Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем:
- пациенты, независимо от места проживания, могут быть на месте и в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов;
- совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней.
Настало время приступить к разработке стратегии действий по развитию телемедицины в стране и в Москве. Реализация стратегии состоит из несколько этапов и направлений:
- обобщение и анализ быстро нарастающего международного и небольшого, но собственного опыта по использованию телемедицины;
- научная и образовательная деятельность, включающая проведение распределенных симпозиумов и видеоконференций, совместные исследования, различные формы дистанционного обучения и сертификации.
- консультации и диагностика в отсроченном режиме или в режиме "онлайн", до- и постгоспитальное наблюдение, мониторинг операций и состояний;
- привлечение медицинских профессиональных ассоциаций к созданию стандартов и алгоритмов обследования, установлению однозначности в понимании симптомов, терминов и понятий;
- правовое обеспечение телемедицины.
4.3.4. Культура
В отрасли культуры в городе по существу сложилась ситуация, при которой производители и пользователи гипотетически располагают оптимальной возможностью предоставления и получения необходимой информации культурного характера, в том числе с использованием современных ИКТ. В реальности этому препятствует недостаточное развитие информационной инфраструктуры отрасли.
Сфера культуры в настоящее время отличается многоукладностью: наряду с государственными существуют ведомственные, некоммерческие, частные и др. учреждения, творческие коллективы и объединения. В городе имеется лишь несколько фактически изолированных информационных систем по культуре и искусству, обеспечивающих информацией по достаточно ограниченной тематике лишь определенные контингенты пользователей. Информация, предоставляемая периодическими и справочными изданиями, имеет ограниченный характер: отражается репертуар театров на предстоящий месяц, сведения о музейных экспозициях, клубных встречах и т.п., причем лишь об очень небольшой их части.
Можно констатировать, что в Москве наметилось особенно большое отставание в области создания информационных систем для культуры. Отсутствуют информационные системы сети муниципальных библиотек Москвы, практически не начата информатизация московских музеев, галерей и др. организаций культуры.
Весьма низкий уровень обеспечения потребности учреждений культуры и горожан в необходимой информации культурного характера диктует необходимость создания общедоступной системы информации о культурной жизни города, что коррелирует с проектом ЮНЕСКО, направленным на создание баз данных о культурных событиях в столицах мира и рекомендующим властям всех уровней обеспечить поддержку сбора, хранения и распространения такой информации. Использование опережающей информации заинтересованными организациями и частными лицами обеспечит координацию гастрольного и выставочного обмена, привлечение дополнительных средств на подготовку и проведение культурных мероприятий.
Создание такой системы информации о культурной жизни города соотносится с общими тенденциями развития культуры. Так концепция развития культуры и искусства Российской Федерации предусматривает решение задачи по "созданию объективных условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства для всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности".
Содействие развитию культуры на пути движения Москвы к информационному обществу должно заключаться в обеспечении интеграции информационных ресурсов отрасли, эффективного обмена информацией между ее учреждениями. Особое внимание следует уделить обеспечению возможности виртуального посещения московских библиотек, музеев, галерей, художественных выставок, концертов и т.д. С этой целью необходимо скорейшее формирование специальной городской программы информатизации отрасли культуры, включающей в качестве первоочередных задач создание распределенных информационных систем библиотек Москвы и московских музеев.
4.3.5. Информатизация городского управления
В Москве накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Городские структуры осуществляют ведение большого числа информационных систем для нужд Мэрии Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных Управ, комплексов и департаментов Правительства Москвы.
В Москве к 1999 г. завершено более 70 крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем, наиболее значимыми из которых являются создание и внедрение АИС территориального управления, создание единого оцифрованного цветного изображения территории г. Москвы в пределах МКАД по результатам аэрофотосъемки, внедрение и дальнейшее развитие общегородской информационной системы ЗАГС, создание, ведение и развитие Государственного градостроительного кадастра Москвы и ряд других.
Для ранее созданных и эксплуатируемых систем характерен высокий уровень автоматизации управленческого труда и компьютерной грамотности управленцев различного ранга. При создании систем использованы технологии открытых систем, позволяющие обеспечить маштабируемость созданных систем при изменении требований пользователей, применяются программные средства интеграции данных и облегчающих объединение отдельных подсистем, созданных в разное время муниципальными службами.
В процессе создания информационных систем для муниципального управления и местного самоуправления накоплено значительное число информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства. Кроме того, в городе имеется большое число высококвалифицированного персонала, обладающего опытом построения сложных распределенных информационных систем в оборонной отрасли и в области государственного управления.
Сложился порядок организации работ, при котором государственным заказчиком выступает Департамент экономической политики и развития г. Москвы (ДЭПиР), формирующий ежегодные планы работ по информатизации в Москве, утверждаемые Межведомственной комиссией по информатизации. В качестве заказчиков по отдельным проектам в области создания городских информационных систем выступают ДЭПиР, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" и некоторые другие уполномоченные Правительством Москвы организации.
В то же время следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем муниципального управления и местного самоуправления, неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы.
Достигнутые в ходе выполнения предыдущих программ по информатизации городского управления результаты позволяют перейти к новому этапу создания информационных систем - созданию интегрированной системы управления городом, соответствующей требованиям концепции "электронной власти" и "электронного учреждения". Основными направлениями работ являются:
- Создание общегородской системы управления работами по информатизации и отраслью информационных услуг.
- Централизация и ускорение работ по общесистемному обеспечению городской информационной инфраструктуры.
- Продолжение развития отраслевых информационных систем и аттестация всех отраслевых учреждений на соответствие требованиям к "электронному учреждению".
- Интеграция отраслевых информационных систем между собой, а также с общегородскими и территориальными информационными системами.
- Создание комплексных, интегрированных с общегородскими и отраслевыми системами, территориальных автоматизированных информационных систем (ТАИС).
- Создание единого общегородского корпоративного информационного портала.
- Создание общегородского публичного информационного портала, интегрированного с другими публичными информационными системами.
Одним из важнейших направлений является общесистемное обеспечение городской информационной инфраструктуры. За последние годы здесь проделан большой объем работ. Разработан системный проект развития общегородской информационной системы, начался процесс интеграции информационных систем на межкомплексном уровне, в частности, систем Комплекса городского хозяйства и Комплекса по имущественно-земельным отношениям, разрабатывается Единая государственная картографическая основа г.Москвы, создан и ведется реестр городских информационных систем.
На новом этапе информатизации важнейшей является проблема интеграции информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Комплекс очередных мероприятий Правительства Москвы по общесистемному обеспечению информатизации городского управления, включающий следующие направления деятельности:
- создание единой государственной картографической основы г.Москвы в интересах городского хозяйства;
- создание автоматизированной системы банка данных "Население" и внедрение в ее городе;
- развитие нормативно-правовой базы;
- тиражирование типовых информационных технологий в территориальных подразделениях и службах органов городского управления;
- создание на основе городской телекоммуникационной сети и технологий Интернет единой муниципальной Интранет системы и единого городского информационного портала.
Территориальные автоматизированные информационные системы (ТАИС) для административных округов и Управ районов относятся к классу базовых городских муниципальных систем. ТАИС являются многоуровневыми распределенными информационными системами, интегрированными по информационным ресурсам с отраслевыми АИС городских Комплексов. Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных АИС "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории, конкретного района и собирается территориальными органами управления. Однако, значительная часть этих информационных потоков имеют восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, капсулируется в ведомственных информационных системах.
В настоящее время органы территориального управления, непосредственно работающие с субъектами экономики и гражданами, лишены информационной поддержки от отраслевых автоматизированных систем. На районном уровне управления (Управы) положение вообще критическое. Из 106 функций, записанных нормативными документами за Управой, более половины даже не контролируются ею. Они или реализуются территориальными подразделениями отраслевых городских служб или не выполняются вовсе. При этом полнофункциональных информационных систем нет ни в одной Управе, а, сколько-нибудь эффективная и регулярная информационная интеграция с отраслевыми АИС отсутствует. Очень часто территориальные органы управления, чтобы обеспечить хотя бы минимальные требования поддержки реальных процессов на своей территории и в своей сфере ответственности, вынуждены дублировать отраслевые органы и создавать собственные информационные ресурсы. Наиболее вопиющим примером отсутствия интеграции является созданная фактически в каждом ДЕЗе собственная система учета жилищного фонда, необходимая для расчетов с нанимателями и собственниками жилья и арендаторами. Эти информационные системы ведутся практически независимо от городского БТИ, (причем, как правило, данные в них более актуализированы, так как связаны с процессами оплаты). Однако их информационная оторванность от юридически значимых первоисточников и неудовлетворительная защищенность создают большие возможности для злоупотреблений и многочисленных ошибок. Возможен большой недобор в коммунальных платежах и огромные потери на дублировании в создании и ведении важнейшего городского информационного ресурса.
С целью преодоления указанных недостатков и дальнейшего развития информационного обеспечения процессов управления городом, необходимо развернуть работы по трем направлениям.
1. Важнейшей и первоочередной задачей территориальной информатизации является задача интеграции территориальных информационных систем с отраслевыми информационными ресурсами. Даже простой доступ сотрудников и руководителей территориальных органов управления к информационным ресурсам, накопленным в городских комплексах, позволит резко улучшить информационное обеспечение управления в префектурах и районных Управах.
2. Другим важнейшим направлением территориальной информатизации является разработка информационных систем собственно для аппарата префектур и районных Управ.
3. Важнейшей особенностью территориальных информационных систем, является их большая, по сравнению с отраслевыми системами, направленность на информационное обслуживание потребностей населения, соответствующей территории и Москвы в целом. Все корпоративные информационные системы Москвы должны предоставлять гражданам свободный доступ через Интернет к открытой информации.
4.3.6. Городское хозяйство
В течение последних лет в Москве начаты проекты, связанные с использованием ИКТ в городском хозяйстве, в частности, начата реализация проекта создания единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления городским хозяйством.
Данный проект направлен на создание информационной системы, обеспечивающей контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и автоматизацию диспетчеризации городского жилищно-коммунального хозяйства. Создание подобной системы приведет к значительному снижению затрат на содержание (управление и диспетчеризацию) городского жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации использования ресурсов (электроэнергия, газ, тепло и пр.), потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством Москвы. Кроме того, разработка системы предоставит городским властям и службам инструмент контроля и управления городским хозяйством, который позволит решить следующие задачи:
- создание источников объективной и достоверной информации о состоянии инженерного оборудования зданий и сооружений;
- создание механизма сбора, обработки и хранения этой информации;
- повышение оперативности сбора информации о состоянии жилищно-коммунального комплекса г. Москвы;