Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 4

В России за последние 7-10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.
Информация становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость.
Объем продаж средств вычислительной техники и информатики вместе с программным обеспечением превышает 5 млрд. долл. в год, что составляет примерно 6% ВВП России в 1997 г. В стране насчитывается более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз данных. Быстро растет количество российских сайтов в Интернете. Число домашних компьютеров оценивается примерно в 400 тысяч, что охватывает 3-4% российских семей.
Растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации, растет число корпоративных информационных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает 2 миллиона. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что составляет 6,2% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растет рынок средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на Западе.
В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. В государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями.
Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами - в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек, около 1 млн. баз данных общим объемом более 170 терабайт. В целом по объему информационных ресурсов наша страна уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа: если в 1993 г. был выпущен всего один отечественный CD-ROM, то в 1994 году - уже 25, в 1995 г. - более 100, сегодня - около 1000.
В настоящее время одним из наиболее динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.
Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного ее завершения и развития на региональном уровне.
В 1998 г. в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 г. - Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он дает определенные преимущества - те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных первопроходцами.
Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

3.2. Москва в процессе движения к информационному обществу

В Москве сложились относительно хорошие социально-экономические предпосылки движения к информационному обществу, Москва дальше, чем другие регионы России, продвинулась по этому пути.
Москва имеет наилучшие в России экономические условия для развития информатизации и движения к информационному обществу.
С точки зрения инвестиционного потенциала Москва, по оценкам, приведенным журналом "Эксперт", относится к регионам с максимальным потенциалом и минимальным риском, ее доля в общероссийском потенциале в 1999 г. составила 14,8%.
Москва возглавляет список первых регионов страны по бюджетным доходам (120,11 млрд.руб. в 1998 г.), по числу действующих совместных и иностранных предприятий (56,4% общего количества в России), по объему прямых иностранных инвестиций (доля в России в 1998 г. - 23,9%), по объему капитальных вложений (доля в России в 1998 г. - 16,7%) и по их динамике (96,7% в 1998 г. относительно 1991 г. в сопоставимых ценах). Высокие доходы позволяют вкладывать серьезные бюджетные ресурсы в развитие информатизации (более 70 млн. руб. ежегодно и в несколько раз больше из внебюджетных фондов).
В Москве средний уровень жизни в несколько раз выше общероссийского, что создает предпосылки для привлечения средств населения в развитие информатизации, для широкого использования ИКТ жителями города.
В Москве сформировались развитые рынки ИКТ, на которых представлен практически весь спектр современного информационного оборудования и ПО.
В Москве сложились благоприятные социально-демографические условия для развития информационного общества.
Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся молодежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное общество. В Москве служащие составляют 29,4% от общей численности занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25% от общего населения города. Таким образом, более 50% населения столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ.
Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем образования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и среднее специальное образование. Москва - регион с наибольшей в России долей лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения (75%).
Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру.
В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных городов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов столицы имеют сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (протяженность сети свыше 5000 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Макомнет (1500 км); Комстар (около 1000 км) и ряд других. В 2000 г. к каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический кабель.
Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что близко к показателям развитых стран.
Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.
В Москве действуют около 120 компаний-провайдеров Интернет. Только крупнейшие московские провайдеры (МТУ-Информ, Демос, Голден Телеком, Глобал Один, Деловая сеть) занимают 54 % российского рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществляется выход в Интернет, составляет по различным оценкам от 200 до 300 тыс.
В Москве действуют операторы всех видов современной связи. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области.
В Москве сосредоточены основные национальные информационные ресурсы.
Москва традиционно является крупнейшим библиотечным и информационным центром страны. В ней сосредоточены основные библиотеки, имеющие общероссийское и мировое значение, а также федеральные центры научно-технической информации. Именно в Москве все последние десятилетия оседала и обрабатывалась основная часть поступающей в страну зарубежной литературы, накапливались непубликуемые источники научно-технической информации, в силу чего полноценная научная работа в целом ряде областей возможна была только в Москве или предполагала постоянные поездки в столицу. В последние годы идет активное внедрение новых информационных технологий (электронные каталоги с доступом через Интернет, электронное копирование документов и т.п.) в деятельность крупнейших библиотек Москвы.
В Москве есть предпосылки для развития экономики информационного общества.
Во времена СССР Москва была центром национальной инновационной системы. В Москве размещались не только все союзные министерства и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследовательские организации, базовые и экспериментальные производства, которые составляли основу инновационной системы отрасли. На московских предприятиях осваивались новые производства с последующим их тиражированием в других регионах. Вопрос в том, чтобы не просто сохранить этот инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы.
Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны, здесь работают 37% российских исследователей и 50% докторов наук.
Москва представляет собой главный узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации, место базирования крупнейших российских операторов связи.
В Москве действуют большинство российских фирм по производству ПО (около 800). В Зеленограде создана "особая экономическая зона" для электронной промышленности, имеющая большой потенциал для производства современного информационного оборудования.
Москва является центром принятия принципиальных решений, определяющих ситуацию не только в стране, но и на региональном и глобальном уровнях. С этим связано и особое положение Москвы в информационном пространстве страны, т.к. именно здесь сосредоточены информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления. Все это, несомненно, уже делает Москву одним из региональных и мировых центров информационной деятельности.
Выступая в качестве центра административной и экономической деятельности, Москва привлекает огромное количество гостей, что делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает возможности для дополнительных доходов в сфере обслуживания. Важно подчеркнуть, что все перечисленное - это следствие выполнения Москвой функций административного центра страны, которые в основе своей являются информационными.

4. Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество

4.1. Принципы и основные положения городской политики

Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами:
- социальное партнерство руководства города, экспертов, представителей бизнеса и жителей в деле формирования информационного общества;
- выраженная социальная и гуманитарная направленность стратегических целей и основных задач движения Москвы к информационному обществу;
- открытость политики по обеспечению движения к информационному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества;
- научная обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений, основанная на регулярном анализе основных индикаторов развития информационного общества и результатах мониторинга связанных с этим развитием социально-экономических процессов;
- учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, властных структур, организаций или секторов экономики;
- последовательность, поэтапность и согласованность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества.
Городская политика в процессе формирования информационного общества должна основываться на следующих основных положениях:
- привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития информационного общества всех заинтересованных сторон из государственного и коммерческого сектора экономики, общественных организаций, ученых и специалистов;
- контроль со стороны Правительства Москвы и Московской городской Думы за протеканием процесса формирования информационного общества;
- слежение за процессом информатизации города с помощью организации статистического наблюдения за основными индикаторами движения к информационному обществу;
- установление и корректировка по мере необходимости соотношения между государственной и рыночной составляющими городской информационной индустрии (научное обоснование необходимости усиления государственного регулирования или, наоборот, усиления либерализации в зависимости от сферы информатизации и этапа ее развития);
- создание благоприятных условий для развития направлений информатизации, признанных администрацией города приоритетными;