Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 7

В этой связи, необходимо разработать и реализовать специальную программу, существенной частью которой должны стать:
- система мер по созданию в Москве привлекательных условий для базирования штаб-квартир и офисов международных фирм и организаций (согласно опросам бизнесменов, одним из приоритетных направлений должно стать развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города);
- рекламирование Москвы как места для международного бизнеса и туризма и мероприятия по формирование ее соответствующего имиджа.

4.2.6. Создание условий для развития Москвы как центра инноваций и науки

Многие исследователи определяют информационное общество как общество, основанное на знании. Очевидно, что наука играет огромную роль в жизни современного общества. Экономический рост и создание рабочих мест все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок.
Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны. Вот только некоторые показатели, характеризующие Москву как научный центр:
- доля Москвы в числе занятых в России научными исследованиями и разработками последние годы растет и достигла в 1998 г. 37%;
- в Москве сосредоточено более 50% исследователей высшей квалификации - докторов наук;
- научные связи российских ученых с зарубежными коллегами более чем на 50% концентрируются в Москве;
- наука Москвы отличается сравнительно высокой эффективностью: при 30,7% общероссийских затрат, она обеспечивает около 50% престижных публикаций в ведущих научных журналах мира.
Тем не менее, характеризуя потенциал Москвы как "информационного города" и перспективы ее экономического развития, нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки - основного источника инноваций в современном обществе. Бюджетного финансирования хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую зарплату сотрудников научно-исследовательских учреждений, экспериментальная база науки практически не обновляется. В результате происходит, с одной стороны, массовая "утечка умов" как за пределы страны, так и в другие сферы деятельности, а, с другой стороны, явная перегрузка исследователей добыванием дополнительных доходов. В этих условиях становится реальной угроза деградации значительной части научного потенциала Москвы.
Большая часть научных учреждений Москвы управляется и финансируется федеральными органами, однако в свете перспектив вхождения Москвы в информационное общество город заинтересован не только в развитии областей науки, непосредственно удовлетворяющих нужды городского хозяйства, но и в более широкой поддержке перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки на своей территории. Это формирует положительный международный образ Москвы, интенсифицирует деловой (научный) туризм, активизирует деятельность иностранных научных фондов на территории столицы. Помимо этого, непосредственную выгоду Москве может приносить коммерческое использование научных достижений, что является важнейшим условием устойчивого экономического развития. В этой связи важно отметить, что расходы Москвы на науку, составившие в 1998 г. всего 268 млн. рублей, т.е. менее 0,5% от расходной части ее бюджета, представляются неоправданно низкими.
Во времена СССР Москва была центром весьма специфической национальной инновационной системы, которая формировалась в условиях тотальной государственной собственности и централизованного управления экономикой. Прикладная наука и сами инновационные процессы были вписаны в отраслевую систему организации и управления производства. В Москве размещались не только все союзные министерства и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследовательские организации, базовые и экспериментальные производства, которые составляли основу инновационной системы отрасли. На московских предприятиях осваивались новые производства с последующим их тиражированием в других регионах.
Ликвидация союзных министерств, приватизация и острый экономический кризис разрушили эту систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной системы, был сломан, в результате чего исчезла организационная структура, административно связывающая производство и науку и обеспечивающая внедрение разработок, рыночные же инновационные механизмы полноценно пока не заработали. Значительно сократился платежеспособный спрос на результаты НИОКР. Финансирование многих отраслевых НИИ и КБ просто прекратилось. Москву эти процессы затронули наиболее сильно. Темпы падения промышленного производства здесь опережали общероссийские. Резко снизилась и общая инновационная продуктивность Москвы. По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то в 1997 г. эта доля упала до 3,5% от общероссийских показателей.
Не требует доказательств то, что для Москвы жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы. Для этого должна быть разработана и реализована специальная программа, нацеленная на формирование в Москве функционально полной и эффективно действующей институциональной инфраструктуры рыночного инновационного процесса, включающая следующие направления действий:
1. Содействие формированию венчурных инновационных фирм и банков, нацеленных на финансирование малых предприятий в высокотехнологичных областях. По целому ряду причин инновационное развитие современной экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Венчурный капитал осуществляет финансирование таких фирм и играет важную экономическую роль, несмотря на относительно небольшие размеры по сравнению с другими сегментами финансового рынка. Программа поддержки московским правительством венчурного капитала должна содержать комплекс мер, включающий:
- учреждение финансовых компаний (фондов), нацеленных исключительно на финансировании малых предприятий в сфере технологий;
- прямое финансирование фондов венчурного капитала или самих малых предприятий в форме государственных инвестиций или займов;
- создание условий и стимулов для инвестирования в венчурные фонды и малые инновационные фирмы (налоговые льготы, гарантии под кредиты, арендные льготы и т.п.);
- устранение бюрократических препон при создании новых фирм;
- организация подготовки предпринимателей и менеджеров для инновационных и венчурных фирм;
- разработка соответствующей нормативной базы.
2. Создание условий для стимулирования НИОКР на наукоемких предприятиях города вне зависимости от формы собственности. Как показывают исследования, инновации в промышленном секторе осуществляются главным образом за счет внутренних разработок. Характерный для доставшейся России от СССР инновационной системы организационный отрыв науки от производства создавал проблемы с внедрением разработок и осознавался как проблема еще до перестройки. Решение этой проблемы остается актуальной и до сих пор. В этой связи необходимо:
- содействовать объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных предприятий на территории Москвы;
- оказывать прямую и косвенную поддержку исследованиям на перспективных наукоемких предприятиях города вне зависимости от формы собственности.
3. Координация и взаимодействие с Миннауки РФ и другими федеральными органами, отвечающими за инновационную сферу, участие в разработке и реализации концепции инновационной политики РФ и, в частности, в создании федеральных центров науки и высоких технологий и в реализации межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической области.

4.2.7. Создание условий для превращения Москвы в центр туризма и туристской деятельности

К настоящему времени Москва уже занимает лидирующее положение в системе туристской индустрии страны. Это связано с тем, что столица России к моменту формирования рыночных отношений уже являлась административным, транспортным, культурным и экономическим центром, и, в том числе, центром производства и распространения информации. Москве и России в целом, без сомнения, выгодны дальнейшие шаги по развитию всех видов туризма.
В глобальном масштабе туризм является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По данным всемирной туристской организации (ВТО), к 2000 г. международный туризм охватит 935 млн. людей, удвоив показатели 1992 г. За последние 20 лет число прибытий туристов в мире росло ежегодно в среднем на 5,1%, а валютные поступления - на 14%. Таким образом, глобальная индустрия туризма устойчиво держит одно из ведущих мест мировой экономики, перераспределяются только направления туристских потоков - в зависимости от конкретных ситуаций в странах и регионах.
По опубликованным прогнозам ВТО, Россия имеет реальные шансы уже в ближайшие 20 лет войти в десятку самых посещаемых стран мира. Но пока на рынке туристских услуг позиции России достаточно слабы. Например, в 1997 г. Россию посетило чуть меньше 17,5 млн. иностранных граждан (что, тем не менее, на 7,7% больше, чем в 1996 г.), в то время как США приняли около 50 млн. туристов. Количество россиян, выехавших за рубеж в том же году, составило около 11,2 млн. человек. Таким образом, количество въехавших в Россию туристов значительно превышает количество выехавших, что само по себе является положительным моментом. Расходы российских туристов за рубежом составили 8,3 млрд. долларов, а общие доходы России от въездного туризма - 6,5 млрд. В сравнении, например, с Нью-Йорком, получающим ежегодно доход от туризма более 36 млрд. долларов, эти показатели выглядят неоправданно низкими.
Московское правительство в настоящее время осознает важность этой отрасли экономики. В четвертом квартале 1998 г. был создан Комитет по туризму, перед которым поставлена задача по стабилизации и улучшению ситуации, связанной с развитием въездного туризма. В 1999 г. подготовлен специальный закон "О туристской деятельности в Москве". Для того, чтобы все возрастающая часть потоков туристов была направлена в сторону Москвы и России, необходимо сделать дальнейшие конкретные шаги. При этом важно учитывать, что увеличение въездного туризма в Россию положительно отразится и на Москве в силу ее центрального транспортного положения.
Значительную часть международной индустрии туризма (более 40%) составляет деловой и конгрессный туризм. Его преимущество состоит в отсутствии сезонного характера. Развитие Москвы как туристского центра в этом виде туризма теснейшим образом связано с ее развитием как центра науки, культуры, управления и других видов информационной деятельности. Содействие организации в Москве значимых деловых и научных международных конференций и форумов должно стать важным направлением действий городских властей. Для обеспечения такого вида туризма гостиничное хозяйство столицы, несомненно, должно располагать специально оборудованными помещениями и предлагать свои услуги по доступным ценам.
Важнейшим направлением развития туриндустрии является реклама. Необходима финансовая государственная поддержка и формирование специальной программы для рекламы туристских возможностей Москвы. Важна и поддержка рекламных кампаний московских туроператоров. При участии в международных ярмарках и выставках выигрышно смотрелся бы отдельный московский стенд, объединяющий основную информацию.
Туристский бизнес требует больших долговременных инвестиций, которые не может позволить себе ни одна крупнейшая турфирма, тем более в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Такие инвестиции должны поступать в рамках государственных и московских программ. Кроме того, необходимо создавать благоприятный климат для привлечения иностранных инвесторов на определенных условиях. Необходимо также принятие местных законов, создающую льготную систему налогообложения для фирм, занимающимися въездным и внутренним туризмом.
Важнейшим условием увеличения числа поездок в Россию иностранных туристов является упрощение паспортно-визовых, таможенных и других туристских формальностей, связанных с пересечением границы и пребыванием на территории Москвы. Необходимо также выработать систему мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма.
Для грамотной организации туристского бизнеса в Москве, учитывая и транзитные потоки, необходимы не просто исследования в этой области, а постоянный мониторинг всей этой сферы. Финансирование такого мониторинга и детальных исследований и разработок в этой сфере желательно проводить в рамках целевых московских программ. Необходимо также привлекать ресурсы федерального уровня, т.к. повышение туристского рейтинга Москвы на международной арене повысит и соответствующий рейтинг России в целом.

4.3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности

4.3.1. Образование

В Москве в настоящее время имеется около 2400 учреждений дошкольного образования, в том числе свыше 160 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (по новой классификации), более 1500 средних школ (включая негосударственные), более 170 профессионально-технических училищ и лицеев, около 150 техникумов и колледжей, более 200 высших учебных заведений (включая негосударственные), свыше 30 учреждений и подразделений системы дополнительного профессионального образования.
Состояние информатизации отрасли в городе можно проиллюстрировать следующими цифрами:
WWW-серверы в Москве имеют около 4% школ, чуть более 3% ПТУ и лицеев, 13% колледжей и техникумов, 15% вузов. Большая часть вузов имеет электронный адрес (обмен информацией происходит в основном по коммутируемым каналам). Наибольшее продвижение наблюдается в области информационно-библиотечного обслуживания образования - автоматизированные информационно-библиотечные системы используют около 7% школ и почти 25% вузов, более 30% массовых и специализированных библиотек, используемых учащимися. Следует отметить в целом удовлетворительную (по количеству компьютеров) оснащенность вузов. Однако большинство компьютеров в вузах - малопроизводительные.
В отрасли образования Центром информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования РФ разработан автоматизированный кадастр "Информационные ресурсы высшей школы", включающий описания информационных ресурсов, созданных в учреждениях науки и высшей школы системы Минобразования. Анализ кадастра показывает, что преобладающее количество автоматизированных информационных ресурсов отрасли (около 80%) ориентированы на технические специальности. Учитывая универсальный характер информационных технологий, возможность их использования для обучения любым дисциплинам, существующий уровень информатизации гуманитарного образования в стране можно оценить как неудовлетворительный. К этому следует добавить, что к большинству всех информационных ресурсов, представленных в кадастре, не обеспечено сетевого доступа.
Еще хуже обстоит дело с наличием сетевых компьютерных учебных курсов для дистанционного образования. Такими курсами располагают лишь около 5% московских вузов, причем их количество в различных вузах колеблется от 1 единицы до нескольких десятков. При этом для эффективного дистанционного образования среднему вузу требуется 300-350 учебных курсов. Дистанционное обучение в московских школах, техникумах и ПТУ пока находится в зачаточном состоянии.
Переход к информационному обществу сдвигает базовые образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому. Новейшие телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают для преподавателей и учащихся совершенно новые возможности. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы.
В процессе становления информационного общества получает новое разрешение противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Знания и профессионализм, а вместе с ними благополучие и успех как назначение высоких ступеней образования все более уступают развитию творческих сил и способностей личности. По мере перехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей.
Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Специфика новой системы образования должна проявляться в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования. Это становится особенно очевидным с развитием "образования на всю жизнь", которое должно стать более фундаментальным и универсальным.
Первостепенную роль здесь должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.
Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо: диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, таким образом создав содержательную основу для перехода к принципу "Образование для всех". Из всего этого следует, что важной проблемой конца ХХ - начала ХХI в. является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".
Современные ИКТ создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости учебных программ.
Современный уровень развития ИКТ дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Становление и последующее развитие системы дистанционного образования должно в будущем привести к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые создадут реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.