- Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей программных продуктов, авторов, издателей, правительств и международных организаций в широком распространении информации в тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным ресурсам недостаточен?
- Как добиться баланса между дешевой или бесплатной информацией, распространяемой для широкого круга пользователей правительствами и международными организациями, и интеллектуальноемкими информационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к знанию и принятие эффективных решений?
Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей. При этом необходимо принимать в расчет, что методы противодействия всем перечисленным и другим опасностям информационного века лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного общества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его формировании.
1.3. Необходимость разработки программ движения к информационному обществу
Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны - последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.
Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в развитие ИКТ, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение экономических и социальных особенностей информационного общества. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах "большой семерки", к которой в свое время присоединилась Россия.
Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, отражающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.
Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы.
Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные, по отдельным областям, цели перехода к информационному обществу.
2. Стратегические цели и задачи
2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город"
Необходимо различать общие характеристики информационного общества как некоторого этапа в развитии человечества, с одной стороны, и положение отдельных государств, регионов или городов в рамках этого общества, с другой. Поэтому, наряду с понятием информационного общества необходимо ввести понятие центра информационной деятельности, которое подчеркивает пространственную неоднородность информационного общества и лидирующее положение государств и городов в производстве информации, информационных технологий и услуг.
Ставя проблему вхождения Москвы в информационное общество, авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:
- центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;
- городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;
- местом базирования управляющих подразделений крупных национальных и международных компаний и организаций, городом, в котором принимаются решения, значение которых выходит за пределы города и страны;
- центром познавательного и делового туризма;
- городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
- городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
- городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.
Движение столицы к информационному обществу должно привести к существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе, созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала города, созданию новых условий развития политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала.
2.2. Цели и задачи перехода Москвы к информационному обществу
Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институтов, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города.
Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:
- формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;
- совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
- содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
- создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;
- формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города;
- формирование эффективной московской региональной инновационной системы;
- преодоление информационного неравенства.
В ряде случаев в соответствующих разделах Концепции выделены цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.
К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для достижения вышеуказанных целей относятся:
- разработка и реализация блока согласованных городских программ использования современных информационных и коммуникационных технологий для более эффективной деятельности органов власти и развития общедоступных услуг, ориентированных на потребности граждан;
- разработка и реализация мероприятий для стимулирования и организации использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а также в сферах, имеющих особое значение для общества - транспорт, охрана окружающей среды, здравоохранение, наука, образование и культура;
- разработка системы мер, способствующих ускоренному развитию городской информационной индустрии;
- разворачивание системы обучение населения использованию новых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационным обществом;
- разработка и проведение демонстрационно-просветительских компаний и мероприятия, обеспечение широкой поддержки идеи информационного общества и активного участия граждан в его формировании;
- обеспечение защиты прав граждан в условиях бурного развития ИКТ;
- развитие кооперации на общегородском, национальном и международном уровне с целью формирования информационного общества;
- создание необходимой законодательной и нормативной базы для развития информационного общества.
2.3. Цели и задачи концепции движения Москвы к информационному обществу
Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров интеграции Москвы в глобальное информационное общество, превращения Москвы в "информационный город".
Основными задачами концепции представляются:
- анализ социально-демографических, экономических, культурных, технологических, правовых и иных предпосылок и условий, характеризующих готовность Москвы к осуществлению лидерства в процессе перехода России к информационному обществу;
- рассмотрение факторов и проблем, тормозящих процесс развития информационного общества;
- формулирование принципов и основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, направленной на преодоление факторов торможения и на динамичное развитие информационного общества;
- изложение рекомендаций по разработке комплексной программы формирования и развития в Москве современной информационной среды.