- накопление данных об использовании ресурсов, потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы.
4.3.7. Общественная жизнь
Возможность использования информационных сетей и систем создает для каждого гражданина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество информационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Необходимо помнить, что вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе.
Последнее, однако, должно рассматриваться не столько как опасность, сколько как новый шанс усилить политическую активность и политическую ответственность населения. Для этого в первую очередь необходимо создать в городе основы "теледемократии", что предполагает:
- постоянное информирование населения через официальные WWW-сайты Мэрии Москвы, Московской городской Думы, префектур округов и районных управ о деятельности органов власти;
- предоставления в публичный доступ актуализированных официальных документов - законов и нормативных актов;
- обеспечение прямого участия горожан в выработке решений по конкретным вопросам, затрагивающим их интересы;
- проведение оперативных опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними;
- организации регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депутатами, жителей с представителями исполнительной власти города, района и управы.
4.3.8. Быт и досуг
Мировой опыт показывает, что информатизация повседневной жизни является средством стимуляции духовного и экономического развития. Использование ИКТ в быту повышает информационную активность горожан, дает ощущение улучшения комфортности жизни, способствует повышению качества труда и возрастанию экономической активности горожан за счет ненавязчивого обучения "через развлечения". Бытовая информационная продукция - сильнейшее средство привлечения населения на путь интеграции в информационное общество.
В этой сфере очень велика роль самоорганизации. Рынок бытовой электроники и связанной с ним информационной продукции возник в городе одним из первых и сегодня мало уступает европейскому. В то же время информатизация быта и досуга - одна из тех областей, где городская администрация может проводить активную социально-ориентированную политику. В целях содействия социально-экономическому развитию города эта политика должна преследовать следующие основные цели:
- стимулирование отечественных производителей бытовой информационной продукции (электронных развлекательных, медицинских и юридических программ, электронных игр и пр.) и слежение за их качеством;
- содействие сохранению национальной культуры с помощью регулирования рынка городской информационной продукции (имеется удачный опыт Франции по введению квот на продажу и показ иностранной продукции и отсев низкопробной продукции);
- оказание социальной помощи в электронной форме в первую очередь наиболее незащищенным группам.
Во всем мире основной движущей силой развития информационного общества являются дети. 2/3 московских детей сосредоточены в мало обеспеченных семьях, и без помощи города в форме организации общественных электронных центров, они обречены на отставание в развитии, на второсортную жизнь с младенчества.
Качество жизни стариков, многочисленной и растущей части населения города, а также инвалидов может быть значительно улучшено за счет электронизации квартир. Подключение их жилищ к поликлинике, к рабочему месту социального работника и/или к общественному домовому центру позволит резко повысить эффективность предоставляемой им помощи. Обеспечение этих групп населения бесплатной информацией и доступом к средствам коммуникации позволит им лучше сохранять свое здоровье и полноценно участвовать в общественной жизни.
Для определения наиболее действенных путей электронной помощи необходимо проведение социальных экспериментов.
4.4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города
4.4.1. Готовность москвичей к использованию ИКТ для жизни и работы
Готовность москвичей к жизни и работе в информационном обществе определяется социально-демографической ситуацией в городе, информационной подготовкой жителей и уровнем осознания современных возможностей ИКТ.
Одна из базовых характеристик, определяющих готовность москвичей к использованию ИКТ и возможность интеграции города в глобальное информационное общество, - социально-демографические особенности московского населения.
Возраст является одним из определяющих факторов использования ИКТ. Опыт развития информационного общества в мире показывает. что основными пользователями новых и новейших технологий являются дети и молодежь. Средний возраст жителей города - 38,3 года (для мужчин 35,5 лет, для женщин - 40,3 года).
Традиционно молодыми являются районы-новостройки с относительно высоким уровнем рождаемости, среди которых выделяются муниципалитеты за пределами кольцевой автодороги. Это Солнцево (общий коэффициент рождаемости 12,1 промилле), Косино-Ухтомский (9,1 промилле), Южное Бутово (8,3 промилле). Сюда же можно отнести и ряд муниципалитетов, тяготеющих, в основном к югу (Южный и Юго-Восточный округа) и северу (Северный и Северо-Восточный округа).
Одновременно в городе идет ускорение процесса старения населения, хотя его дифференциация по районам менее выражена.
В последние годы традиционно положительная динамика численности постоянного населения города сменилась отрицательной. Население города убывает, среди москвичей пенсионеров больше, чем детей и подростков.
Демографическая нагрузка престарелыми и детьми неравномерна: наименьшие значения она имеет в Зеленограде, Южном, Северном, Юго-Западном округах, причем в Южном округе и Зеленограде основная доля приходится на нагрузку детьми (это результат недавнего заселения), в остальных округах - лицами пенсионного возраста.
С точки зрения распространения ИКТ обнадеживающим является тот факт, что при общей неблагоприятной социально-демографической обстановке доля населения города в возрасте от 10-39 лет (группа наиболее социально активная с точки зрения использования ИКТ), составила по данным 1998 г. 20, 25% населения города (причем возрастные группы от 10-19 лет и от 20-29 лет возросли за 1995-1998 гг. на 1% каждая, а группа от 30-39 лет осталась без изменений).
Профессионально-образовательная структура населения столицы благоприятна для развития информационного общества. Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся молодежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное общество. Анализ численности занятых по отраслям экономики в целом по Москве показывает, что служащие составляют 29,4% от общей численности занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20, 25% от общего населения города. Таким образом, более 50% населения города потенциально предрасположены к использованию ИКТ.
Еще один индикатор готовности города к вхождению в ИО - уровень образования населения города. Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем образования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и среднее специальное образование.
Проведение регулярных проблемно-ориентированных выборочных социологических обследований является средством для определения информационной подготовки москвичей и их готовности к использованию ИКТ в повседневной жизни и на работе. Подход к проведению таких обследований должен быть основан на сочетании статистических (количественных) и социально-этнографических (качественных) методов исследования. С помощью статистических опросов выявляются уже установившиеся стойкие тенденции, характеризующие информационную подготовку москвичей. Однако в условиях переходного периода, быстрой динамики всех социально-экономических и социокультурных процессов статистические опросы должны дополняться данными экспертных опросов, получаемыми с помощью углубленных неструктурированных интервью. с представителями проблемных групп.
На основе полученных данных разрабатываются меры по эффективному информированию определенных групп населения о возможностях современных ИКТ. Эти меры делятся на общемосковские демонстрационно-просветительские компании и мероприятия, ориентированные на вовлечение в использование новейших достижений информационного века жителей определенного района или представителей различных социальных групп (школьников, женщин, инвалидов, представителей отдельных профессий и пр.).
4.4.2. Преодоление социального неравенства в "информационном городе"
В конце XX века появилось еще одно измерение бедности, так называемая "информационная бедность". Это понятие было введено в 1997 г. Программой развития ООН. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знанию. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.
Появившийся новый вид социального неравенства, порождаемый отсутствием у москвичей доступа к современным ИКТ, требует действий городских властей по его ликвидации. Должна быть разработана специальная программа, включающая следующие мероприятия:
1. Организация точек публичного доступа к ИКТ как средство приобщения к телематике тех слоев населения, которые иначе остались бы за бортом информационного общества. Для финансирования этой идеи необходим новый вид партнерства - объединение усилий городской администрации, общественных организаций, ученых и частного сектора. Цель - развитие общественно доступных информационных услуг и точек публичного доступа к ним (в библиотеках, на вокзалах, в поликлиниках, торговых центрах и пр.), районных Интернет-кафе и общественных центров доступа к современным технологиям.
2. Стимулирование интереса горожан (со специальным акцентом на представителях малого и среднего бизнеса) к использованию ИКТ с помощью проведения демонстрационно-просветительских компаний по разъяснению преимуществ жизни в "информационном городе".
3. Оказание социальной помощи в электронной форме социально незащищенным группам населения:
- дальнейшая информатизация социальных служб (службы социального обеспечения, помощи, страхования, пенсионной и др.);
- содействие в организации сетей взаимопомощи и поддержки с использованием ИКТ для пожилых как одно из первоочередных направлений работы, обусловленное демографической ситуацией в городе;
- организация центров доступа к ИКТ для молодых и способных инвалидов, которым современные технологии позволяют жить более полной жизнью и вносить своим трудом вклад в социально-экономическое развитие города.
4.4.3. Домашняя компьютеризация
Как показывает зарубежный и уже накопленный отечественный опыт, массовая домашняя компьютеризация служит эффективным инструментом развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей людей - от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния. Массовая домашняя компьютеризация рассматривается как необходимая ступень формирования информационного общества. Она должна привести к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, к существенному расширению сферы социально значимых услуг для населения.
Массовая домашняя компьютеризация способствует решению следующих важных социальных проблем:
- обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам и получение каждым гражданином необходимой ему социальной, экономической, профессиональной, образовательной, культурной и развлекательной информации;
- повышение занятости населения за счет привлечения к труду лиц, потерявших работу, в том числе ограниченно трудоспособных, на основе новой формы работы на дому;
- получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка большой категории лиц, а также живущих в отдаленных регионах страны;
- расширение спектра и повышение качества социальных и медицинских услуг населению;
- сплочение семьи как основного вида общности в социальной структуре общества, укрепление взаимоотношений разных поколений, расширение межличностного общения;
- организация новых форм досуга молодежи, отвлекающих ее от социально опасных типов поведения.