Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" стр. 13

Для оценки степени включенности Москвы в глобальное информационное общество и увеличения скорости движения города в этом направлении необходима специальная система индикаторов.
Целью слежения за этими индикаторами является как измерение развития информационной инфраструктуры, так и процесса производства информации, передаваемой по ее каналам.
В настоящее время отсутствует единая международная система индикаторов развития информационного общества в связи с необходимостью согласования в глобальном масштабе наборов продуктов и услуг, которые в разных странах относятся к информационным.
Предлагаемый подход к выбору индикаторов движения к ИО основан на многоаспектном учете влияния распространения ИКТ на общество в техническом, экономическом и социальном разрезах и на создании поэтапной системы мониторинга.
Базовый набор макроэкономических показателей, характеризующих интеграцию города в глобальное информационное общество, требующий регулярного статистического наблюдения, разбивается на три группы:
1. Показатели развития коммуникационной инфраструктуры (общеевропейский перечень):
- число телефонных линий на 100 жителей;
- число мобильных телефонов на 100 жителей;
- число Интернет подключений на 1000 жителей;
- число персональных компьютеров на душу населения (и/или на 100 работающих, на 100 семей);
- количество корпоративных и муниципальных сетей, подключенных к Интернет;
- стоимость телефонных переговоров (городских, междугородних, мобильных).
2. Базовые экономические показатели развития информационного общества:
- число занятых информационной деятельностью, в том числе как процент от общей занятости;
- показатели формирования новых отраслей: индустрия банков данных, производство программного обеспечения, производство автоматизированных информационных систем (по видам);
- расходы на НИОКР в области ИКТ;
- состояние рынка ИКТ.
3. Социальные показатели. Социальный блок на первом этапе ограничивается показателем, характеризующем долю населения, которая использует персональный компьютер на работе и/или дома (включая долю продвинутых пользователей для характеристики уровня компьютерной подготовки населения), а также набором наиболее характерных показателей из сферы образования:
- число студентов, изучающих ИКТ;
- число жителей, имеющих дипломы, кандидатские и докторские степени в области изучения ИКТ;
- процент взрослого населения, участвующего в программах переподготовки.
На первом этапе мониторинга отслеживаются только базовые индикаторы. На следующих этапах мониторинга к ним добавляются следующие группы показателей:
1. Показатели, характеризующие мощность и структуру информационной индустрии города;
2. Показатели, характеризующие распространение и использование информационной техники, продуктов и услуг "неинформационными" отраслями;
3. Индикаторы эффективности процесса информатизации.

5.4. Организационные мероприятия

5.4.1. Разработка и принятие программы движения Москвы к информационному обществу

В 1990-е годы в большинстве развитых стран были разработаны и приняты специальные программы движения к информационному обществу - как на международном (Европейский Союз), так и на национальном и региональном (муниципальном) уровнях. В ряде стран на сегодняшний день уже подготовлены и реализуются программные документы второго поколения, подводящие первые итоги и уточняющие политику по формированию информационного общества.
Россия задержалась с подготовкой таких программ. На федеральном уровне только в 1999 г. была разработана, но пока не получила официального статуса "Концепция перехода России к информационному обществу". При этом глубина и комплексность происходящих изменений, возможности и риски, которые несут новые ИКТ, требуют адекватной политической реакции. Москва не должна оставаться в стороне, т.к. именно здесь наиболее быстро происходят перемены. Столица первой в России столкнулась с вызовами информационного общества и сможет реализовать возможности, которые оно несет для граждан и экономики города.
Программа движения Москвы к информационному обществу должна не просто представить научно обоснованную политику Москвы в информационной сфере, но дать стратегию развития Москвы в условиях формирующегося глобального информационного общества. С содержательной точки зрения в программе должны быть разработаны следующие блоки:
1. Анализ тенденций и изменений, происходящих в современном мире, в России и в Москве, а также видение желаемого и возможного будущего для Москвы. Формулировка стратегических целей и задач движения Москвы к информационному обществу.
2. Роль московского правительства и городской Думы, принципы и инструменты городской политики.
3. Основные направления и приоритеты городской политики. По каждому направлению действий должен быть дан анализ положения дел, видение будущего, сформулированы цели, выделены приоритеты и представлена обоснованная и просчитанная программа мер Московского правительства, ожидаемые результаты. В первую очередь должны быть проработаны следующие направления:
- комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности экономики города в рамках "информационного города";
- меры, содействующие обновлению различных сфер деятельности в городе на основе широкого использования ИКТ;
- поддержка высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, а также мирового уровня исследований и разработок в области ИКТ;
- обеспечение возможностей доступа к основным услугам информационно-телекоммуникационных систем, а также базовых навыков работы с ними для всех жителей города, преодоление информационного неравенства;
- развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы;
- развитие нормативной базы.
4. Первоочередные мероприятия по реализации программы:
- утверждение программы и необходимых нормативных документов;
- внесение изменений в систему городского управления, формирование рабочих органов по реализации программы;
- формирование экономических механизмов и обеспечение финансовых источников для осуществления программы.
К разработке программы необходимо привлечь ведущих специалистов в области экономики и социологии, ИКТ, научно-технической и инновационной политики, городского хозяйства и управления. Разработанная программа должна пройти независимую экспертизу, обсуждена и принята специальным консультативным советом, опубликована для общественного обсуждения. Сроки ее реализации разумно установить 2001-2004 гг. с ежегодной корректировкой (2000 г. - разработка программы).

5.4.2. Создание городских рабочих органов по реализации программы движения Москвы к информационному обществу

Для реализации программы движения Москвы к информационному обществу необходимо провести определенные институциональные изменения: корректировку системы городского управления, учреждение фондов, службы мониторинга и т.д. Конкретные предложения по этим изменениям должны быть проработаны в ходе подготовки программы. Однако одну институциональную новацию необходимо реализовать на этапе разработки программы - это создание при Правительстве Москвы специального консультативного совета по программе движения Москвы к информационному обществу.
Функции консультативного совета на первом этапе должны заключатся в проведении независимой экспертизы и подготовке рекомендаций по вопросам разработки и принятия программы: рекомендации по составу рабочей группы разработчиков, рассмотрение концепции программы и ее окончательного варианта. После утверждения программы совет должен осуществлять профессиональную экспертизу и согласование интересов всех участников реализации программы и потребителей ее результатов. Для более эффективного выполнения этих функций рационально в работе совета реализовать двухуровневую систему экспертизы.
Профессиональную экспертизу (экспертизу, основанную на владении кодифицированным знанием или на опыте работы в какой-то области) можно реализовать в рамках специализированных экспертных советов. Она проводится, если нужно оценить с научной или технической точки зрения какой-нибудь проект, разработку, научно-технический результат и т.п. Согласование интересов должно проводиться при решении вопросов о приоритетах, о распределении финансирования между основными направлениями программы, при определении целей программы и т.п. Эта работа должна проводиться в рамках консультативного совета, учитывающего при принятии окончательных рекомендаций результаты работы экспертных комиссий.
В соответствии с задачами совета, в его состав должны войти как специалисты в соответствующих областях, так и представители информационной индустрии, органов управления, социальных служб и общественности (обществ потребителей, пользователей Интернета и т.п.). Порядок работы совета, принципы его формирования и процедуры принятия решений должны быть сформулированы в соответствующем положении, при разработке которого необходимо учитывать современные отработанные подходы (периодическая ротация, независимость экспертизы, специальные правила по избежанию "конфликта интересов" и т.д.). Организационное обеспечение деятельности Совета может осуществлять Департамент экономической политики и развития Москвы, при этом необходимо согласовать эту работу совета с деятельностью Межведомственной комиссии по созданию и эксплуатации общегородской информационной системы.

5.4.3. Создание системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу