- препятствование проникновению в город устаревшей техники и технологий;
- обеспечение доступа широким слоям населения города к ИКТ с помощью организации общественных центров доступа к современным технологиям, в первую очередь для социально незащищенных групп населения;
- анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций.
4.2. Создание условий для устойчивого развития экономики города в информационном обществе
Есть несколько направлений экономической политики, которые могут обеспечить устойчивое развитие города в условиях развития глобального информационного общества:
- выдвижение на первый план бизнеса, основанного на возобновляемых ресурсах (информации и знании);
- создание эффективной региональной инновационной системы;
- стимулирование информационной индустрии (производство информационных технологий, контент-индустрия и телекоммуникации) как наиболее рентабельной и быстрорастущей в мире сферы экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях.
- адекватное позицирование Москвы в рамках экономики глобального информационного общества с точки зрения ее роли в мировой сети городов и поддержки специфических для Москвы и конкурентноспособных на мировых рынках направлений экономической деятельности.
Следует также иметь в виду, что в информационном обществе возрастает экономическое значение информационной деятельности, к которой можно отнести также научную, культурную, управленческую, туристскую и другие виды деятельности.
Экономический эффект информационной деятельности может иметь как прямой, непосредственный, так и опосредованный характер. В первом случае речь идет о продаже информационных товаров и услуг - неовеществленных технологий, программ, баз данных, телекоммуникационных услуг и т.п. Во втором, - речь идет о повышении дохода либо за счет использования информации и внедрения ИКТ в деятельность коммерческих предприятий непосредственно не торгующих информационными продуктами, либо за счет того, что наличие информационных ресурсов создает условия для развития других сфер доходной деятельности. Примером последнего может служить деловой и познавательный туризм, когда наличие в городе государственных и научных учреждений, библиотек, музеев, архивов и т.д., не приносящих прямого дохода, привлекает значительное число приезжих, способствующих развитию сферы услуг, розничной торговли, транспорта и т.д. Помимо сказанного нельзя не учитывать тот факт, что информационная деятельность в сфере фундаментальной науки и культуры, непосредственно не связанных с экономической выгодой, формирует имидж города, что косвенно не может не сказываться и на его экономическом положении.
4.2.1. Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей
Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Здесь в настоящее время действует около 1,5 тысяч программистских фирм, большая часть которых ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения (ПО). Большинство фирм (около 800), а также наиболее крупные из них, расположены в Москве.
Ключевой проблемой является выход российского программного обеспечения на мировые рынки. По оценкам Центра интеллектуальных систем "Метод", присутствие российского ПО на мировом рынке составляет всего 150 млн. долларов, что не соответствует потенциалу российских компаний и программистов, которые всегда имели заслуженно высокую репутацию.
Есть два приемлемых варианта выхода российских программистов на мировой рынок:
1. "Офшорное программирование", когда отдельные программисты или компании остаются в России, но работают по заказам зарубежных компаний, зачастую взаимодействуя с нанимателями через Интернет. Основную прибыль в этом случае получают зарубежные фирмы, оставаясь собственниками разработанных продуктов, однако такой экспорт выгоден и для страны, т.к. доходы частично остаются в ее пределах. В России, по оценкам специалистов, подобной деятельностью занято уже около 1000 коллективов. Лидерами "офшорного программирования в мире являются Индия и Ирландия, которые получают миллиардные доходы от этой деятельности.
2. Выход на мировой рынок с готовой "коробочной" продукцией отечественных фирм. К настоящему времени это удалось примерно 10 фирмам с пока небольшим объемом продаж. Это самая экономически выгодная для страны и города форма экспорта интеллектуальных продуктов, которая должна получить всемерную поддержку властей.
Препятствием для успешного выхода на мировой рынок с готовым продуктом являются, обычно, отсутствие хорошего интерфейса, тестирования, соответствующего оформления, маркетинговых исследований, рекламы и послепродажной поддержки пользователей, т.е. всех тех "мелочей", которые делают ПО конкурентоспособным товаром.
Рациональной стратегией для Москвы, учитывая необходимость относительно небольших капиталовложений, наличие в Москве большого количества высококлассных специалистов и разработок, а также весьма возможную быструю отдачу, представляется превращение производства ПО в качестве одного из приоритетных направлений экономической и инвестиционной политики московского правительства. В этой связи предлагается разработать и реализовать следующие мероприятия:
- Создание благоприятных условий для развития индустрии программного обеспечения в г.Москве и формирования венчурного капитала для инновационного инвестирования в производство ПО.
- Содействие созданию компаний для поиска и размещения среди московских фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку ПО (развитие "офшорного программирования").
- Создание инвестиционной компании с городским участием для доработки и продвижения на мировой рынок готовой "коробочной" продукции московских производителей ПО.
- Проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков ПО.
- Перевод всех информационных систем в аппарате управления и учреждениях г. Москвы на лицензионное ПО.
- Создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере производства программного обеспечения.
4.2.2. Поддержка производства средств информатизации в г.Москве
Производство средств информатизации (компьютеры и периферия, телекоммуникационное оборудование, средства связи и т.д.) обеспечивает техническую базу развития информационного общества и является самой динамично развивающейся в мире отраслью наукоемкого производства, причем как с точки зрения быстроты нововведений, так и с точки зрения роста объемов продаж.
В разделении огромного мирового рынка средств информатизации отечественные производители практически не участвуют. Это относится как к производителям готовой продукции, так и производству комплектующих и элементной базы. После начала реформ и либерализации внешней торговли российская промышленность в большинстве своем оказалась неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке.
Известное исключение составляет производство компьютеров - большинство продаваемых в последние годы в России ПК было отечественной сборки, но речь идет об "отверточной" сборке из импортных комплектующих. Российский рынок персональных компьютеров (ПК) составляет около 1% мирового, в 1999 г. объем продаж превысил 800 тыс. штук или более 800 млн. долларов (в лучшие докризисные времена он достигал 1,5 млн. штук в год).
Конкурентоспособного производства комплектующих, и, прежде всего, микросхем, в России практически нет: большая часть производственных мощностей микроэлектроники с технологической точки зрения сегодня не соответствует современным требованиям, нет современных заводов по производству микросхем на основе субмикронных технологий (0,35-0,25 мкм). Если брать весь спектр производства средств информатизации, то направлением, где у российских производителей достаточно устойчивое положение и конкурентоспособная продукция можно считать, например, производство оборудования для радиорелейной связи.
Положение в сфере производства средств информатизации - это важнейшая проблема для государства и всего общества. Возрождение отечественной электронной промышленности на новой технологической основе необходимо не только с точки зрения экономического развития страны на перспективу, но и с точки зрения национальной безопасности. Это проблема и Правительства Москвы - частью мегаполиса является Зеленоград, возникший как город-спутник электронной науки и промышленности. Московские власти более двух лет назад включились в решение этих проблем. Была создана территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особая зона) с целью сохранения и развития центра электронной промышленности в городе Москве и стимулирования инновационных и инвестиционных процессов в этой отрасли.
Эту работу необходимо активизировать, обращая внимание на следующие направления:
1. Инвестиции в разработки и производство готовой продукции и элементной базы. Это весьма сложное направление действий с точки зрения использования инструментов для увеличения инвестиций и выбора объектов инвестирования. Здесь должна быть проведена серьезная аналитическая программная работа с учетом прогнозов технологического развития и состояния отечественного рынка, налажена система квалифицированной экспертизы принимаемых решений.
2. Поддержка московских школ разработчиков перспективных направлений электроники. Уровень отечественных исследований и разработок во многих "горячих" направлениях этой области (например, в разработке архитектуры процессоров) не уступает мировому. Проблемой является коммерциализация разработок и выход на мировой рынок. Пока здесь ситуация похожа на ситуацию в программировании: преобладает либо переход специалистов в зарубежные фирмы, либо работа российских коллективов по контракту на зарубежных производителей. В обоих случаях интеллектуальная собственность переходит к иностранным компаниям со всеми вытекающими последствиями. Наиболее перспективный и экономически выгодный путь для города (если не считать налаживания конкурентоспособного производства на основе этих разработок) - выход на мировые рынки интеллектуальной собственности с "ноу-хау" и разработками, защищенными патентами. Успешные прецеденты уже есть. Задача, в решении которой может быть велика роль московского правительства, состоит в том, чтобы сделать такие прецеденты устойчивой тенденцией. Для этого необходимо разработать систему мер, включающую следующие направления действий:
- разработка системы критериев и механизмов отбора коллективов и направлений НИОКР для поддержки московским правительством;
- содействие в приобретении разработчиками современных средств разработки (САПР, мощные рабочие станции);
- помощь в патентной защите разработок за рубежом;
- оказание юридической помощи;
- налаживание адекватного информационного обеспечения исследований и разработок, прежде всего, выделения финансирования хотя бы одной общедоступной научной библиотеке Москвы для приобретения полного комплекта основных зарубежных журналов, справочников и монографий.
3. Стимулирование использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданиях.
4. Подготовка специалистов. Требуется разработка системы мер по поддержанию на мировом уровне подготовки кадров в области информационных технологий и электроники.
4.2.3. Развитие рынка телекоммуникаций
В настоящее время отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. По прогнозам специалистов, развитие телекоммуникаций будет еще не менее 20 лет определять перспективы мирового научно-технического прогресса.
Телекоммуникации являются также одной из наиболее динамичных и быстрорастущих базовых отраслей экономики России и Москвы, имеющей большие возможности для дальнейшего долговременного роста. Если к началу реформ в СССР и России отставание отрасли от передовых стран (по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени по существу создана ее новая архитектура. Отрасль постоянно наращивала свое участие в развитии национальной экономики. Доля телекоммуникаций в ВВП страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к 1999 г. достигла соответственно 2,1 - 2,7% валового внутреннего продукта страны.
Москва, безусловно, является лидирующим российским регионом в области информатизации и развития телекоммуникаций. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области.
Экономическая и технологическая ситуация сильно различается в различных сегментах московского рынка телекоммуникаций.
Обычная телефония
В развитых странах мира уровень телефонизации достигает 60 (иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 1999 г. телефонная плотность на 100 жителей (с учетом альтернативных операторов) увеличилась до 21,4%. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что, тем не менее, несколько ниже уровня развитых стран.
В этом секторе рынка велика степень монополизации. Телефонная сеть общего пользования в Москве монополизирована, фактически, одним оператором - ОАО "Московская городская телефонная сеть" (более 4 млн. линий). Сравнительно большие емкости имеют частные компании: МТУ-Информ (270 тыс. линий на май 2000 г.), Комстар (до 200 тыс. линий), Комбеллга, Совинтел, Глобал Один и ряд других, но они работают, в основном с корпоративными клиентами. В предоставлении услуг дальней связи монополистом является "Ростелеком", правда, недавно о выходе на телекоммуникационный рынок и о развитии собственных магистральных сетей объявили МПС ("Транстелеком"), РАО ЕЭС ("Энифком") и Газпром ("Газком").
В Москве спрос на услуги телефонной связи не уменьшается, очередь на установку телефона МГТС растет. Темпы развития телефонной сети МГТС недостаточны, объясняется это рядом причин, главной из которых является нехватка средств и сдерживание роста тарифов, которые в настоящее время ниже себестоимости эксплуатации.