Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 8

Для того чтобы эффективно использовать эти возможности, такие новые области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика должны быть лучше изучены и использованы преподавателями. Уже на этой стадии разработчики новых и будущих информационных и коммуникационных технологий должны ориентироваться на их практическое применение, учитывая не только технические возможности этих технологий, но также и более широкие культурные, образовательные и этические цели. Исходя из изложенного, для успешного движения Москвы к информационному обществу необходимо:
- разработать и реализовать новую идеологию непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов;
- обеспечить широкую популяризацию концепции "образования через всю жизнь" среди педагогов, учащихся и всего населения города путем подготовки и распространения научно-популярных изданий, публикации материалов в наиболее популярных журналах, использования каналов СМИ;
- создать сеть специализированных центров городского подчинения для подготовки и регулярной переподготовки школьных учителей, преподавателей всех видов учебных заведений и курсов использованию ИКТ в процессе обучения на всех его этапах;
- добиваться внедрения ИКТ, адекватных образовательным технологиям и учебным процессам (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, видеоконференционная связь, средства мультимедиа и т.д.), в повседневную практику обучения и повышения квалификации;
- создавать специализированные общедоступные информационные ресурсы (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированные на решение образовательных задач;
- обеспечить участие Москвы в международных программах, направленных на подготовку людей к жизни в постоянно обучающемся обществе в XXI веке, в частности в программе ЮНЕСКО "Образование без границ".

4.3.2. Бизнес

ИКТ оказывают мощное влияние на развитие индустриального и предпринимательского сектора экономики. Широкое их использование, становится одной из основных предпосылок конкурентоспособности. В информационном обществе главным фактором благополучия любого бизнеса, как и любой другой сферы деятельности, становится знание. В связи с этим организации и компании будут превращаться в постоянно обучающиеся предприятия, где залогом устойчивой занятости для рабочих и служащих станет "образование через всю жизнь" с помощью новейших ИКТ. Практика найма на постоянную работу будет постепенно вытесняться практикой ротации специалистов в пределах определенного сектора рынка.
Постепенное развитие указанных тенденций приводит к увеличению числа частных компаний, которые занимают "малые ниши" в экономике и начинают обслуживать ранее недоступные рынки, открывшиеся благодаря доступу к глобальным сетям передачи данных. Учитывая состояние развития малого и среднего бизнеса в Москве (сегодня здесь существует и устойчиво работает в экономике города более 200 тысяч малых предприятий, что составляет 1/3 подобных предприятий в России и охватывает более 2 миллионов человек) и отношение к этой важнейшей составляющей экономики со стороны властей (с начала 90-х в структуре московского Правительства имеется отдельное подразделение, занимающееся вопросами малого предпринимательства; выработана и законодательно оформлена система поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), можно предположить, что в Москве уже сейчас, невзирая на общую экономическую нестабильность, закрепляются правильные тенденции развития экономики.
Отличительной чертой предпринимательства в информационном обществе становится перемещение акцента в производства на инновативность, на реорганизацию служб работы с клиентами, на создание и продвижение новых видов продукции и услуг. К последним в первую очередь можно отнести индустрию производства информационных и коммуникационных услуг, ориентированную на массового потребителя, что является одной из основных задач развития информационной среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое участие в процессе перехода к информационному обществу.
Для успешного продвижения Москвы в информационное общество с точки зрения развития бизнеса необходимо:
- содействовать активному освоению и использованию передовых ИКТ предприятиями города;
- обеспечить поддержку ключевых сегментов развивающегося нового рынка - отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг и программных средств, электронной издательской деятельности, производства мультимедиа, индустрии развлечений и др.;
- содействовать развитию электронной коммерции, оказанию разнообразных услуг потребителям через Интернет;
- поддерживать интерактивное взаимодействие предприятий и компаний с органами власти (в первую очередь с налоговыми службами), с потребителями и между собой;
- содействовать развитию электронного маркетинга для продвижения предприятиями их продукции и услуг, для создания новых рыночно значимых продуктов и услуг, для расширения кооперации с отечественными и зарубежными производителями.
Для решения вышеперечисленных задач потребуется:
- проведение кампании по разъяснение возможностей и преимуществ ИКТ для ведения бизнеса, включающей демонстрацию наиболее ярких достижений;
- создание системы соответствующих налоговых льгот и регулирования тарифов на использование и передачу данных;
Последние два года характеризуются быстрым ростом сетевой инфраструктуры, как в технических аспектах, так и с точки зрения развития сетевых услуг и различных сервисных служб, доступных через Интернет (в так называемом режиме "онлайн"). Масштабы этого явления иллюстрируют следующие цифры. Опросы показывают, что на середину 1999 г. уже более 5% взрослых жителей города постоянно пользовались Интернетом. Примерно 75% из них имеют доступ к Интернету "с работы", остальные - из дома. Примерно 85% предпринимателей уже используют Интернет (как минимум пользуются электронной почтой). В большинстве случаев они используют Интернет не более 2 - 3 лет.
Пример экономически развитых западных стран, в которых доля взрослых пользователей Интернета составляет около 10% их населения, показывает, что дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры сопровождается внедрением в повседневную практику предпринимательской деятельности:
- методов электронного бизнеса (информационная интеграция технологически взаимосвязанных бизнесов);
- дистанционных методов выполнения трудовых операций ("телеработа");
- дистанционных методов управления производством ("телеприсутствие") и др.
Ожидается, что к 2002 г., когда в этих странах доля пользователей достигнет порядка 20% от их населения, период "информационного анархизма" (доминирование индивидуального информационного самовыражения) сменится периодом интеграционных процессов. Массовое использование единых стандартов в представлении информации о возможностях и намерениях предпринимателей, а также единые механизмы и формы реализации их информационной активности, как ожидается, приведет к формированию качественно новой среды для предпринимательской деятельности, которая уже получила название "сетевая экономика".
Если современные темпы развития сетевой инфраструктуры в Москве сохранятся (удвоение количественных показателей каждый год), то уровень экономически развитых стран может быть достигнут в ближайшее время. Следовательно, целесообразно с опережением ориентироваться на разработку и внедрение интеграционных стандартов и механизмов, которые создадут в городе благоприятные условия для формирования сетевой экономики.
В этих условиях задачей муниципальных органов управления является как помощь предпринимателям в преодолении первоначального барьера при использовании ими Интернет-технологий, так и внедрение интеграционных сетевых сервисов, позволяющих извлекать из этого дополнительную выгоду предпринимателям и потребителям.
Для объединения отдельных "онлайновых" бизнесов в единую сетевую экономику необходим запуск организационных механизмов и программно-технических комплексов, способствующих интеграции разнородных видов "онлайновой" активности предпринимателей в единое информационное пространство. Данный комплекс средств позволит пользователям в максимальной степени реализовать преимущества современных сетевых форм ведения бизнеса. Бизнес-инфраструктура в сетевой экономике работает с существенно меньшими затратами. Поэтому в результате внедрения интеграционных средств можно ожидать существенное снижение накладных издержек у предпринимателей, повышение гибкости и адаптивности фирм к изменению ситуации на рынках, более комплексное и качественное обслуживание потребителей, и, как следствие, более высокие в целом темпы экономического роста и предпринимательской активности.
При проектировании сетевой инфраструктуры в целом необходимо определить набор ее подсистем и элементов, которые будут обеспечивать интеграцию разнородных информационных ресурсов, и поддерживать функционирование сетевой экономики. Требуют определения следующие элементы сетевой инфраструктуры:
Для помощи предпринимателям необходимо создание интеграционных средств и механизмов, что потребует ввода в действие следующих основных муниципальных "онлайновых" служб:
- системы поддержки бизнеса, обеспечивающей доступ к нормативно-правовой, научно-технической, инструктивно-методической и управленческой информации, в особенности касающейся информационной безопасности, защиты собственности и авторских прав;
- системы объединения распределенных по частных сайтам коммерческих сведений в единую базу данных, которая будет позволять покупателям осуществлять сквозной поиск лучших предложений по различным параметрам, а также весь необходимый для покупки товаров или услуг дополнительный сервис (включая переадресацию на сайт компании-поставщика данного товара/услуги или другие возможности);
- системы регистрации и визуализации возможностей и намерений компаний, ведущих свою деятельность через Интернет, которая позволит предпринимателям снизить издержки на поиск подходящих поставщиков и покупателей, а также реализовывать методы электронного бизнеса, включая использование новых моделей ведения бизнеса (создание фирмами трехстороннего информационного партнерства со своими поставщиками и заказчиками).
Опыт экономически развитых стран показывает, что массовое внедрение в практику работы компаний методов телеработы и телеприсутствия требует принятия на муниципальном уровне (возможно и на федеральном) нормативных актов, регламентирующих правовые аспекты дистанционных отношений между нанимателем и исполнителем. Внедрение данных инноваций в экономическое пространство Москвы потребует разработки соответствующих нормативных актов. Среди других мер - разработка типовых требований к вакансиям и/или соответствующим рабочим местам, допускающим дистанционное выполнение трудовых операций, а также включение данных параметров в базы данных кадровых агентств.

4.3.3. Здравоохранение

Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей.
При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение.
Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует с одной стороны обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны - достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться.
Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь в аптечной сфере). В то же время в последние 2-4 года появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется "с нуля".
Перечисленные факторы с одной стороны создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны - как ни в одной другой области, - требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств.
К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие:
- создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором, (в идеале - мультимедийной) с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы;
- обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг;
- обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации;
- создание на одном из московских WWW-серверов представительства Комитета здравоохранения с разделом "Достижения мирового и российского здравоохранения", ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве;
- создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через Интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту;
Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является "телемедицина".
Под телемедициной понимается, комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи, адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии.
Это направление быстро развивается, и уже в 1997 г. в Интернете можно было найти сведения о 189 подобных проектах, из которых в странах Европы было 11, в США - 160, в Азии - 3, в Австралии - 2. Российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, в частности, последний состоялся осенью 1999 г. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы.