Сотовая связь
По сведениям Международного союза электросвязи в настоящее время в мире услугами сотовой связи пользуются 426 млн. человек, в 2005 г. количество абонентов увеличится до 940 млн., а в 2010 г. превысит 1,7 млрд. человек.
На конец 2000 года в России насчитывалось около 2 млн. абонентов сотовой связи, подобные сети действовали в 79 регионах РФ. В августе 2000 г. доли стандартов сотовой связи на рынке распределились следующим образом: GSM - 64,2%, AMPS - 22,9%, NMT- 10,5%, CDMA - 2,4%. По прогнозу Минсвязи, в 2010 г. количество абонентов сотовой связи в России прогнозируется на уровне 15 млн., а коэффициент проникновения - 9,3%. К настоящему времени концентрация абонентов в Московском регионе и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет 73% от общего объема абонентов сотовой связи России, коэффициент проникновения превысил 3%. В то же время на остальной части страны коэффициент проникновения составляет не более 0,3%. Существует устойчивая тенденция расширения регионального рынка сотовой связи.
Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.
По оценкам экспертов, потенциальный рынок сотовой связи в столице близок к насыщению, поскольку общее число абонентов сотовой связи в Москве уже практически равно потенциально возможному. В условиях обострившейся конкуренции крупнейшие операторы для сохранения существующей клиентской базы и привлечения новых абонентов стремятся не только проводить гибкую тарифную политику, но также развивать новые услуги и внедрять новые технологи. Две ведущие компании московского рынка сотовой связи - МТС и Вымпелком - в настоящее время предлагают своим абонентам беспроводный доступ в Интернет (WAP-доступ) и приступили к строительству опытных зон сетей GPRS.
Сети передачи данных
Аналитики телекоммуникационного рынка предсказывают дальнейший быстрый рост всемирной компьютерной сети Интернет, ее российского сегмента, а также увеличение в Интернет объемов электронной торговли и рекламы.
Количество пользователей Интернет в мире достигло к концу 2000 г. 400 млн. человек, увеличившись по сравнению с 1999 г. на 80%. Из них число российских пользователей в настоящее время составляет 2,2 млн. человек. Этот показатель вырастет к 2003 г. до 15 млн. человек и более и составит 10,5% населения. В Японии аналогичный показатель составляет в настоящее время 12%, в США - около 45%, в Стокгольме уже более 60% населения пользуется Интернетом. По прогнозам американского Совета по развитию Интернет, через 5 лет в мире будет насчитываться 1 млрд. пользователей Сети.
В 1999 г. жители России потратили на доступ в Интернет примерно 229 млн. USD, что соответствует показателю 0,13 USD на каждого жителя страны. Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики тормозят процесс массового продвижения Интернет в России. В 1999 г. общий объем рынка передачи данных в Москве оценивался в 76,7 млн.USD, в 2001 г. он возрастет до 101,3 млн. USD., а в 2002 г. - до 121 млн. USD.
Возможности роста в Москве здесь велики - по данным телефонного опроса москвичей старше 16 лет, проведенного Gallup Media в конце 1998 г, 22,5% из них уже имели дома компьютер и потенциально могли быть пользователями Интернет. Это заметно превосходит общероссийские показатели (по данным ВЦИОМ в августе 1999 г. только 3,4% россиян имели дома компьютер).
Политика Москвы
В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование "информационной экономики". Связь становится крупнейшим в мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция сохранится и в будущем. В частности, прогнозируется, что доля информационно-телекоммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5 - 5,3% (в 1998 г. она составляла 2,4 - 2,9%).
В этой связи основную цель дальнейшего развития городских телекоммуникаций следует рассматривать как средство повышения уровня благосостояния городского населения и перевода его на качественно новый уровень жизни, достигнутый в крупнейших городах высокоразвитых стран мира.
Систему мероприятий городских властей по дальнейшему развитию столичных телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного сегмента рынка в городской экономике, опыт государственного регулирования телекоммуникационного рынка, а также предпринимаемые федеральным правительством шаги по интеграции страны в мировую экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию.
Как показывает опыт мирового экономического развития, в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций государственная регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную важность информационно-телекоммуникационной среды в социальном, экономическом, военном, политическом отношениях, государство защищает и жестко регулирует его развитие. Во всех странах развитой рыночной экономики до 80-х эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться в середине 80-х годов. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в переходный период от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее крупнейшие национальные компании достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем за важнейшими показателями деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько формы регулирования отрасли. Государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия. Следует ожидать дальнейшего ослабления прямого государственного воздействия на сферу связи и перехода к системе, где будут доминировать элементы конкурентнорыночного регулирования.
В этой связи, для удовлетворения потребностей органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г.Москвы в информации и современных услугах связи, обеспечения стимулирующих условий для развития городских телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на рынке следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий.
1. Учитывая высокую зависимость отрасли "связь" от технико-технологического уровня основных компонентов информационно-индустриального комплекса экономики для преодоления технико-технологического отставания Москвы от уровня ведущих стран разработать городскую программу поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научно-технического прогресса.
2. Предусмотреть возможности и разработать механизмы обеспечения государственной поддержки развития технологий телекоммуникаций со стороны городских властей за счет:
- совершенствования налоговой и амортизационной политики, форм организации управления информационно-телекоммуникационными сетями;
- оплаты до 50% стоимости займов, идущих на разработку и освоение техники связи, до момента ее коммерческой реализации;
- краткосрочного (3-5 лет) государственного субсидирования фирм, ведущих стратегические исследования в области новейших информационно-телекоммуникационных технологий (до 50% стоимости проекта).
3. Исключить возрождение монополизма в развитии городских телекоммуникаций и создание условий для свободной конкуренции при сохранении государственного контроля за данным сегментом рынка.
4. Поддерживать инвестиционную привлекательности телекоммуникационного бизнеса Москвы (если понадобится, то и налоговыми льготами);
5. Создать условий для гарантированного доступа к базовым услугам телекоммуникаций (обычная телефония, как перспективная цель - доступ к услугам Интернет) социально незащищенных слоев населения;
6. Создать условия и разработать необходимые нормативные документы, обязывающие застройщиков при возведении новых жилых и офисных знаний комплектовать их современной кабельной инфраструктурой.
4.2.4. Поддержка контент-индустрии и СМИ
Москва - всемирно признанный центр науки, культуры, образования, СМИ, генератор информационных ресурсов мирового значения, однако неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт самого выгодного товара - информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы Москвы, многие кратко живущие явления (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для тиражирования и для потомков (иначе как в рецензиях). Москва крупнейший туристический центр, однако, познавательный туризм, нацеленный на потребление информации, недостаточно развит. Совершенно не используются возможности и преимущества московского образования и науки по производству образовательного и научного содержания, особенно для экспорта (московские педагогические и научные школы до сих пор занимают имеют высокий авторитет).
Москва до настоящего времени занимала и занимает лидирующие положение в сфере производства и распространения массовой информации. Это, прежде всего, относится к электронным СМИ - телевидению и радио. В Москве действуют полтора десятка телеканалов, около 20 радиостанций, причем в их число входят все крупнейшие национальные медиа-компании. Медиа-бизнес - крупный и динамичный сегмент экономики. Оборот только телевизионного бизнеса России оценивался некоторыми экспертами в 1998 г. в 350 млн. долларов. Вложения в радиобизнес до 17 августа 1998 г. окупались в течение полугода. Кризис 1998 г. нанес сильнейший удар по электронной медиа-индустрии России: резко сократился приток рекламы - основного источника доходов. До настоящего времени большинство телеканалов являются практически убыточными - доход от рекламы не покрывает расходов на производство и вещание. По прогнозам экспертов, телевизионный бум начнется вновь только в 2001 г.
Вторым по значимости средством массовой информации являются газеты. В Москве в 1997 г. издавалось 564 газеты (10% от общероссийского их количества, что давало при этом 47% общего тиража российских газет). Около половины издаваемых в Москве газет (271) являются общероссийскими, им принадлежит 61% общего тиража московских газет.
В последние годы наблюдается динамика в сторону снижения центральных функций Москвы в сфере СМИ. Тенденция к регионализации и некоторое переключение внимания на информацию местного значения в принципе вполне закономерны, т.к. ориентация в основном на центральную прессу связана с традициями советского периода и с такими преходящими факторами как чрезмерная политизация общества и излишняя централизация государственного управления. В настоящее время мы движемся к ситуации, когда значимость газеты и ее всероссийский статус будут определяться отнюдь не расположением в столице или регистрацией в федеральных органах власти, а такими факторами как авторитетность и достоверность информации, уникальность, профессионализм сотрудников и т.д. В этом плане Москва пока имеет неоспоримые преимущества.
В определении политики Москвы по отношении к СМИ необходимо исходить из того, что базирование в городе основных всероссийских средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно Москве. Это обеспечивает ей выполнение функций идеологической и политической метрополии, формирует важный сектор экономики города, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров.
Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации - CD-ROM издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. В российском фрагменте Интернета в начале 1999 г. по оценкам РОЦИТ существовало 26 тысяч независимых информационных ресурсов, число которых быстро растет. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивается в 5 млн. долларов в 1998 г. В последнее время можно фиксировать тенденцию к переходу от платного к открытому распространению ресурсов, особенно это касается электронных версий СМИ и другой информацией для индивидуальных пользователей. Этот процесс связан с двумя обстоятельствами: трудности с налаживаем в России платежных систем с использованием кредитных карточек (это общая проблема для электронной торговли) и развитие баннерной рекламы, когда расходы на поддержание ресурса хотя бы частично покрываются за счет рекламных поступлений (объем рекламы в российском Интернете оценивался в 500 тыс. долларов в 1998 г.). Контент-индустрия в российском Интернете пока не является высокодоходным делом. Но ситуация начинает меняться, предвестником грядущего бума является возросшая в 1999 г. инвестиционная активность в этой сфере (особенно зарубежных инвесторов).
Развитие контент-индустрии и, в частности, русскоязычного сектора Интернет, имеет не только экономическое значение, но является важным фактором сохранения и развития национальной идентичности в условиях глобального информационного общества. В связи с этим необходимо:
- рассматривать контент-индустрию как важный объект городской политики, направленной на создание адекватной нормативной базы и поддержку московских производителей;
- содействовать развитию и широкому распространению в Москве и России безопасных платежных систем для электронной торговли информацией;
- создать благоприятные условия для дальнейшего развития системы московских электронных издательств;
- разработать и реализовать систему мер для стимулирования экспорта информационных ресурсов московских производителей;
- рассмотреть вопрос о налоговых льготах для электронной торговли (как минимум отмена налога с продаж);
- ежегодно формировать государственный заказ московским производителям на социально-значимый контент на электронных носителях.
- проводить мероприятия по борьбе с пиратством и защите авторских прав производителей и владельцев информационных ресурсов.
4.2.5. Обеспечение конкурентоспособности Москвы как места базирования финансовых структур, штаб-квартир транснациональных корпораций и международных организаций
Глобализация мирохозяйственных связей и принципиальная неоднородность мирового экономического пространства, частью которого является сегодня Москва, не могут не учитываться при рассмотрении перспектив развития города и стратегическом планировании. Вопрос, стоящий перед Россией, какое место она хочет занять в международном разделении труда - сырьевой державы или страны с высокотехнологичным производством (пока, де-факто, решаемый в пользу первого варианта), несколько в иной плоскости стоит и перед Москвой.
С точки зрения экономической географии к концу XX столетия образовалась пространственная структура, мировой каркас городов, в котором выделяются три иерархические слоя. Высший слой представлен сетью мировых и международных полифункциональных городов, которые является местом базирования транснациональных корпораций, финансовых институтов, бирж, международных организаций, деятельность которых (или влияние) простирается далеко за национальные границы. При этом выделяется особая роль трех мировых городов - мировых финансовых центров (Нью-Йорка, Лондона, Токио). Второй уровень - специализированные города общенационального значения, интегрированные в соответствующие сети национального масштаба. На этом уровне выделяются международные города, через которые национальные подсистемы городов включены в мировую сеть. На третьем уровне располагаются специализированные города, играющие ведущую роль в субнациональных регионах (областях). Причем, по целому ряду причин, чем выше статус города в мировой иерархии, тем большие дивиденды он от этого получает.
Благодаря своему столичному статусу Москва занимает особое место в экономическом и информационном пространстве России. Здесь принимаются принципиальные решения, определяющие ситуацию не только в стране, но и на международном уровне, именно здесь сосредоточены информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления.
Вполне оправданной является постановка вопроса, насколько выполнение столичных функций экономически выгодно или не выгодно Москве. Тут возможны два направления анализа. Первое - это прямой расчет расходов и доходов Москвы, связанных с содержанием правительственных учреждений федерального уровня. Этот расчет проводится каждый год для определения размеров федеральных субвенций на выполнение Москвой столичных функций, и он не в пользу Москвы - при 300 млн. рублей подоходного налога, получаемого от федеральных служащих, дотации Москвы на поддержание соответствующей социальной инфраструктуры составляют 2,5 млрд. рублей. Но каким бы ни был этот расчет, нельзя отрицать, что столичные функции Москвы имеют большое количество положительных экономических эффектов, особенно проявившихся с развитием экономических реформ.
Статус Москвы помогает привлекать большое количество иностранных инвестиций (в 1997 г. около 70% от общего числа инвестиций по стране), обуславливает расположение в Москве крупнейших банков (до августовского кризиса здесь базировалось 2/5 коммерческих банков России), офисов национальных и транснациональных корпораций, бирж (1/2 биржевого оборота страны), оптовых торговых фирм (1/3 оптовой торговли), страховых компаний (1/3 от их общего числа) и т.д., что делает Москву центром экономической деятельности и принятия решений отнюдь не только в сфере государственного управления. Все это, несомненно, обеспечивает и значительный доход в бюджет Москвы, создает рабочие места для высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Выступая в качестве центра административной и экономической деятельности, Москва привлекает огромное количество приезжих, что делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает возможности для дополнительных доходов и занятости в сфере обслуживания и розничной торговли.
Важно подчеркнуть, что все перечисленное - это, во многом, мультипликативные последствия выполнения Москвой административных функций, которые в основе своей являются информационными.
Аналогичные рассуждения, справедливы и по отношению к международным городам как центрам принятия экономических, финансовых и политических решений международного и мирового масштаба. Базирование управляющих структур национального и международного бизнеса приносит как прямой доход в бюджет города (за счет налоговых поступлений), так и опосредованные экономические выгоды. В городе развивается сфера услуг, причем наиболее активно - высокодоходные услуги для бизнеса (финансовый, экономический, юридический и налоговый консалтинг; факторинг, ведение счетов, и внешний аудит; подбор и обучение персонала, исследование рынков, разработка рекламы и т.п.). Формируется рынок услуг элитарного потребления - магазинов, ресторанов, гостиниц, активно развивается деловой туризм. Причем для таких городов характерно развитие "комплексов корпоративной активности", когда наличие в городе ведущих финансовых и биржевых структур стимулирует размещение штаб-квартир ТНК и наоборот.
Москва имеет предпосылки для того, чтобы стать международным городом - она является крупным международным транспортным узлом, одним из центров исторически сложившихся (и не до конца утерянных) связей в рамках СНГ, Восточной Европы и, на глобальном уровне, местом базирования штаб-квартир ряда транснациональных компаний отечественного происхождения (например, "Газпром" и "Лукойл"), региональных представительств многих международных компаний и т.д. Отметим, что в 1960-е годы Москва попала в один из списков "мировых городов", составляемых специалистами по экономической географии (всего в такие списки попадало около десятка городов мира). Поэтому вступление в клуб международных "информационных городов" должно стать важной стратегической целью московских властей.
Следует иметь в виду, что если особое положение Москвы в рамках России есть исторически сложившаяся данность (хотя, отметим, и не гарантированная навсегда - в перспективе тут возможна конкуренция), то для становления в качестве международного города Москва должна выдержать жесткую борьбу с другими городами, конкурирующими как территории для размещения международного бизнеса и управления. Стартовые позиции Москвы здесь не очень хороши. Согласно последнему рейтингу консалтинговой фирмы Healey & Baker's как место для ведения дел Москва пока занимает последнее место из 30 городов Европы, попавших в рейтинг (характерно, что ее включают в такие рейтинги). Рейтинг строился на основе опроса 502 европейских бизнесменов, и города оценивались по таким критериям, как доступ к рынкам, качество телекоммуникаций, качество и оснащенность офисов, их цена, транспортные связи, налоговая политика и финансовые стимулы, наличие рынка высококвалифицированной рабочей силы, экология и т.д.