Сети доступа, в свою очередь, предназначены для подключения конечных пользователей к магистральным сетям с целью предоставления им конкретных телекоммуникационных услуг. В каждом канале сети доступа циркулирует, как правило, информация одного пользователя или ограниченной группы территориально (или организационно) объединенных пользователей.
Следует иметь в виду, что деление телекоммуникационной инфраструктуры на магистральные сети и сети доступа является достаточно условным. Например, крупные коммерческие или государственные организации, прокладывая в городе собственные волоконно-оптические линии связи, строят собственные корпоративные сети, которые зачастую не удается разделить на транспортную компоненту и сеть доступа. Однако для анализа состояния городской телекоммуникационной инфраструктуры ее разделение, пусть даже и условное, на магистральные сети и сети доступа является необходимым.

4.5.1. Развитие магистральной телекоммуникационной инфраструктуры Москвы

Магистральная компонента телекоммуникационной инфраструктуры Москвы имеет особое значение. Прежде всего, это наиболее динамично развивающаяся составляющая телекоммуникационной инфраструктуры. По существу за последние 10 лет в столице произошло замещение старых магистральных сетей на новые универсальные волоконно-оптические сети, способные решать задачи любой сложности по транспортировке информации в пределах города. В этот период усилиями нескольких городских операторов в Москве построены волоконно-оптические сети общей протяженностью несколько тысяч километров каждая. Владельцами и операторами крупнейших магистральных сетей являются МГТС, "Московская телекоммуникационная корпорация" (КОМКОР), Макомнет, МТУ-Информ. Некоторые операторы имеют волоконно-оптические сети существенно меньшей протяженности (Комстар, Совинтел, АСВТ, Глобал Один и другие).
Разные операторы волоконно-оптических сетей Москвы по-разному позиционируют свою деятельность по предоставлению транспортных телекоммуникационных услуг.
МГТС фактически не предоставляет транспортных услуг другим компаниям, используя свою волоконно-оптическую сеть в основном для обеспечения межстанционных соединений в рамках принадлежащей МГТС телефонной сети. Являясь фактическим монополистом в области предоставления телефонных услуг в Москве для частных клиентов (т.е. для физических лиц, использующих квартирные телефоны), МГТС концентрируется на развитии именно этих услуг.
Промежуточное положение на городском телекоммуникационном рынке занимают такие компании, как МТУ-Информ, Совинтел (в кооперации с другими российскими компаниями группы Голден Лайн), Комстар, Глобал Один. Эти компании, как и МГТС, ориентируются на предоставление телефонных услуг, но на другом, корпоративном сегменте рынка. В отличие от МГТС эти компании предоставляют пользователям более широкий спектр телекоммуникационных услуг, в том числе предоставляют услуги передачи данных и доступа в Интернет, главным образом, для корпоративных клиентов. Для подключения телекоммуникационных узлов (в том числе офисных телефонных станций) клиентов к своей сети, а также к междугородным и международным телекоммуникационным сетям, эти компании используют мощные транспортные технологии связи в рамках собственных сетей, дополняемых по мере необходимости каналами, арендованными у других операторов городских транспортных сетей.
Иначе позиционируют свою деятельность компании КОМКОР и Макомнет, которые специализируются именно на предоставлении транспортных услуг связи, оперативно организуя новые логические каналы для пропуска информационных потоков клиентов по своим сетям в пределах города. Поскольку деятельность этих компаний в наибольшей степени определяет облик магистральной инфраструктуры города, важно понимать особенности этой области связи, чтобы выстроить правильную стратегию развития телекоммуникационной инфраструктуры города в интересах реализации программы движения Москвы в информационное общество.
Одна из важных особенностей транспортных телекоммуникационных услуг состоит в том, что они, в принципе, не могут быть высокорентабельными. Достижение достаточной экономической эффективности проектов создания магистральных сетей всегда вызывает сложности по следующим двум взаимосвязанным причинам.
Транспортные услуги по своей природе являются оптовыми услугами, т.е. такими услугами, которые предоставляются либо некоему посреднику, который перепродает их конечным пользователям, либо крупным корпоративным клиентам, которые также ориентируются на оптовые цены. К тому же, при предоставлении транспортных услуг существенно сложнее вводить новые виды экономически эффективных услуг, особенно так называемые "добавленные услуги на сетях" (value added network services), которые обычно реализуются на программном или информационном уровне, в то время как новые транспортные услуги обычно требуют нового оборудования.
Среди проектов создания телекоммуникационной инфраструктуры проекты создания транспортных сетей имеют наиболее низкий порог вхождения в бизнес. Создание транспортной инфраструктуры любого масштаба стоит существенно дешевле, чем создание инфраструктуры сетей доступа того же масштаба. Поэтому на рынке транспортных телекоммуникационных услуг неизбежна наиболее жесткая конкуренция, которая, во взаимосвязи с обстоятельствами, рассмотренными выше, затрудняет достижение экономической эффективности подобных проектов.
Несмотря на изложенные выше причины, некоторые проекты создания транспортной телекоммуникационной инфраструктуры получили в Москве значительное развитие. Наиболее продвинутым из подобных проектов является проект создания Московской волоконно-оптической сети (МВОС), реализуемый корпорацией КОМКОР. Подход КОМКОР к реализации проекта МВОС был традиционным с точки зрения ее строительства с использованием кабельной канализации, принадлежащей МГТС, в отличие от проекта компании Макомнет, ориентированного на прокладку кабелей в тоннелях московского метрополитена. Важной особенностью проекта создания МВОС было то, что он был одобрен Правительством Москвы, поддержавшим идею создания телекоммуникационной инфраструктуры, ориентированной в первую очередь на обеспечение органов управления городом современными средствами связи. В результате проект создания МВОС получил статус городской целевой программы, а в деятельности МВОС большую долю составляет городской заказ на телекоммуникационное обслуживание различных структур, финансируемых из городского бюджета. На базе МВОС созданы территориальные сети Мэрии и префектур, созданы системы обработки финансовой информации департамента финансов, казначейства и налоговой полиции; функционируют сети налоговой полиции, ГУВД, судов, прокуратуры, МЧС, пожарной службы, органов здравоохранения (поликлиники, скорая помощь, аптеки).
Не все транспортные сети московских операторов реализуют весь набор транспортных услуг. Например, только магистральная сеть МВОС имеет в своем составе транспортную сеть кабельного телевидения, которая уже сейчас используется компанией КОМКОР-ТВ для предоставления москвичам высококачественных телевизионных услуг, а также может быть использована другими операторами кабельного телевидения. Уникальность этой функции транспортной сети компании КОМКОР стала особенно очевидной после пожара на Останкинской телебашне.
Создание МВОС может служить примером эффективной городской стратегии по стимулированию развития транспортной телекоммуникационной инфраструктуры. В разрабатываемой "Комплексной программе движения Москвы в информационное общество" предполагается сформулировать рекомендации по дальнейшему совершенствованию стратегии города по развитию магистральных телекоммуникационных сетей.
1. Городские власти должны активно и конструктивно участвовать в проектах, связанных с созданием транспортной телекоммуникационной инфраструктуры, поскольку она имеет практически такое же большое значение для города, как автомобильная транспортная инфраструктура Москвы (скоростные автомобильные магистрали), метрополитен, внутригородские высоковольтные линии электропередачи, магистральные канализационные системы и коллекторы.
2. Город должен иметь обоснованную долгосрочную программу развития городского заказа на использование магистральной телекоммуникационной инфраструктуры в той ее части, которая необходима для органов городского управления, органов обеспечения общественной безопасности и организаций социальной сферы (школы, больницы, поликлиники, библиотеки и т.д.).
3. Развитие транспортных городских телекоммуникационных сетей должно быть увязано с различными федеральными программами, в том числе программами развития образования и здравоохранения, а также развития высокотехнологичных экспортно-ориентированных отраслей экономики, которые имеют в своем составе разделы, связанные с развитием телекоммуникации в стране.
4. Необходимо дальнейшее совершенствование городской законодательной базы и нормативных документов, имеющих отношение к проблеме создания и эксплуатации магистральных телекоммуникационных сетей, с целью недопущения или уменьшения отрицательного влияния монополизма в этой области (например - монопольного владения МГТС городской кабельной канализацией) и повышения инвестиционной привлекательности этой важнейшей компоненты городской инфраструктуры.

4.5.2. Развитие сетей доступа

Сети доступа представляют собой наиболее разветвленную часть иерархических телекоммуникационных систем, обеспечивающую сопряжение оборудования пользователей с магистральными сетями, по которым передается информация многочисленных пользователей в виде мощных транспортных потоков.
Структурно сети доступа состоят из распределительной части, включающей в себя систему соответствующих распределительных станций, связанных соединительными линиями с узлами магистральной сети, а также системы абонентских линий, по которым осуществляется взаимодействие распределительных станций с сетевым оборудованием пользователя.
Первые сети доступа строились по классической древовидной структуре на базе многожильных медных кабелей и предназначались, в основном, для телефонии и радиотрансляционного вещания. С появлением телевидения к квартирам пользователей был подведен коаксиальный кабель. В офисные помещения, кроме вышеуказанных линий, иногда вводились кабели сети абонентского телеграфа и телефонной сети "Искра". Такая терминальная структура сетей доступа, построенная еще в пятидесятых годах, сохранилась в Москве по настоящее время, однако она не отвечает современным требованиям с точки зрения как номенклатуры предоставляемых услуг, так и их качества.
Проблема "последней мили" - одна из самых острых проблем телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. Современное ее решение - создание универсальной абонентской линии. Телефонные компании, имея разветвленную инфраструктуру телефонной сети, предлагают для этой цели использовать медную пару, соединяющую квартиру с АТС. Основанием для таких предложений явились успехи в развитии технологии xDSL. Недостатком предложения "телефонистов" по использованию медной пары в качестве единой абонентской линии является то, что пропускная способность 50-60 кбит/с является физическим пределом для подобных систем. Однако такой скорости передачи явно недостаточно для предоставления всех видов телекоммуникационных услуг. Кроме того, телефонная проводка МГТС из-за своего низкого качества не позволяет в полной мере использовать преимущества технологии xDSL без серьезной реконструкции. Поэтому использование телефонной линии в качестве универсального абонентского ввода в квартиру имеет ограниченные перспективы.
Если не принимать во внимание радиотрансляционную абонентскую пару, которая даже по технологии разводки совершенно не пригодна для выполнения поставленной выше задачи, то из трех вводимых сейчас в квартиры москвичей линий остается только коаксиальный телевизионный кабель. Но и его использование проблематично, поскольку качество устаревших коаксиальных сетей и их пропускная способность явно не отвечают требованиям современной универсальной абонентской линии.
Хотя существующие городские сети доступа будут еще долго использоваться, назрела настоятельная необходимость их коренной модернизации путем ввода в квартиры москвичей новых современных абонентских линий.
В настоящее время имеется несколько базовых технологий построения сетей доступа. Некоторые технологии основаны на использовании только волоконно-оптических кабелей, есть технологии, основанные на комбинации волоконно-оптических и коаксиальных кабелей. Имеются проекты решения проблемы абонентского доступа с помощью радиосредств, инфракрасной техники, передачи сигнала с помощью лазерного луча в пределах прямой видимости.
Вводить в квартиры волоконно-оптические кабели пока слишком дорого и экономически не целесообразно. Однако для офисных помещений это вполне допустимо.
Одной из наиболее перспективных типов квартирных абонентских линий являются новые коаксиальные сети. Современные недорогие коаксиальные кабели обеспечивают высококачественную передачу сигнала в полосе шириной порядка 1 ГГц (полоса 47-862 МГц предназначена для передачи сигналов в квартиру, а 5-30 МГц - для обратной передачи с целью обеспечения интерактивности). Это вполне достаточно для удовлетворения спроса на перспективные телекоммуникационные услуги.
В настоящее время во всем мире предпочтение отдается комбинированному использованию оптических (на распределительном уровне) и медных коаксиальных (на абонентском уровне) кабелей связи. Это так называемые гибридные волоконно-коаксиальные сети, оборудование для которых в настоящее время широко представлено на телекоммуникационном рынке. Комбинация оптоволокна и коаксиального кабеля позволяет передавать огромные массивы информации при сравнительно небольших затратах на реализацию сетей доступа. Такая комбинация очень хорошо согласуется с иерархической структурной сетей, когда объем передаваемой информации возрастает во много раз при переходе от нижнего сетевого уровня к верхнему.
Важным аспектом в связи с рассмотрением проблемы развития сетей доступа является обеспечение конкуренции многих операторов на базе различных технологий реализации сетей доступа. Предоставление услуг по телефонным абонентским линиям, по старым коаксиальным кабелям, по новым волоконно-коаксиальным сетям, по технологии "домовая локальная сеть" и по перспективным беспроводным технологиям дополняют друг друга, предоставляя пользователям возможность выбора между услугами, отличающимися по стоимости, по номенклатуре реализуемых функций и по их качеству.
Следует также иметь в виду следующее важное обстоятельство. В процессе развития транспортных волоконно-оптических сетей их топология становится настолько разветвленной, что доля сетей доступа в общей телекоммуникационной инфраструктуре заметно сокращается. С другой стороны, происходит сближение технологий современных сетей доступа с технологиями построения магистральных сетей. Например, в одном коаксиальном кабеле гибридной волоконно-коаксиальной сети передается информация, предназначенная не для одного пользователя, а для объединенной по территориальному признаку группы пользователей (причем речь идет не о телевизионных сигналах, а информационных потоках, связанных с доступом к Интернет и цифровой телефонией). Это значит, что входящий в квартиру коаксиальный кабель перестает быть абонентской линией в ее традиционном понимании. Другим примером могут служить внутридомовые сети, построенные на "витой паре" по принципу компьютерных локальных сетей с целью обеспечения доступа к Интернет. Таким образом, происходит очевидное сближение технологий построения магистральных сетей и сетей доступа, что является важной тенденцией развития телекоммуникационной инфраструктуры в целом.
В Программе предполагается детально обосновать следующие рекомендации по формированию политики администрации города в части построения сетей доступа: